Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные подходы к анализу хозяйственных организаций
В данной части анализируются основные подходы к теории фирмы. Мы начинаем с некоторых экономических подходов, а затем концентриру- емся на экономико-социологических направлениях. Особое внимание при этом уделяется новым теориям хозяйственной организации.
Экономические теории фирмы. Поскольку основным объектом эко- номической теории традиционно являются рынки, то вклад экономи- стов в теорию организации долгое время оставался достаточно скромным. Обычно экономисты в большей степени интересуются потоками товаров и капитала и рассматривают фирму как точку на карте рыночных взаимо- действий, не вникая в хитросплетения ее внутренней структуры и абст- рагируясь от взаимодействующих в ее пределах групп интересов.
В классической политической экономии понятие " фирма" вообще не играло большой роли. Там был капиталист (предприниматель), ко- торый покупал оборудование, нанимал рабочих, производил продукт и получал прибыль. Классиков интересовала величина и происхождение этой прибыли, а вопрос о том, почему существует тот или иной способ организации производства, не поднимался вовсе.
В неоклассике понятие " фирма" становится центральным и заменяет классического " капиталиста". Экономисты начинают четко отделять фирму как организатора производства, который соединяет основные факторы для получения продукта, и собственника капитала, который предоставля- ет денежные ресурсы в обмен на процент. Фирма и домашнее хозяйство становятся основными субъектами в экономической теории, которая рас- сматривает их симметрично, распространяя на них предпосылки, введен- ные в рамках модели " экономического человека" В итоге фирма представ- ляется в виде своего рода деперсонифицированного homo economicus1. При этом все, что происходит у нее внутри, остается загадкой. Организацион- ное устройство оказывается своего рода " черным ящиком" 2.
Впервые вопрос о том, почему все-таки существует фирма как организация, нанимающая работников, а не цепочка независимых ра- ботников, которые продают друг другу последовательно обрабатывае- мый продукт, был поставлен основателем новой институциональной экономической теории Р. Коузом в статье " Природа фирмы" (1937). Он ввел понятие трансакционных издержек, связанных с поиском партнера и заключением сделки. Цепочка независимых работников не может су- ществовать, потому что трансакционные затраты при такой цепочке будут слишком велики. Фирма помогает сильно уменьшить эти затраты, и это является главной причиной ее существования. Фирмы — это ост- ровки административной власти в море рыночной экономики. За пре- делами этих островков поведением управляют рыночные сигналы, но внутри все подчиняется административной власти управляющих. Опти- мальное сочетание этих двух механизмов координации и обеспечивает наибольшую эффективность всего хозяйства. С этой статьи в экономичес- кой теории начинаются попытки анализа хозяйственной организации. Многие экономисты пытались переосмыслить идеи Р. Коуза и предло- жить свое понимание того, какова природа хозяйственной организа- ции и каким законам подчиняется ее структура.
В 1972 г. А. Алчиан и Г. Демсец поставили под сомнение концепцию наличия особой " административной власти" внутри фирмы. По их мне- нию, отношения руководителя и работника фирмы представляют собой обычный рыночный контракт, который фактически ничем не от- личается от взаимодействия между покупателем и продавцом в овощной лавке. Фирма в данном случае является не более чем внешней рамкой, набором ограничений для самостоятельно действующих индивидов3. При этом главная причина существования фирмы — это не трансакционные издержки, а проблема коллективного производства (team production),
при котором вклад отдельного участника производственного процесса неизмеряем, что создает стимул для отлынивания у всех участников производства. Чтобы отследить и пресечь отлынивание, нужен по-на- стоящему заинтересованный менеджер, который будет претендовать на остаточный доход фирмы (прибыль).
