Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. К началу XIX века новым явлением в экономическом развитии России было формирование капиталистических отношений






К началу XIX века новым явлением в экономическом развитии России было формирование капиталистических отношений. Помещичьи и крестьянские хозяйства все более теряли натуральный характер, втягивались в рыночные отношения. Крепостническое хозяйство неотвратимо шло к глубокому кризису. Но в отличие от Европы в России подавляющая часть населения занималась земледельческим трудом, находилась в феодальной зависимости от дворян - помещиков или государства. Промышленность была развита слабо и группировалась главным образом вокруг Москвы, Петербурга, а также на Урале.

В 30 - 40-е гг. XIX в. в России начинается промышленный переворот, возникают новые заводы и фабрики, постепенно, хотя и медленно, растет применение паровых машин. Получает распространение вольнонаемный труд.

Раньше всего паровые двигатели и механические станки стали вытеснять ручные станки и " вододействующие " механизмы мануфактурного периода в хлопчатобумажной промышленности. В 1846 г. в России было 700 тыс. веретен, приводившихся в действие паровыми двигателями. В 1859 г. таких веретен уже имелось 1600 тыс. Паровые двигатели внедрялись и в некоторые другие отрасли промышленности.

Возросла и производительность труда: в середине XIX в. один рабочий производил продукции в 3 раза больше, чем в начале столетия, а на долю машинного производства приходилось уже свыше 2/3 продукции крупной промышленности в стране. В то же время из-за медленных темпов развития промышленности отрыв от стран Запада возрастал. Если в XVIII в. Россия занимала первое место в мире как по выплавке чугуна (треть мирового производства), так и по его вывозу, то в начале XIX в. английская металлургия догнала российскую, а к 1860 г. превзошла ее почти в 12 раз. Обогнали Россию также США, Германия и другие страны. Россия по производству чугуна отошла на восьмое место. Еще более отставала она в области машиностроения, топливной промышленности, в развитии транспорта.

В дореформенной России основными видами транспорта были водный и гужевой. В начале XIX в. был проведен ряд новых каналов, соединивших Каму и Северную Двину, Днепр и Вислу, Западную Двину и Неман, Верхнюю Волгу и Балтийское море. Однако пропускная способность этих каналов была небольшая.

Во второй четверти XIX в. стало развиваться пароходное сообщение. В 1815 г. на р. Неве появился первый пароход " Елизавета ". В 1860 г. на Неве, Волге, Днепру и их притокам, а также по Каспийскому и Черному морям плавало 339 пароходов.

В первой половине XIX в. началось строительство шоссейных и железных дорог. Если к 1825 году было построено 367 верст шоссейных дорог, то к 1861 г. - 8515. Шоссе соединили Петербург с Варшавой, Москву с Петербургом, Варшавой, Ярославлем и Нижним Новгородом. Значительное количество шоссейных дорог было построено в Прибалтике. Однако протяженность шоссейных дорог для огромных пространств России была ничтожно мала.

Первая в России железная дорога была построена на одном из уральских заводов в 1834 г. крепостными механиками Е. и М. Черепановыми. В 1837 г. Петербург был соединен железной дорогой с Царским Селом, а в 1843-1851 гг. была построена Петербургско - Московская железная дорога, имевшая большое экономическое значение. Всего к 1861 г. в России насчитывалось около 1, 5 тыс. верст железнодорожных линий, что было недостаточно для такой огромной страны.

Преобладающей отраслью экономики страны оставалось сельское хозяйство, развитие которого носило экстенсивный характер (за счет расширения площади посевов). С 1802 г. по 1860 г. площадь посевов выросла с 38 до 58 млн. десятин (на 53 %), а валовые сборы зерна - с 155 до 220 млн. четвертей (в одной четверти - 8-10 пудов). Прирост посевных площадей происходил, в основном, за счет осваиваемых районов Южной Украины, Бессарабии, Предкавказья и Среднего Поволжья. Важнейшей отраслью сельского хозяйства являлось животноводство. В целом по стране оно носило натуральный характер: скот разводился главным образом для " домашнего употребления". Товарное животноводство имело место в Ярославской, Тверской и Вологодской губерниях, в Прибалтике и в степной полосе России.

Низкий уровень сельского хозяйства в дореформенной России обуславливался в первую очередь тормозящим влиянием крепостного права.

