И формы
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
Итогом успешных предпринимательских усилий выступает новая или реструктурированная хозяйственная организация, где на место предпринимателя приходит менеджер, призванный стабилизировать организационную структуру и обеспечить ее устойчивое развитие. Хозяйственная организация и становится объектом нашего рассмотрения.
Современное хозяйство еще в завершившемся XX столетии пре- вратилось в " хозяйство юридических лиц" Здесь основными хозяйствен- ными агентами являются уже не индивиды, а крупные компании, зачастую даже не связанные с именами конкретных владельцев или се- мейных кланов, как это было на более ранних стадиях развития капи- тализма1. В итоге огромные активы сосредоточены в руках " безличных" корпоративных структур, существующих относительно независимо от своих создателей и работающих в них коллективов людей: со временем и реестр собственников, и состав наемных работников могут полнос- тью обновиться, а организация продолжит свою деятельность.
" Обезличение", присущее корпоративным агентам, сильно изме- няет всю карту хозяйственных взаимодействий. Одно дело — иметь отношения с конкретным хозяином, и совсем другое — с мощной бюрократической машиной, где все работающие, включая высших ме- неджеров, выступают лишь " скромными" представителями единой кол- лективной воли. Действия отдельного хозяйствующего человека, по существу, деперсонифицируются, поскольку им утрачиваются многие функции контроля за корпоративными агентами2.
Общее понятие организации. Попытаемся далее раскрыть общее по- нятие " организации" с экономико-социологической точки зрения и охарактеризовать основные подходы к ее рассмотрению.
Согласно М. Веберу, " организацией называется совокупность со- циальных отношений — закрытых, либо с ограниченным доступом извне, — в которой регулирование осуществляется особой группой людей: руководителем и, возможно, административным аппаратом, обладающими обычно представительской властью" 3.
В соответствии с другим определением, принадлежащим современ- ному теоретику социологии организаций и экономсоциологу А. Стинч- комбу, организация выступает как " система устойчивых социальных отношений, сознательно формируемых с ясно выраженной и непре- рывной устремленностью к достижению некоторых специфических це- лей и задач" 4. Таким образом, если М. Вебер подчеркивает закрытость и иерархичность организационного устройства, то А. Стинчкомб указы- вает на то, что организация — искусственное образование, создаваемое под определенные цели. Позднее он также рассматривает организации как специализированные структуры по обработке информации в усло- виях неопределенности5.
Попробуем обобщить приведенные определения. Любая организа- ция обладает, как мы полагаем, следующим набором обязательных при- знаков:
■ выраженная общая цель, не сводимая к индивидуальным целям членов организации;
■ набор ресурсов и определенный способ их защиты (начиная с проблем безопасности и заканчивая способами легитимации соб- ственных действий);
■ система официально утвержденных правил поведения и правил контроля за их соблюдением;
■ структура устойчиво воспроизводимых статусов (организация дол- жна иметь относительно постоянное формальное руководство или, по крайней мере, устойчивую лидерскую группу);
■ специфическое разделение труда между членами организации (формальное или неформальное);
■ наличие вознаграждений и наказаний за участие или неучастие в делах организации.
Таким образом, под организацией следует понимать систему соци- альных отношений, ориентированную на достижение общих целей, обладаю- щую собственными ресурсами, внутренним нормативным порядком и ста- тусной структурой, в рамках которых члены организации за соответству- ющие вознаграждения выполняют отведенные им установившимся разде- лением труда функциональные роли.
Основные черты хозяйственной организации. Рассмотрим далее более подробно специфические черты хозяйственной организации с эконо- мико-социологической точки зрения. К ним, по нашему мнению, от- носятся:
■ стремление к монополизму;
■ стремление к закрытости;
■ подчинение индивидов коллективным интересам;
■ стратификация работников;
■ превращение вознаграждений в привилегии6.
Стремление к монополизму. Все хозяйственные организации стре- мятся к монополизации части хозяйственных ресурсов, отвоеванию оп- ределенной рыночной ниши и пытаются не допустить в нее прочих участников рынка. Любой рынок сегментирован, т.е. разделен много- численными экономическими и административными барьерами. И зак- репляясь в определенном сегменте, хозяйственная организация обрета- ет монопольные черты7.
Стремление к закрытости. Относительное закрытие (closure) от других участников рынка, эксклюзивность членства служат одним из надежных инструментов защиты ресурсов хозяйственной организации. Создаются правила, затрудняющие вход в организацию и выход из нее. Затрудненность входа означает невозможность вступления в организацию только по желанию, без специальных усилий по завоеванию места. Зат- рудненность выхода выражается в невозможности свободно покинуть организацию без серьезных экономических или статусных потерь8.
Подчинение индивида коллективным интересам. Хозяйственные орга- низации (хотя и в неодинаковой степени) тяготеют к возможно более полному подчинению своих членов общим целям. Причем субордина- ция человека или группы начинается порой еще до вступления в орга- низацию. Приходится " заслуживать" членство посредством протекции, через ученичество (хождение в кандидатах и стажерах), отработки за половину оплаты, демонстрацию лояльности, дисциплинированнос- ти, профессиональной пригодности. И лишь после этого становится возможным членство в организации.
Стратификация работников. Практически всякая хозяйственная орга- низация производит ранжирование своих членов, помимо основной должностной иерархии, разделяя их на полноправных и депривилеги- рованных исполнителей. Для того чтобы стать полноправным исполни- телем в хозяйственной организации, необходимо соответствовать трем важнейшим условиям:
■ постоянное членство в организации (иногда требуется опреде- ленный стаж работы);
■ послушание и личная лояльность по отношению к непосредствен- ному руководству;
■ демонстрация лояльности коллективным целям и ценностям.
Таким образом, полноправным исполнителям, помимо нахожде- ния в штате, следует еще соблюдать трудовую дисциплину, обеспечи- вать заданную выработку, не вступать в конфликты с начальством и демонстрировать преданность организации. Те, кто не соответствует хотя бы одному из названных требований, вливаются в прослойку деприви- легированных исполнителей, к которым относятся:
■ работники, проходящие предварительную подготовку (учени- ки, стажеры);
■ внештатные работники (совместители, временно занятые);
■ " теневые" работники (нанятые без надлежащего оформления);
■ " неблагонадежные" работники (нарушители дисциплины и внут- реннего распорядка, а также те, кто не проявляет должной ло- яльности).
Все эти " слабые" группы администрация может задействовать в полной мере, но при этом они подвергаются дискриминации в оплате, не имеют многих сопутствующих льгот и первыми стоят в списках на увольнение (к этой теме мы вернемся в разд. 7).
Превращение вознаграждений в привилегии. Подчиняя своих членов, организация взамен обеспечивает последним доступ к определенному набору вознаграждений, приобретающих черты привилегий. Последние представляют собой специфический способ распределения вознаграж-дений за сам факт членства в организации, безотносительно к началь- ному и текущему экономическому или трудовому вкладу. Как бы низок ни был статус члена хозяйственной организации, последний может быть причастен к некоторым благам или приобщен к каналам распреде- ления, недоступным для " человека с улицы" 9.
Итак, мы видим, что хозяйственная организация тяготеет к закры- тости троякого рода — относительно используемых ресурсов, состава членов и обеспечиваемых вознаграждений. Но достигает ее в разной степени. Например, профсоюз может стремиться к тому, чтобы плоды его усилий доставались только его членам. Если ему это удается, то воз- никает тенденция ограничить число членов профсоюза. Но поскольку плоды профсоюзной активности (улучшение условий и оплаты труда) часто относятся к категории общественных благ, доступных каждому работнику независимо от того, вносились ли профсоюзные взносы, то профсоюз скорее откроет свои собственные ряды, но попытается огра- ничить доступ в организацию, требуя, чтобы работа предоставлялась только его официальным членам.
Классическая (бюрократическая) организация. Масштабный эконо- мический рост и стремительный технический прогресс, характерные для эпохи современности, во многом явились продуктом нового типа хозяйственной организации. Резко увеличились ее размеры и усложни- лась формально-иерархическая структура. Все более рациональным стано- вилось ее построение, все детальнее — внутреннее разделение труда, все изощреннее — финансовая и бухгалтерская отчетность. Современная организация соединила экономическое принуждение к " свободному" труду с административными техниками надзора и контроля за этим трудом, породив интернализацию норм трудовой дисциплины. Она деперсонифицировала отношения, и человек оказался в подчинении не у другого человека, а у безличной системы единых организационных правил. Современная организация сформировала особую культурную среду, в которой господствует анонимность производства и потребле- ния, а также утвердила особую мораль, отвергающую прямую дискри- минацию работников, если она непосредственно не связана со статусом члена организации. Все перечисленные черты суть характеристики бю- рократической организации, ставшей одним из главных " локомотивов модернизации".
В обыденном значении " бюрократизм" прочно ассоциируется с чиновничьей рутиной и волокитой, формализмом и канцелярщиной, неизбежно сопутствующими большинству распорядительских учрежде- ний. Иными словами, он воспринимается попросту как негодный спо- соб ведения дел. Однако наряду с обыденным значением, для которого в английском языке существует особый термин — " red tape", существу- ют теоретические подходы к анализу бюрократической организации.
В советской России долгое время взгляд на природу бюрократизма опирался на ранние труды К. Маркса (исходя скорее из общей методоло- гии этих работ, нежели из какой-либо завершенной теории бюрократиз- ма). В соответствии с этим подходом бюрократизм представал как форма управления, при которой функции последнего отчуждаются от большин- ства населения слоем профессиональных чиновников, постепенно подме- няющих общественные интересы своими групповыми интересами10.
В постсоветский период " младомарксистское" толкование, весьма популярное на первых порах, постепенно вытеснилось классическим пониманием бюрократизма, выработанным М. Вебером". Здесь бюрокра- тизм предстает как рациональная форма управления современной иерар- хической организацией12. Покажем основные черты такой организации.
■ Бюрократическая организация имеет строго иерархическую струк- туру, в которой четко разделены сферы компетенции чиновников.
■ Управление осуществляется путем письменных предписаний по общим правилам, освоение которых часто требует особой под- готовки. Кандидаты отбираются по профессиональной квалифи- кации и образовательным дипломам, а затем назначаются распо- ряжением сверху.
■ Денежное жалованье и пенсионные права фиксированы и нахо- дятся в строгом соответствии с местом чиновника в иерархии. Его продвижение связывается с выслугой лет, но в сильной сте- пени зависит от оценок вышестоящих лиц.
■ Чиновники, занимающие низшую ступень иерархии, подчиня- ются находящимся на высшей ступени только в рамках предпи- санных им обязанностей. От них требуется преданность скорее служебному долгу, чем конкретному начальственному лицу.
■ Места в аппарате распределяются на свободной контрактной ос- нове с заранее оговоренными условиями, при несоблюдении которых от этой работы в принципе можно отказаться. Суще- ствует и право ухода в отставку.
■ Офис и частное хозяйство строго разделены. Чиновник не может присвоить как свою частную собственность ни занимаемый пост, ни связанные с ним источники вознаграждений.
■ Чиновник подчиняется единой дисциплине и подвержен уни- фицированной системе контроля путем постоянной отчетности о проделываемой работе.
■ Служба в аппарате для чиновника является единственным или, по меньшей мере, основным местом работы13.
Необходимо подчеркнуть, что М. Вебер отнюдь не считал бюро- кратизм наилучшей формой организационного устройства. Напротив, он рассматривал утверждение бюрократизма, его проникновение во все важнейшие области жизни с позиций " культурного пессимизма" Впрочем, впоследствии выяснилось, что пессимизм М. Вебера во мно- гом не оправдался. Бюрократизм не сумел утвердить не только мораль- ное, но и абсолютное техническое превосходство, оставив достаточно места для других организационных тенденций. Он также оказался со- пряжен со многими " дисфункциями" Марксисты связывают их в пер- вую очередь с массовым воспроизводством отчуждения, под которым понимается обособление от работников условий и результатов их соб- ственной деятельности и порабощение работников этими условиями. Функционалисты указывают на распространение аномии — " выпадение" работников из системы конвенциональных норм и правил. Поверхност- ными проявлениями " дисфункций" становятся формализация дело- производства и разрастание чиновничьего аппарата14.
Из веберовской теории со временем выросло множество различ- ных концепций бюрократической системы. Иногда под ней понимают правление чиновников, иногда — всякую рациональную организацию; в одних случаях речь идет о государственных учреждениях, в других — о любых иерархических организациях13. Ниже мы рассмотрим бюрокра- тизм как один из способов построения организации, сопоставляя его с альтернативными способами.
Способы построения организаций. Совокупность хозяйственных орга- низаций не ограничивается экономическими организациями, сосредо- точенными на реализации материальных интересов. Так, в обшей типо- логии, предложенной М. Вебером, круг хозяйственных (" экономически ориентированных") организаций распространяется за пределы привычно- го понимания фирмы. К таким организациям относятся:
■ собственно " экономические организации", регулируемые мате- риальным интересом (например, фирма или бизнес);
■ неэкономические организации, выполняющие экономические функции (" экономически активные"), например, государство или церковь;
■ экономические организации, регулируемые неэкономическими способами (" экономически регулятивные"), например, земель- ные общины, профессиональные цеха или гильдии;
■ организации, " утверждающие формальный порядок", осуществ- ляющие неэкономический контроль за условиями экономичес- кой деятельности (например, правоохранительные органы)16.
Всякая хозяйственная организация имеет более или менее выра- женную иерархическую структуру, но сами иерархии по характеру не одинаковы. По способам построения М. Вебер разделял организации на " автономные", в которых порядок утверждается самими членами орга- низации, и " гетерономные", в которых порядок утверждается извне; а также на " автокефальные", где руководители и их аппарат отбираются в соответствии с внутренними правилами организации, и " гетероке- фальные", где они назначаются извне17.
А. Этциони предлагает иную типологию, выделяя три основных вида организации по способам подчинения своих членов и утверждения внутреннего контроля:
■ принудительные (coercive);
■ утилитаристские (utilitarian);
■ символические (symbolic).
Предполагается, что каждая организация, как правило, сочетает в себе все три вида контроля, но в сильно различающихся пропорциях18 Принудительные организации опираются на прямое (физическое, воен- ное) насилие над человеком или угрозу применения насилия (его отсут- ствие становится здесь своеобразной формой вознаграждения). Наиболее ярким примером служат тюрьмы и армейские подразделения, которые, помимо прочего, выполняют роль крупных хозяйственных единиц.
Утилитаристские организации объединяют своих членов на базе материального интереса. Современные фирмы наиболее близки именно к этому виду.