Эта статья ознаменовала начало двух важных тенденций в эконо- мической методологии исследования организации. С одной стороны, многие экономисты перестали рассматривать фирму (организацию) как нечто цельное, самостоятельное, а стали говорить о том, что это просто совокупность контрактов (nexus of contracts), которая позволяет использовать экономию от масштаба и снижать трансакционные издер- жки рыночного обмена. Вообще нет смысла говорить о существовании " фирмы", есть только контракты разного рода. С другой стороны, эко- номисты обратили внимание на другой важный фактор, влияющий на существование фирмы помимо трансакционных издержек, — это раз- личного рода оппортунистическое поведение — следование хозяйствен- ными агентами своим эгоистическим интересам в ущерб интересам дру- гих агентов. Существует два наиболее важных типа такого поведения, которые мы рассмотрим чуть более подробно.
Первый тип — угроза недобросовестности (moral hazard) — впервые был описан в упомянутой статье А. Алчиана и Г. Демсеца на примере отлынивания (shirking), а в 1976 г. был оформлен в теорию агентских отношений (agency theory) в статье М. Йенсена и У. Меклинга4. Эта теория рассматривает специфическую проблему координации в хозяйственной организации, которая связана с взаимодействием принципала (собствен- ника), утверждающего формальные правила, и агента (менеджера), ко- торому делегируются многие существенные права по распоряжению соб- ственностью (principal-agent problem). Эта проблема заключается в том, что нередко агенты склонны поступать оппортунистически, т.е. реализо- вывать свои интересы вопреки интересам принципала. Вследствие асим- метрии информации способности принципала контролировать хозяй- ственное действие и его результаты ограничены, и к тому же он не в состоянии точно отделить собственный вклад агента от влияния внеш- ней среды. В итоге принципал пытается путем разовых переговоров зак- лючить полный (всеобъемлющий) контракт на весь срок работы, кото- рый, как правило, невелик и по истечении которого обе стороны вправе расстаться.
Вторым типом оппортунистического поведения, важным для суще- ствования фирмы, является шантаж (hold-up). В статье Б. Клейна, Р. Кро-
уфорда и А. Алчиана была рассмотрена проблема специфичности активов (specificity of assets) и было показано, что опасение инвестировать в специфические активы может препятствовать совершению сделки и вызывать сбой рынка (market failure)5. Единственным способом избежать этого сбоя рынка является объединение двух партнеров — такова еще одна причина появления фирмы.
Значительную роль в интеграции различных подходов к объясне- нию существования фирмы и ее внутренней структуры сыграл бесспор- ный лидер новой институциональной экономической теории О. Уиль- ямсон. Он развивает проблематику асимметричных отношений власти и авторитета, отделяющих иерархически выстроенные фирмы от гори- зонтальных рыночных отношений. Фирма пытается решить проблему оппортунистического поведения работников, преследующих свои эго- истические интересы (в том числе неблаговидными средствами) и воз- никает как средство установления более надежного порядка, способ дисциплинирования эгоистов и " безбилетников" 6. О. Уильямсон также принимает предпосылку Г. Саймона об ограниченной рациональности (bounded rationality) действий участников рынка. И с этой точки зрения фирма оказывается стабилизирующей структурой, помогающей справ- ляться с неожиданностями, которые порождаются отклонением отдель- ных хозяйственных агентов от рациональной линии поведения.
Неоинституциональным концепциям противостоит эволюционная теория фирмы экономического историка А. Чандлера, который утверж- дает, что " единицей анализа должна быть сама фирма, а не трансакции или контрактные отношения, в которые она вступает" 7 (к позиции А. Чандлера мы еще вернемся).
В целом экономические подходы тяготеют к пониманию фирмы именно как совокупности контрактов, будь то классические полные контракты или неполные контракты в неоинституциональной теории. При этом формы контрактов, которые избираются в рамках фирмы, по
мнению экономистов, диктуются принципом наивысшей рыночной эффективности. А эффективность измеряется в первую очередь эконо- мией трансакционных издержек, возникающих в процессе обмена. В свою очередь, достижение эффективности обеспечивается предпри- нимателями и менеджерами, действующими с присущей им рациональ- ностью (хотя порой склонными к оппортунизму). И основная задача корпоративного управления заключается в том, чтобы предотвратить их оппортунистическое поведение, добиться наиболее полного совпаде- ния их эгоистических интересов и интересов фирмы.
Заметим также, что основное направление экономической теории все еще " живет" в мире без институтов и трансакционных издержек. По печальному признанию Р. Коуза — основателя новой институциональ- ной экономической теории, — идеи его основной работы " Природа фирмы" и спустя 50 лет не стали неотъемлемой частью инструментария экономистов8.
Социологические модели хозяйственной организации. Нужно отме- тить, что социологи уделяли теории организаций гораздо больше вни- мания. Особую роль сыграла возникшая в 1950-е гг. волна американской организационной теории9, которая дала мощный толчок экономичес- кой социологии, а впоследствии переместилась в бизнес-школы. Внесли свой немалый вклад и европейские исследователи организаций, во многом вышедшие из индустриальной социологии.
В целом в социологии сформировался спектр подходов к организа- ционному анализу, которые в конечном счете служат выражением ос- новных течений социологической теории в целом10. Кратко рассмотрим некоторые ключевые подходы.
Приверженцы функционализма представляют организацию как адап- тивную социальную систему. Наличие коллективной цели вызывает не- обходимость устойчивых структурных порядков, которые воплощаются в сетях взаимосвязанных ролей и институциональных образованиях, оформляющих деятельность людей. При этом организация формируется в сильной зависимости от внешней среды и служит инструментом адап- тации к ее изменениям.
Среди социологов функционалистского крыла обратим внимание на влиятельный в США экологический подход, или, точнее, популяци- онную экологию организаций (population ecology of organizations)11. При- верженцы этого подхода объясняют возникновение и исчезновение орга- низаций существованием рыночной конкуренции. Последняя же пред- ставляется как процесс, подобный естественному отбору, в котором выживают наиболее приспособленные, а менее приспособленные " от- браковываются" При этом в числе наиболее приспособленных в ста- бильной внешней среде чаще оказываются те, кто наилучшим образом соответствует ее требованиям, а в динамично изменяющейся среде — те, кто обладает более универсальными навыками12.
С точки зрения сетевого подхода (network approach) хозяйственные организации проявляют тенденцию к превращению в сетевые структу- ры. В этой разновидности структуралистского подхода хозяйственная организация выступает как гибкое сплетение горизонтальных связей, выстраиваемых наряду с обычными вертикальными административны- ми связями. Она знаменует отказ от классической жесткой иерархии и однозначно определенных способов оценивания ресурсов. Сети стано- вятся каналами, по которым происходит обмен и перераспределение ресурсов — финансовых, информационных, трудовых. Причем сетевой принцип распространяется как на внутренние, так и межфирменные организационные структуры, касаясь отдельных фирм и их кластеров. И в отличие от экономистов, рассматривающих, как правило, единич- ные фирмы, экономическая социология интересуется также их сово- купностями, среди которых важное место занимают разного рода сете- вые образования.
В рамках нового институционализма организация характеризуется как система согласуемого порядка (negotiated order). Она выступает в виде подвижной системы взаимодействий, торгов и согласований, которые приводят к достижению временных соглашений или кристаллизуются в более устойчивых конвенциях и правилах. При этом рамки соглашений и конвенций периодически пересматриваются, и организация предста- ется как продукт непрерывного созидания, она постоянно реконструиру- ется в процессе социального взаимодействия. Так, например, по мне- нию французских институционалистов Л. Болтански и Л. Тевено, фирма становится инструментом для выработки конвенций координации между разными порядками оценивания действий. Она вырабатывает связи, позволяющие переключаться с одних режимов оценивания на другие, разрешать возникающие между ними конфликты14.