Общие социально-экономические процессы происходили и в Башкирии, но загнивание и кризис феодально-крепостнического строя сказывались в меньшей степени, чем во внутренних, южных и западных районах России. В первой половине XIX в. наблюдался существенный прирост башкирского населения: 250 тыс. человек на рубеже XVIII и XIX вв., 507 тыс. - в 1851 г. Большое воздействие на развитие сельского хозяйства в Башкирии оказывало увеличение в I половине XIX в. плотности населения, происходившее за счет естественного прироста численности башкир, но главным образом - притока небашкирского населения из других регионов России. Оно вело к сокращению пастбищных угодий, к упадку скотоводческого хозяйства.

В целях борьбы с активным выступлением населения края против царизма и привлечения части населения к охране восточных границ России указом правительства от 10 апреля 1798 г. в Башкирии вводится кантонная система управления. В соответствии с этим указом башкиры и мишары были переведены в военное сословие. Было создано 11 башкирских, 5 мишарских кантонов, а также 5 кантонов оренбургских казаков. Кантоны не имели особых названий, их различали по порядковым номерам. Башкирские казаки охраняли восточные границы России, привлекались для участия в военных действиях, сооружении военных укреплений, участвовали в заготовке леса для казны, строили и ремонтировали административные здания в Уфе и Оренбурге, посылали транспортные команды в Казахстан.

В связи с переходом башкир в военно – казачье сословие принимались меры по переводу их к оседлости и земледелию. Принудительный перевод башкир к оседлости наиболее активно стал осуществляться с 30-х гг.XIX в.

Жителям кантонов раздавались семена и приказывалось “заниматься хлебопашеством “. По решению губернской администрации башкирские деревни перестраивались по русскому образцу.

В целом мероприятия царских властей по переводу полукочевых башкир к оседлости и земледелию, хотя и проводились административно-бюрократическими, порою очень грубыми методами, имели прогрессивное значение, способствуя распространению земледелия и оседлого быта.

В первой половине XIX в. промышленность Башкирии, как и Российской империи в целом, переживала глубокий кризис. Почти полностью прекратилось строительство новых предприятий, закрылся ряд старых заводов. Некоторое оживление в металлургии началось в конце 30-х и в 40-х годах. Тормозящая роль феодально-крепостнического строя сказывалось и на фабрично-заводской промышленности, лесных промыслах.

Продолжалась качественная перестройка многих компонентов общественного строя башкир в направлении их приближения к социальным организациям феодальной России. Основное содержание перестройки заключалось прежде всего в разложении традиционных (по форме родоплеменных) земельных вотчин на территориальные земельные общины сельского типа. Однако перестройка шла медленно, крайне противоречиво.

Организация кантонной службы башкир и кантонной системы управления ускорила эволюцию социально-классовой структуры башкирского общества: старая (по происхождению родоплеменная) аристократия башкирского общества изжила себя или частью была уничтожена. На смену ей пришла создаваемая и поддерживаемая царизмом социально-классовая группа, которая складывалась как из переориентировавшихся на царизм представителей старой аристократии, так и за счет новой бюрократии, кантонного офицерства, верного царизму, а также прослойки башкирских богатеев.

Из выходцев социальной верхушки, мусульманского духовенства начинает складываться немногочисленная башкирская интеллигенция (поэты, писатели), в мировоззрении которой, кроме идей просветительства, прослеживается тенденция к осмыслению социально - исторических судеб башкирского народа.

В первой половине XIX в. под влиянием передовой русской культуры продвинулась вперед и культура народов Башкирии. В крае функционировали общеобразовательные, военные, горнозаводские школы. В 1828 г. в Уфе была открыта гимназия с семилетним курсом обучения, где в 1846/47 учебном году обучалось 225 человек. В гимназии преподавались латинский, немецкий и французский языки, словесность, логика, математика, статистика, история, физика и др. Однако образование было доступно только представителям национальной феодальной верхушки.

Широкое развитие получило башкирское устное народное творчество, особенно его песенный жанр. Прогрессивные русские писатели создали немало произведений о Башкирии. В 30-х годах в Уфе начали ставить любительские спектакли, в 1841-1843 гг. выступила первая профессиональная труппа.

Таким образом, начавшийся промышленный переворот в России приводил к большим изменениям в структуре промышленности и ее техническом оснащении. Но в условиях нашей страны он затягивался на длительное время. Социально-экономические процессы в Башкирии, хотя и медленно, разлагали родоплеменные отношения, приближая общественный строй башкир к социальной организации страны. Эти процессы стали ускоряться с введением кантонной системы управления.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал