Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
У многих компаний при одинаковой доходности могут резко отличаться маржа, оборачиваемость активов и финансовый леверидж.
У финансовых менеджеров компании есть три рычага, с помощью которых они могут воздействовать на доходность: первый рычаг — это доходы от каждого рубля продаж, или маржа, второй — продажи от каждого рубля использованных активов, или оборачиваемость активов, и третий — величина заемного капитала, использованного для финансирования активов, или финансовый леверидж. Рост каждого из этих трех коэффициентов приводит к росту доходности капитала компании. Рычаги финансового управления тесно связаны с аналитическими финансовыми документами. Маржа — обобщенный оценочный показатель отчета о прибылях и убытках, а точнее, всей производственной деятельности, тогда как оборачиваемость активов и финансовый леверидж обобщенно характеризуют левую и правую сторону баланса. Доходность капитала определяется альтернативной ценой капитала на финансовых рынках и задается извне. Достичь заданной доходности можно за счет различных комбинаций маржи, оборачиваемости активов и финансового левериджа. Доходность капитала у многих компаний почти одинакова, а маржа прибыли, оборачиваемость активов и финансовый леверидж различаются в следствии конкуренции. Достижение необычайно высокой доходности капитала одной компанией служит своего рода магнитом, притягивающим конкурентов, стремящихся воспроизвести подобные результаты. И с течением времени возникающая в результате обострившаяся конкуренция сводит доходность капитала преуспевающей компании, вниз до средней величины. Напротив, необычайно низкая доходность капитала приводит некоторые компании к банкротству, это отпугивает потенциальных конкурентов, так что с течением времени доходность преуспевших фирм повышается до среднего значения. Маржа измеряет долю каждого рубля продаж, формирующую прибыль. Маржа важна для финансовых и операционных менеджеров, она отражает стратегию цены и качество контроля за издержками. Маржа и оборачиваемость активов находятся в обратно пропорциональной зависимости. Компании с высокой маржей обычно отличаются низкой оборачиваемостью активов, и наоборот. Это не случайно. В отраслях обрабатывающей промышленности компании с высокими трудозатратами или уникальными технологиями имеют высокую маржу прибыли. Однако у них значительные активы, и потому у них низкая оборачиваемость активов. Бакалейные лавки, которые мало что добавляют к стоимости товара, имеют очень низкую маржу, но высокую оборачиваемость активов. На другом полюсе — ювелирные магазины, которые хранят дорогостоящие запасы и тратят огромные средства на оформление витрин и рекламу, отличаются низкой оборачиваемостью активов, но гораздо более высокой маржой. Нельзя сказать, что лучше высокая маржа или низкая маржа. Все зависит от взаимодействия маржи и оборачиваемости активов. Оборачиваемость активов - второй рычаг, с помощью которого можно влиять на доходность капитала компании. Оборачиваемость активов равная 1, 0 означает, что компания генерирует 1, 0 рубль продаж на каждый рубль, инвестируемый в активы. Данное соотношение является мерилом капиталоемкости, причем низкая оборачиваемость активов характеризует капиталоемкий бизнес, а высокая оборачиваемость — ровно наоборот. Характер продукции, которую производит компания, и ее конкурентоспособная стратегия являются важнейшими условиями оборачиваемости активов. Особенно важен контроль за текущими активами. Дело в том, что текущие активы, особенно дебиторская задолженность и запасы, имеют ряд уникальных свойств, которые необходимо учитывать в управлении. Первое. Если продажи неожиданно падают, клиенты задерживают платежи, срывается доставка важных комплектующих запчастей — инвестиции компании в текущие активы могут очень быстро вырасти. Второе. Текущие активы могут оказаться источником денежных средств в периоды спада. По мере снижения продаж, инвестиции компании в дебиторскую задолженность и запасы должны снижаться, денежные средства могут использоваться в других сферах. Поскольку управление текущими активами столь значимо, полезно уметь анализировать каждый элемент текущих активов. Это порождает то, что получило название коэффициенты контроля. Хотя форма, в которой выражается каждое соотношение, может варьироваться, любой коэффициент контроля просто представляет собой оборачиваемость активов для конкретного типа активов. В каждом случае инвестиции компании в актив сопоставляются с чистыми продажами. Финансовый леверидж - третий рычаг, с помощью которого менеджмент воздействует на доходность капитала компании. Компания повышает финансовый леверидж, когда увеличивает долю заемного капитала. Грамотное использование финансового левериджа означает поиск разумного баланса между преимуществами и недостатками заемного финансирования. Доходность активов и финансовый леверидж находятся друг с другом в обратной зависимости. Компании с низкой доходностью обычно больше берут взаймы, и наоборот. Надежные, стабильные, ликвидные инвестиции, как правило, сопровождаются низкой доходностью и высоким финансовым левериджем. Уровень доходности капитала определяется природой компании, ее стратегией и методами ее конкурентной борьбы. Среди специалистов принято считать, что у доходности три болезни: время, риск, стоимость. Следует понимать, что высокая доходность капитала всегда лучше, чем низкая. Время. В делах нужно уметь жертвовать текущими интересами в пользу будущих. Если считать доходность капитала компании сразу же после освоения нового товара, она будет низкой – но это лишь результат инновационной деятельности компании. Доходность капитала — показатель учетный, включает доходы всего лишь за один год, и потому зачастую не в состоянии воплотить в себе долгосрочные решения. Риск. Если компания нацелена на высокую доходность, ее деятельности присущи высокие риски. Если компания нацелена на стабильное, поступательное развитие - придется отказаться от высокой доходности. Стоимость. Доходность капитала измеряет доход на единицу инвестиций акционеров. При расчете этого показателя используется балансовая стоимость капитала компании, а не его рыночная стоимость. Поскольку существует разница между рыночной стоимостью капитала компании и ее балансовой стоимостью, высокая доходность собственного капитала не тождественна высокой доходности инвестиций в оценке акционеров. Цена акций компании очень чувствительна и гибко реагирует на настроения инвесторов. Акция дает ее владельцу право на часть будущих и на часть текущих доходов. Естественно, чем выше оптимизм инвестора по поводу будущих доходов, тем больше он готов заплатить за акции. Время обесценивает EPS как оценочный показатель. Если перевернуть EPS — получаем соотношение цены и доходности - Р/Е (price per earnings). Соотношение цены и доходности акции измеряет величину денежных средств, которую инвесторы готовы оплатить за один доллар текущих доходов. Этот показатель облегчает сравнение компаний с различным доходом. Цена акций и соотношение Р/Е, повышаются по мере того, как улучшаются перспективы будущего роста компании. Риск оказывает обратное воздействие. Высокая степень неопределенности относительно будущих перспектив доходов компании снижает это соотношении.
|