В свою очередь, политико-экономические подходы (марксистские и немарксистские) описывают организацию как систему отношений вла- сти и авторитета. Причем структура внутрифирменных отношений определяется здесь в конечном счете характером властных (классовых) отношений на уровне всего общества. Как правило, организация пред- ставляется как инструмент обеспечения интересов господствующих групп (доминирующих классов или ведущих участников рынка). Это означает, что в самой организационной структуре заложены источники непрехо- дящего внутреннего конфликта, проявлением которого становится борь- ба групп за свои интересы. Сопротивление побуждает господствующие группы вырабатывать стратегии урегулирования конфликта, опираю- щиеся на разные средства: выборочные материальные стимулы, адми- нистративное принуждение, идеологическое манипулирование. В итоге складывается сложный баланс сил между господствующими и подчи- ненными группами как двумя источниками дифференцированных вла- стных возможностей.
Наконец, в более культурологической конструктивистской модели организация выступает как символическая конструкция, культурный продукт, площадка для генерирования норм, ценностей и идеологий. Она становится средством социализации индивидов, освоения ими со- циальных навыков общения и культурных навыков расшифровки сим- волов. А поскольку разные группы внутри организации вырабатывают свои понимания и значения происходящего, организация складывается из множества рациональностей, в ней наблюдается сложное взаимо- действие культур (господствующей культуре неизбежно противостоят контркультуры, и т.п.).
Эволюция хозяйственных организаций. Перечислив основные социо- логические подходы к трактовке организации, перейдем к вопросу о возникновении организаций и эволюции организационных форм. Эконо- мисты и экономсоциологи демонстрируют здесь различные подходы. До- минирующая экономическая позиция представлена историком А. Чанд- лером. Для него главным фактором преобразования организационных структур выступают ценообразующие рынки, которые обостряют кон- куренцию и понуждают рационально действующих менеджеров реаги- ровать на сигналы рынка и реструктурировать организации таким обра- зом, чтобы достичь наивысшей эффективности. Именно этот механизм обеспечения рыночной эффективности, по мнению А. Чандлера, лежал в основе возникновения крупнейших хозяйственных корпораций. Кон- центрация производства и капитала позволяла им осуществлять эконо- мию от масштаба (economies of scale), снижать издержки путем разра- ботки и внедрения новых технологий, распределять риски посредством диверсификации деятельности15.
Альтернативный экономико-социологический взгляд на эволюцию организационных форм представлен " политико-культурным подходом" Н. Флигстина. Здесь изменение организационных структур выступает как продукт взаимодействия участников рынка, а также, в значительной степени, как результат регулирующего воздействия государства, кото- рое во многом формирует облик современных корпораций (например, посредством изменения антимонопольного законодательства). Именно действием институциональных и властных механизмов объясняется воз- никающее разнообразие организационных форм16. Что же касается по- ведения менеджеров, то их нацеленность на повышение эффективности не отрицается, но сама эффективность представляется как социальная конструкция, порождение господствующих концепций контроля. То, что определяется (здесь и сейчас) как желаемое или рациональное, имеет конкретно-историческое культурное наполнение и в иных условиях способно выглядеть иначе17.
Тезис о рыночной эффективности как главной движущей силе организационных преобразований ставится под вопрос и другими ин- ституционалистами. Указывается, например, что современные фирмы часто попросту имитируют структуру успешных предприятий — ведущих участников рынка — явление, названное П. Димаджио и У. Пауэллом институциональным изоморфизмом. Последний обозначает процесс воспроизведения хозяйственными организациями черт других фирм из той же организационной популяции в результате столкновения со сход- ными условиями внешней среды18. Этот особый вид изоморфизма выде- лен отчасти в противовес сторонникам экологического направления, ак- центирующим конкурентные механизмы приспособления. П. Димаджио и У. Пауэлл указывают на три вида институционального изоморфизма:
■ принудительный изоморфизм, проистекающий из политичес- ких давлений и проблем легитимации;
■ миметический изоморфизм, связанный со стандартными реак- циями приспособления к неопределенности;
■ нормативный изоморфизм, связанный с процессом профессио- нализации, коллективной защитой условий работы профессио- нальными группами19.