Символические организации апеллируют к солидарности, вырастаю- щей из общего морального или идеологического корня. К таким орга- низациям относятся церковь и политические партии (например, мона- шеская община может выполнять функции хозяйственной организа- ции, но материальные интересы играют в ней подчиненную роль с точки зрения механизмов ее интеграции).
Мы предлагаем еще одну типологию, построенную на пересечении двух параметров:
■ способа заполнения позиций в иерархии;
■ характера самих этих позиций.
Предполагается, что распределение мест и вертикальная мобильность в хозяйственной организации могут осуществляться на трех основаниях:
■ передача по наследству;
■ назначение сверху;
■ выдвижение снизу.
Сами же места в иерархии могут принимать облик формальных статусов и неформальных позиций.
В табл. 11.1 показано, что места в организации могут наследоваться по формальной (закрепленной в законе) сословной и кастовой принадлеж- ности (например, дети крепостных крестьян становились крепостными), а могут распределяться на основе унаследованных (аскриптивных) стату- сов — например, в результате гендерной и этнической дискриминации, принципы которой нигде формально не закреплены (например, руко- водящие позиции отводятся в основном мужчинам и представителям титульных национальностей).
Назначение и снятие сверху с соблюдением формальных процедур найма и увольнения, общая строгость иерархически выстроенных ста-тусов — принципиальные признаки бюрократической организации. Бо- лее традиционный порядок отражает деспотический тип организации, при котором границы между статусными позициями в иерархии более подвижны, а власть имущий свободно, следуя своим прихотям и не заботясь о формальных процедурах, приближает или отдаляет подчи- ненных и подданных, переставляя их с одной позиции на другую.
Когда занятие позиций производится путем выдвижения снизу, то это может происходить посредством формальных демократических вы- боров. В этом случае за избранником (например, освобожденным проф- союзным руководителем) закрепляется ряд полномочий, делегирован- ных ему группой. Но выдвижение возможно и путем неформализован- ного узурпирования позиций. Такой выдвиженец (например, предста- витель от рабочих при решении стихийно возникшего конфликта с менеджментом) является лидером, который каждый раз должен завое- вывать полномочия заново (см. табл. 11.1).
Таблица 11.1. Основные способы построения организационной
иерархии
|
| Характер позиций
|
|
Формальный
| Неформальный
| Способ
заполнения
позиций
| Наследование
| Сословно-кастовый
| Дискриминационный
|
Назначение
| Бюрократический
| Деспотический
|
Выдвижение
| Демократический
| Лидерский
| Община, корпорация, ассоциация. Далее переходим к классифика- ции исторических форм хозяйственных организаций. Обычно здесь при- меняют двоичные типологии, восходящие к классическим разделениям форм социальных связей на Gemeinschaft и Gesellschaft (Ф. Теннис), или на механическую и органическую солидарность (Э. Дюркгейм). Мы счи- таем целесообразным в данном случае, преодолевая эту " двоичность", выделить три идеальных типа хозяйственной организации: общину, кор- порацию и ассоциацию19.
Под общиной понимается общность, построенная на тесных (" силь- ных") связях, зачастую объединенная по территориальному или кров- нородственному признакам. Для нее характерны следующие черты:
■ формальное равенство (каждый полноправный член имеет один решающий голос);
■ общая собственность, которая может использоваться отдельны- ми членами, но при этом им не принадлежит;
■ нерасчлененность многих внутрихозяйственных функций (боль- шинство членов занимаются одним и тем же);
■ всеобщее подчинение неформальному традиционному порядку, распространяющемуся на большую часть сторон труда и жизни.
Историческим примером может послужить традиционная кресть- янская община.
Корпорация — относительно замкнутая организация, построенная на менее тесных и более профессиональных связях. Она обладает:
■ более узкой, нежели община, функциональной нацеленностью;
■ выраженной многоступенчатой иерархией;
■ жестким разделением внутренних обязанностей;
■ формальным административным порядком.
Корпоративные черты с легкостью обнаруживаются в строе сред- невекового профессионального цеха и в офисе ультрасовременного банка.
Ассоциация, в отличие от первых двух типов, — это относительно свободное объединение индивидов и групп, сохраняющих свои личные права и частную собственность. Ассоциация создается под специальные задачи, и ее деятельность, как правило, не выходит за их рамки, не посягая на свободу и частную жизнь человека. Неплохим примером ас- социации могут послужить современные общества потребителей20.
Рассмотрим далее специфические черты, отличающие указанные формы хозяйственной организации. Присущее им стремление к монопо- лизации ресурсов проявляется в разных стратегиях: община скорее забо- тится о сохранении статус-кво; корпорация и ассоциация более склон- ны к завоеванию новых ниш.
Степень и формы закрытости трех типов организаций тоже раз- личны. Так, максимальной закрытостью характеризуется община, стра- дающая, как правило, общей ограниченностью ресурсов. Для своего " ограждения" община активно прибегает к неэкономическим средствам как формального, так и неформального свойства (например, от буду-щего члена общины могут потребоваться не только официальный вид на жительство в данной местности, но и завоевание личных симпатий других членов).
Корпорация также склонна " закрываться", используя неэкономи- ческие меры, например, административные разрешения, рамки штат- ного расписания21 Важно также то, что разные уровни корпоративной иерархии демонстрируют и разную степень закрытости (так, рядовых исполнителей могут отбирать " с улицы", производя отсев по профес- сиональным критериям, а на ведущие позиции новичков и чужаков могут не допускать в принципе).
Самая открытая из трех хозяйственных форм, — несомненно, ас- социация. Здесь дело может ограничиваться функциональным соответ- ствием (занимаешься конкретным видом деятельности — можешь всту- пить в объединение) или соблюдением экономических условий (запла- тил взносы — автоматически стал полноправным членом)22. Помимо этого, в отличие от общины и корпорации, ассоциация не принуждает к вступлению в свои ряды и не наказывает за уход. Община и корпора- ция тоже могут предоставить " свободу" выхода, но, возможно, за это придется заплатить отнюдь не символическую цену — лишиться доли в собственности или получить " волчий билет" (запрет на профессию).
Максимально строгую иерархическую структуру среди трех предло- женных нами типов представляет собой корпоративное устройство. Рас- пределение мест здесь чаще всего производится в виде назначения. В общине и ассоциации элементы иерархии тоже присутствуют, но имеют более сглаженный характер. При этом общинным структурам более свой- ственны механизмы наследования или неформального лидерства, а ас- социативным структурам — механизмы формально-демократического выдвижения.
Ассоциация ограничивает подчинение индивидов и групп коллективным целям фиксированной узкофункциональной ролью, за пределами кото- рой начинается поле свободы (внес положенную сумму или отработал положенное количество часов, и никто не заставит тебя идти на субботник или на политическую демонстрацию, как это было в советские времена).
Корпорация имеет явную тенденцию выйти за пределы узкопро- фессионального контроля23. Зависимость от корпорации простирается на многие функции, формально вроде бы к ее целям не относящиеся. Здесь могут учитываться политические пристрастия или конфессиональ- ная принадлежность. Например, в Англии XVIII столетия нельзя было поступить в Оксфордский или Кембриджский университеты, не при- надлежа к официальной церкви. В советский период от допуска в члены такой " экономически ориентированной" организации, как коммунис- тическая партия, серьезно зависели возможности профессиональной карьеры: право преподавать общественные науки, претендовать на ру- ководящую должность. А современная американская хозяйственная кор- порация не продержится долго, если в ней не будут соблюдаться жестко определенные этнические и гендерные кодексы.
Наконец, вознаграждение усилий в форме привилегий, связанных с самой принадлежностью к организации, более характерно для общи- ны и корпорации. В ассоциации оно чаще сопряжено с размером вло- женной собственности или оценкой трудового вклада.
Отметим, что с помощью введенной типологии (община — корпо- рация — ассоциация) можно анализировать любые хозяйственные си- стемы, но, конечно, удельный вес указанных форм в них будет разли- чаться24. Происходит изменение их относительной значимости и в со- временном хозяйстве: например, можно говорить о снижении роли общинной и усилении роли ассоциативных форм организации (осо- бенно там, где речь идет о крупных хозяйственных структурах). Но в целом история хозяйственных процессов не укладывается в простую смену форм (например, от общины к корпорации и далее к ассоциа- ции). Все эти формы продолжают воспроизводиться, образуя причуд- ливые сплетения социальных и экономических отношений.
Стратегии утверждения авторитета. Хозяйственные организации не только образуют поле реализации материальных интересов их участни- ков, но выступают продуктом формирующего действия групп, обладаю- щих разным объемом властных ресурсов, или административного капи- тала. Формально административный капитал концентрируется в руках менеджеров, имеющих право на принятие решений. Однако формальных полномочий чаще всего оказывается недостаточно для эффективной ре- ализации этих решений. Обладатели административного капитала вынуж- дены использовать стратегии и практики утверждения собственного ав- торитета, которые опираются на сетевые связи, используют элементы формальных и неформальных правил и встраиваются в сложившиеся культурные контексты. На этой смешанной основе вырабатываются более или менее явные принципы действия, обеспечивающие воспроизводство отношений субординации. В соответствии с ними и строятся отношения между руководителями и подчиненными внутри любой фирмы.
Мы уже указывали на то, что исходим из априорного предположе- ния о непременном существовании иерархии (формальной или нефор- мальной) внутри хозяйственной организации. Без этого хозяйственное предприятие вряд ли жизнеспособно. Однако если само наличие иерар- хии следует воспринимать как норму, то различия в конкретных спосо- бах ее оформления могут быть достаточно велики. Отношения господ- ства и подчинения всегда облекаются в какие-то символические " одеж- ды", по которым и распознается " стиль" организации. Мы предлагаем типологию, включающую четыре стратегии построения отношений меж- ду руководителями и подчиненными:
■ бюрократизм;
■ патернализм;
■ фратернализм;
■ партнерство25.