Иными словами, организационные изменения определяются от- нюдь не только рыночной конкуренцией. Рациональная ориентация фирм на максимальную эффективность во многом является продуктом их социальных взаимодействий. Организационные изменения, таким об- разом, становятся результатом более сложной констелляции факторов, включающей конформные приспособления, организационную инерцию, ставящую фирмы в зависимость от первоначально избранного пути (path dependence), случайные исторические обстоятельства (contingencies) и, конечно, регулирующую роль государства.
Новые теории организационного контроля. Принципиальную роль в развитии теории хозяйственных организаций сыграла менеджериальная модель корпоративной организации, предложенная в 1930-е гг. А. Берли и Г. Минзом20. Она постулировала отделение собственности от управле- ния и переход хозяйственной власти в руки менеджеров — явление, названное позднее " революцией менеджеров"
Менеджериальная модель доминировала в организационной тео- рии в течение нескольких десятилетий. Но постепенно критика этой классической модели нарастала, и соответствующая ей веберовская бю- рократическая организация начала рассматриваться скорее как один из идеальных типов, нежели как господствующая форма хозяйственного устройства21. На волне этой критики в 1970-е гг. появился ряд новых тео- рий, которые иначе трактовали проблемы организационного контроля с точки зрения и прав собственности, и управленческих схем.
В области прав собственности вновь актуализировался вопрос о со- отношении функций собственности и управления. На смену менедже- риальной модели пришла концепция " ресурсной зависимости" (resource dependency), указывающая на серьезную зависимость корпоративных стратегий от внешней среды (в первую очередь, от банков и институци- ональных инвесторов — инвестиционных и пенсионных фондов)22, а также концепция " переплетенного директората" (interlocking directorships), показывающая роль сетевых связей на уровне советов директоров в при- нятии стратегических решений23. Другими источниками хозяйственной власти стали заметная консолидация ранее распыленных акционеров и усиление их влияния на менеджмент24.
Параллельно возникли новые теории финансового капитала, отра- жавшие сдвиги в господствующих концепциях контроля. Еще в 1950— 1960-е гг. сложилась и утвердилась финансовая концепция контроля, связанная с господством финансовых рынков и ориентацией управля- ющих на максимальную прибыль, независимо от характера производи- мых продуктов и услуг. Прогрессирующая диверсификация крупных компаний и усиление государственного антимонопольного законода- тельства породили волны слияний и поглощений, основанных на при- оритете ограниченного числа финансовых показателей (что особенно характерно для США). В 1980-е гг. эта концепция уступила свое место новой концепции, концентрирующейся на интересах акционеров и ориен- тированной на максимально возможное повышение рыночной цены акций и избавление от непрофильных (неприбыльных) активов (shareholder value concept)25. Институциональные инвесторы стали больше ориенти- роваться на портфельные инвестиции, дающие более высокую отдачу в относительно краткосрочной перспективе. Подобные стратегии оттес- нили концепции контроля, ориентирующиеся на других участников, заинтересованных в деятельности организации (stakeholder value concept), включая поставщиков и потребителей, работников и местные сообще- ства26. Господство капитала в его финансовой форме стало наиболее полным27.
Что касается характера управленческих схем, то получил широкое признание факт серьезной эволюции привычных моделей интеграции, присущих первой половине XX столетия. Былая иерархическая структу- ра предприятия усложняется, становится более гибкой. Согласно Дж. Коулману, происходит переход от вертикальных иерархий, постро- енных по " независимому" принципу, когда корпоративный актор про- водит политику в отношении одного субординированного звена неза- висимо от политики, проводимой в отношении других звеньев, к " гло- бальному" принципу организации, построенному на многостороннем учете баланса интересов. Это переход от проводимого формальной вла- стью разъединения (authority disjoint) к управленческим структурам, которые видятся скорее как позиционно обусловленные системы действия2*. В более конвенциональной терминологии упоминавшегося выше А. Чан- длера, крупные корпорации перешли от господствовавшей в начале века централизованной функционально ориентированной структуры (U-форма) к многодивизионной структуре (М-форма)29.