В упрощенном виде нашу типологию можно представить как пере- сечение двух шкал, измеряющих относительную строгость иерархии и степень формальности отношений (табл. 11.2). Стратегия бюрократизма предполагает строгую иерархию и формальные отношения; патерна- лизм более неформален при сохранении строгой иерархии; фратерна- листская стратегия сочетает нестрогую иерархию с относительно не- формальными отношениями; и, наконец, партнерство имеет более формальный характер при сглаживании иерархии.
Таблица 11.2. Способы организации внутрифирменных
отношений
| Тип иерархии
|
Нестрогий
| Строгий
| Характер отношений
| Неформальные
| Фратернализм
| Патернализм
|
Формальные
| Партнерство
| Бюрократизм
| Ниже излагаются принципы, на которых построены указанные стра- тегии. Они основаны на выборе из следующих альтернатив (рис. 11.1 а, б):
■ характер иерархии (выраженный или сглаженный);
■ способ принятия стратегических решений (индивидуальный или коллективный);
■ способ реализации принятых решений (издание приказов без обсуждения или попытки разъяснения смысла этих решений);
■ контроль за исполнением принятых решений (жесткий или гиб- кий);
■ степень закрепления трудовых обязанностей (обязанности четко закреплены за исполнителями, или практикуется их гибкая вза- имозаменяемость);
■ характер ответственности за результаты (персональная или общая);
■ характер отношений с подчиненными (сугубо служебный или сочетающий служебные и личные элементы);
■ участие во внеслужебных делах подчиненных (вовлеченность или игнорирование этих дел).
|
| ИЕРАРХИЯ
|
|
|
|
Сглаженная
| Выраженная
|
| ОТНОШЕНИЯ
| Личные
| Фрвтерналиэм
| Патернализм
| Вовлечены
| ВНЕСЛУЖЕБ- НЫЕ ДЕЛА
|
Безличные
| Партнерство
| Бюрократизм
| Не вовлечены
|
|
| Разъяснения
| Приказы
|
|
|
|
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ
|
| а)
|
| ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
|
|
|
|
Коллективное
| Индиви- дуальное
|
| ОБЯЗАН- НОСТИ
| Заменяемы
| Фрвтерналиэм
| Патернализм
| Общая
| ОТВЕТСТ- ВЕННОСТЬ
|
Закреплены
| Партнерство
| Бюрократизм
| Персональная
|
|
| Гибкий
| Жесткий
|
|
|
|
ТРУДОВОЙ КОНТРОЛЬ
|
| б)
Рис. 11.1. Принципы построения стратегий утверждения авторитета внутри фирмы
Теперь дадим краткую характеристику каждой из выделенных стра- тегий.
Бюрократизм. В основе взаимодействия в рамках данного типа отно- шений, как мы уже упомянули, лежит строгая административная иерар- хия. За каждым работником жестко закреплены его функциональные обязанности. Начальникам положено принимать решения, подчинен- ным — их исполнять, строго следуя букве приказа или распоряжения. Контроль за работой исполнителей представляет собой отлаженную про- цедуру текущих проверок. Персональную ответственность за провалы и сбои несет конкретный работник. Соблюдается строгий график выходов на работу. Контакты между начальниками и подчиненными в основном формальны (деперсонифицированы) и ограничены делами сугубо слу- жебного свойства.
Патернализм. Иерархичность отношений четко выражена, и права руководителя неоспоримы. Он обычно принимает единоличные реше- ния и бдительно контролирует действия своих работников. От подчинен- ных ожидается лояльность по отношению к руководителю; вдаваться в смысл тех или иных решений и обладать сколько-нибудь полной инфор- мацией о происходящем на предприятии им не обязательно. Организа- ция труда имеет достаточно гибкий характер, исполнители могут перио- дически замещать друг друга в напряженных ситуациях. Ответственность за провалы — общая, коллективная. " Хозяин" поддерживает единство организации, но не путем формальной регламентации, а благодаря сво- ему личному влиянию. Несмотря на строгую иерархию, взаимоотноше- ниям придается личностный характер, выходящий за чисто служебные рамки. Внерабочие проблемы подчиненных также становятся предметом непосредственной заботы и опеки со стороны руководителя26.
Фратернализм. Иерархия в отношениях старательно сглаживается. Отчетливо выражено стремление принимать решения коллегиально. Ру- ководитель считает необходимым обсуждать их содержание, разъяснять подчиненным заложенный в них смысл, делиться с ними информацией и на этой основе заручаться их осознанной поддержкой. Подчиненным предоставляется достаточная самостоятельность, дело во многом стро- ится на доверии. Работа организована гибко, предполагаются взаимная
помощь и поддержка как со стороны лидера, так и рядовых участников. Любой неуспех есть общая беда всего коллектива. Отношения имеют подчеркнуто неформальный характер. Строгого деления проблем под- чиненных на " рабочие" и " внерабочие" нет.
Партнерство. Иерархические отношения явно не выражены. Реше- ния принимаются на основе общего обсуждения, где каждый вносит предложения в соответствии со своей квалификацией и сферой компе- тенции. Подчиненные должны понимать смысл решений и выполнять их в ходе самостоятельной работы. Основные параметры работы заранее ого- ворены. Руководитель не приказывает, а " координирует" общие действия. За каждым четко закреплены соответствующие функции, причем нани- матель в них не вмешивается, текущий контроль, как правило, не пре- дусмотрен. Но конечная ответственность за отведенный участок работы возлагается на конкретного исполнителя. Отношения деперсонифициро- ваны, переведены на служебно-контрактную основу. Никто не считает необходимым налаживать внеслужебные связи или вникать в чьи-то лич- ные дела. Никто не обязан также проявлять особую преданность предпри- ятию, достаточно исполнения прямых профессиональных обязанностей.
Итак, в бюрократических отношениях руководитель принимает на себя роль «начальника», в патерналистских — ведет себя скорее как " хо- зяин", при реализации фратерналистских стратегий он претендует на роль " лидера ", а в отношениях партнерства становится " координатором " Бюрократическая система в идеале напоминает машину с хорошо отла- женными функциональными механизмами. Патернализм противостоит " механицизму", перенося в хозяйственную среду отношения семейно- го характера, когда " хозяин" становится мастером, а младшие члены семьи выполняют роль учеников и подмастерьев. Фратернализм возни- кает из артельных, общинных, товарищеских отношений, в которых " братья по классу" следуют за своим " лидером", " старшим братом" Партнерство же отличается формальным демократизмом — самостоя- тельные индивиды объединяются для работы по свободному контрак- ту, а верховный " координатор" распределяет подряды и контролирует соблюдение оговоренных условий.
Осталось добавить, что изложенные стратегии представляют собой идеальные типы, которые в практиках управления организацией ком- бинируются. И предпринимателей-" бюрократов" или предпринимате- лей-" фратерналистов" в чистом виде мы вряд ли встретим. Другое дело, что в практическом поведении эти стратегии смешиваются в очень раз- ных пропорциях27
Если речь идет о факторах выбора стратегий внутрифирменной орга- низации, то к их числу, несомненно, относятся: размер предприятия, технология производства, сфера деятельности, форма собственности, социальный состав работающих и, наконец, личные предпочтения ме- неджеров. Что касается размера организаций, то мы вправе ожидать, что, скажем, ориентация на неформальные отношения в большей степени присуща малым и средним предприятиям и что крупные современные фирмы нуждаются в более интенсивном бюрократическом контроле30. Но эту связь не стоит абсолютизировать. Не менее важен профиль работы предприятия. Например, сама идея фратернализма выросла из исследо- вания строительных фирм, где трудовые отношения обладают рядом особенностей, проистекающих из самой технологии подрядных работ. Относительная автономия квалифицированных исполнителей, кочую- щих с объекта на объект, затрудненность контроля за текущей деятельно- стью, разбросанной по строительным площадкам, поощряет " артельный" тип отношений31. В сельском хозяйстве с его характерной привязаннос- тью к земле, где предприятия зачастую являются прямым продолжени- ем семейного круга, более укоренены патерналистские отношения32. По контрасту, банковские операции требуют большей бюрократической жесткости и персональной ответственности. А в организации деятельно-сти научных коллективов относительно чаще прибегают к партнерским отношениям. Имеет значение и характер применяемых технологий, но и здесь остается изрядное поле для выбора. Например, на конвейерных линиях по сборке автомобилей могут складываться самые разные типы отношений (об этом см. в разд. 6).
Некоторые различия связаны с формой собственности хозяйств. Государственные организации, при прочих равных условиях, демонст- рируют больший формализм и насаждают больше иерархических ступе- ней по сравнению с частными предприятиями, где иерархия имеет мень- ше ступеней и не столь подчеркивается. Оказывает влияние социальный состав работодателей и наемных работников. Отношения с представи- телями своей статусной, профессиональной или возрастной группы име- ют менее формальный характер. С представителями других этнических групп они складываются по-разному, в зависимости от степени пре- одоления дискриминации.
Остается место и для личных предпочтений управляющих, которые, впрочем, не следует сводить к сугубо психологическим пристрастиям или инстинктам. Во многом они порождены господствующими куль- турными сценариями и традициями разных сообществ. Если в Японии, например, руководитель печется о внеслужебных делах и моральном облике своих подопечных как заботливый и уважаемый отец, то бри- танская фирма более культивирует бюрократические или партнерские отношения: руководитель напоминает здесь офицера добровольной ар- мии, а рядовые работники — солдат, набранных по срочному индиви- дуальному контракту33. Предпочтения руководителей складываются в процессе активной выработки социально обусловленных стратегий и в пассивном следовании сложившимся практикам хозяйственной жизни. Формируя адекватные принципы действия в первом случае или не заду- мываясь об этих принципах во втором случае, предприниматели пере- носят в сферу внутрифирменной организации более широкий круг со- циальных навыков, выстраивают в рамках фирмы своего рода общество в миниатюре.