Однако эволюция организационных форм не останавливается на многодивизионной структуре. Фирмы становятся площадкой для орга- низации разнообразия. Для обозначения данного явления Д. Старк, на- пример, использует понятие гетерархии — горизонтальной, распределенной власти в хозяйственной организации, построенной на отношениях взаимозависимости организационных звеньев, которые действуют относительно самостоятельно и даже могут конкурировать друг с другом. Эти отношения поддерживают совокупность множественных оценок имеющихся и потенциальных ресурсов, и сама неоднозначность становится важным предпринимательским ресурсом. В этих условиях управление фирмой все более принимает форму управления неодноз- начностью активов, позволяющую манипулировать ресурсами и пере- определять эти ресурсы30.
Усложнение организационных границ. В результате упомянутых выше процессов сами границы хозяйственной организации становится все менее жесткими и все более открытыми. Рядом с ее " ядром" расширяет- ся " периферийный пояс", где хозяйственных агентов объединяет не формальное членство, а сложные сети переплетенных отношений соб- ственности и социального обмена. Все труднее определить пределы хо- зяйственной организации, и все яснее становится, что эти пределы далеко не всегда определяются формально-правовой рамкой юридичес- кого лица31. В самом деле, кому принадлежит отдельная организация в системе развитого перекрестного владения акциями? Как определить число занятых, если половина работников привлекается из других фирм на временной (в том числе проектной) основе? Насколько независимы мелкие субподрядчики, привязанные к более крупной компании жест- кой субконтрактной системой? В какой степени приобретатели фран- шизы являются частью компании-правообладателя? Во всех этих случаях строгие границы между " фирмой" и " рынком" в той или иной мере размываются. Между ними образуются промежуточные организацион- ные звенья, которые не сводятся ни к первому, ни ко второму полюсу32. Первое из этих звеньев называется бизнесом, который может состоять из ряда аффилированных фирм; каждая из них формально имеет собствен- ное юридическое лицо и формальную независимость, но управляется из единого центра. Организация предстает здесь, по существу, как хол- динг или интегрированная бизнес-группа33.
Второе звено образуется деловыми сетями — устойчивыми много- сторонними связями между независимыми предприятиями и бизнеса- ми (типичным примером могут послужить японские кейрецу). В свою очередь, сети могут демонстрировать определенную степень фактичес- кой (неформальной) вертикальной интеграции с выраженными иерар- хическими элементами, если речь идет, например, о субконтрактной работе на крупного заказчика — монополиста. Но они могут представ- лять собой горизонтальные сети, объединяющие, например, совокуп- ность тесно завязанных друг на друга малых предприятий, в том числе прямо конкурирующих между собой (хрестоматийный пример — инду- стриальные районы Италии)34.
Своего рода радикальным случаем в преобразовании привычных организационных границ выступает технология прямых продаж (direct selling). Дело в том, что подобный тип организации, присущий, напри- мер, в России компаниям " Гербалайф" или " Мэри Кей", отрицает буквально все черты современной организации в ее традиционном по- нимании. Классическая организация выстраивает четкую иерархию, от- ношения в которой достаточно формальны и деперсонализированы. Эта организация имеет ясно очерченные границы и относительно закрыта. Чтобы стать ее работником, нужно обладать соответствующей квалифи- кацией и пройти процедуру отбора. А получив свои места, работники оказываются объектами административного контроля. При этом опреде- лить их индивидуальную производительность, как правило, довольно сложно, результаты работы в решающей степени зависят от той слож- ности, с которой работает система в целом.
При технологии прямых продаж все обстоит прямо противопо- ложным образом. Здесь продавцы сами рекрутируют новых работников из числа покупателей. Формальная иерархия, кроме сравнительно не- большого офиса, отсутствует. Позиция работника в иерархии и его ав- торитет определяются количеством продаж и привлеченных клиентов, т.е. способностью мобилизовать и расширять сеть. При этом границы фирмы фактически отсутствуют. А к вновь " нанимаемым" работникам не предъявляется фактически никаких квалификационных требований. Более того, над ними не устанавливается и никакого административно- го контроля. Выйти из организации можно в любой момент и по соб- ственному желанию. Что же касается результативности работы, или объема продаж, то решающую роль здесь играют личные, в том числе внешние качества продавца, умение воздействовать на покупателя в процессе непосредственного контакта. Многие из перечисленных черт можно было бы назвать " архаичными" Однако масштаб деятельности подобных орга- низаций отнюдь не сужается, более того, в некоторых сферах он даже растет".
Вторая половина 1980-х гг. ознаменовалась также обсуждением бо- лее радикальной проблематики " постмодернистской организации". По- нятие это выглядит несколько парадоксальным, если учесть, что пост- модернизм провозглашает всеобщую деструктуризацию и размывание границ. Речь идет о новых типах организационного устройства в период так называемого " дезорганизованного капитализма", если воспользо- ваться терминологией К. Оффе, С. Лэша и Дж. Урри. Здесь отмечается тенденция к децентрализации систем хозяйствен- ного управления и фрагментации крупных организаций. В результате разделение труда становится более гибким, а управленческие модели — более эклектичными, утрачивается былая однозначность организаци- онных правил". Означает ли эта " гибкая специализация" (flexible specialization) неотвратимое разрушение организационных границ в их традиционном понимании? Вряд ли. Однако саму тенденцию следует принять во внимание. Ясно, что современная хозяйственная организа- ция выходит за привычные рамки иерархической структуры и фор- мально-правовые рамки юридического лица. И основная проблема се- годня состоит в анализе ее более сложных форм и гибких границ, свя- занном с пересмотром классической организационной модели.
Заключение. При всем многообразии моделей хозяйственной орга- низации нетрудно выделить специфические черты, объединяющие эко- номико-социологические подходы в противовес традиционным эко- номическим подходам. Социологи не только активно обращаются к анализу внутренней структуры организации, в рамках которой разво- рачиваются действия ее членов с присущими им разнородными интере- сами. Они также подчеркивают значение социальных связей, институ- тов и культурно-символических факторов, опосредующих эти действия, порождающих множественность рациональных схем, которые в итоге воплощаются в разных видах организационного устройства.
Если для экономиста организация есть инструмент максимизации прибыли или производства общественных благ, а также средство координации различных интересов в зоне, отгороженной от конкурентного рынка, то для социолога важно также то, что организация представляет собой микросообщество, в котором человек не только реализует свои интересы, но и включается в процесс социализации, осваивая новые навыки и накапливая разные формы капитала. Он приобщается к опре- деленному кругу ценностей и норм, пытается повысить свой статус и получить признание, находит полезный или приятный круг общения.
Добавим, что по сравнению с экономической теорией, рассматри- вающей фирму как некую альтернативу конкурентного рынка, социо- логия хозяйственных организаций движется с противоположного кон- ца — от внутренней структуры фирмы к ее рыночным взаимодействиям. При этом на пути обнаруживается ряд промежуточных звеньев, кото- рые не сводятся ни к рынку, ни к иерархической интеграции (напри- мер, интегрированные бизнес-группы, горизонтальные сети независи- мых фирм). И есть основания считать, что именно эти промежуточные формы играют наиважнейшую роль в хозяйственной жизни в целом.
Экономическая социология не создает универсальных моделей, основанных на наиболее рациональных способах поведения. Она обра- щает внимание на принципиальное многообразие организационных форм, которые возникают и эволюционируют под воздействием мно- жества разных факторов. Среди этих факторов заметное место занимают менеджерские стратегии, которые также не всегда вписываются в плос- кую схему рационального устремления к экономической эффективно- сти. Выбор способов внутрифирменной организации в неменьшей сте- пени обусловлен стремлением к стабилизации порядка и легитимации властных отношений. Менеджеры принимают решения под постоян- ным давлением внешних и внутренних групп интересов, установив- шихся норм и господствующих концепций контроля.
|