О " традиционных" и " современных" организационных формах. В по- иске исторических оснований раскрытых выше стратегий утверждения авторитета менеджеров допускаются, на наш взгляд, серьезные упро- щения, свойственные прямолинейному историцизму. Рассмотрим их на примере патерналистских отношений, которые нередко представляют- ся своего рода " рудиментом феодализма", постепенно преодолеваемым индустриальным развитием, и приписываются в основном слаборазви- тым странам и восточным культурам34. Патернализм зачастую связыва- ется также с доиндустриальными технологиями и идеологиями, сохра- няющимися в сравнительно отсталых хозяйственных сферах (прежде всего в сельском хозяйстве). Речь идет, таким образом, о периферийных и маргинальных хозяйственных укладах, локальных, относительно зам- кнутых территориальных общностях, мелких хозяйственных единицах, в частности семейных предприятиях. Конечная перспектива " традици- онных" отношений при такой трактовке ясна: рано или поздно они падут под напором более эффективных, крупных, рационально орга- низованных хозяйственных систем.
История хозяйства, однако, упрямо не укладывается в приведен- ную схему. Сначала действительно казалось, что патернализм — не более чем отголосок средневекового прошлого, проистекающий из традици- оналистской идеи безусловной гарантии прожиточного минимума, возложения на " хозяев" моральных обязанностей по элементарному " стра- хованию" жизни своих работников и прозябающего простого люда. Затем выяснилось, что многие черты, свойственные, скажем, традици- онной сельской общине в Юго-Восточной Азии, проявлялись в отно- сительно сходных формах в буржуазном английском обществе XVIII в. Во второй половине XIX столетия патерналистская практика благопо- лучно заимствовалась промышленными капиталистами. В середине XX в. многие считали, что с распадом большинства семейных фирм и разру- шением локальной замкнутости фабричных сообществ патернализм ожидает неминуемый крах35. Тем не менее он не только по-прежнему остается господствующей организационной стратегией в сельском хо- зяйстве, но и проникает в " святая святых" — современную хозяйствен- ную корпорацию.
Корень " старого" патернализма, характерного для феодального хозяйства или семейных компаний раннекапиталистической стадии, заключался в служении конкретному хозяину. Хозяин же подкреплял свои позиции безвозмездными дарениями, непременным оказанием помощи своим подопечным " в трудную годину", одновременно под- питывая их преданность и поддерживая социальную дистанцию36 За-тем на смену " личному" патернализму приходит новый — " менеджер- ский" — патернализм37. Роль " хозяина" берет на себя крупная фирма. Происходит своего рода персонификация, одушевление безличного тела корпорации. Добавим, что в советском обществе патерналистская роль в значительной мере перешла от корпоративных организаций к государству.
Какие следует сделать выводы из этой устойчивости патерналист- ских отношений? Во-первых, " традиционные" формы организации хозяйственной жизни оказываются более живучими, нежели это пред- полагается приверженцами идей линейно-поступательного развития. Какую бы хозяйственную систему мы ни взяли, везде за ультрасовре- менными формами проглядывают силуэты " устаревших" хозяйствен- ных укладов. Во-вторых, " традиционные" практики вбираются и осваиваются в рамках новых хозяйственных стратегий. Помимо обес- печения преемственности и поддержания устойчивости социальной микросреды, эти традиционные стратегии используются и в чисто эко- номических целях, например, обеспечивая максимальную прибыль предприятия (возникают формы наподобие " патерналистского капи- тализма")38.
В-третьих, прежние стратегии и практики получают совершенно новые идеологические основания. Так, современные демократические идеи стали постоянным вызовом бюрократическим технологиям хозяй- ственного управления, основанным на формализме и административ- ной иерархии. Столкновение технократических и демократических иде- алов на внутрифирменном уровне стимулирует поиск новых решений, и далеко не всегда определяющими явлются критерии экономической эффективности.
Заключение. Общий вывод заключается в том, что перечисленные нами формы хозяйственной организации и основные стратегии утвер- ждения авторитета представляют собой нечто более устойчивое и соци- ально обусловленное, чем технологические способы производства. В ча- стности, управленческие стратегии и практики, относимые к " преодо- ленному" историческому прошлому, весьма динамичны, активно при- спосабливаются к изменяющимся хозяйственным условиям и соседствуют с более " современными" формами поведения. Причем их нельзя уло- жить в простые дихотомии типа " традиционное — модернизирован-ное" или " иррациональное — рациональное" (первое — непременно со знаком " минус", а второе — со знаком " плюс"). Существующую множе- ственность организационных форм также невозможно объяснить с по- мощью одного лишь критерия экономической эффективности, как мы увидим далее.
В следующей части мы обратимся к изучению современных подхо- дов к анализу хозяйственных организаций, предложенных экономичес- кой теорией и экономической социологией.
|