Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1.4.Методы информационного права
Под методом правового регулирования в информационном праве понимают совокупность способов воздействия отрасли информационного права на информационные отношения. Рассматривая ту или иную отрасль права, некоторые ученые утверждают, что каждая отрасль имеет свой особый метод правового регулирования. Однако, по сути дела, все отрасли права в регулятивных целях используют единые правовые механизмы, заложенные в природе права. Можно согласиться с тем, что любая отрасль права в качестве средств правового регулирования использует юридичес_ кие возможности, выражающиеся в предписании (распоряжении, повелении), запрете или дозволении. Предписание — возложение на участников общественных отношений прямой юридической обязанности действовать в полном соответствии с требованиями правовой нормы. Этот способ чаще всего используется в административном праве, где большая часть норм имеет повелительный (императивный) характер. Запрет — возложение на участников общественных отношений юридической обязанности воздержаться от совершения действий, предусмотренных правовой нормой. Чаще всего этот способ применяется в публичных отраслях права. Дозволение — разрешение участникам общественных отношений совершать те или иные юридически значимые действия, указанные в правовой норме, либо воздерживаться от их совершения по своему усмотрению. Такой способ правового регулирования характерен для отраслей частного права, где большая часть норм построена на способе диспозитивного регулирования (равенстве сторон). В информационном праве применяется вся совокупность перечисленных способов регулятивного воздействия на информационные отношения. Действительно, поскольку информация сопровождает практически все области человеческой деятельности, то для регулирования информационных отношений применяются различные существующие методы публичного и частного права в зависимости от вида и назначения информации и характера поведения субъектов и возникающих при этом отношений. Известно, что в основе гражданского права лежит метод диспозитивного регулирования, с присущими ему свойствами децентрализации и координации, в публичном — метод императивный, для которого характерны централизованное осуществление властных полномочий и строгая субординация участников правоотношений. Для метода диспозитивного регулирования, применяемого при регулировании общественных отношений в информационной сфере, характерны: 1) равенство субъектов правоотношений, выражающееся, прежде всего, в их свободной волевой ориентации и независимости своей воли; 2) самостоятельность участников правоотношений и свободное осуществление ими своих прав; 3) самостоятельность субъектов правоотношений в смысле ответственности по обязательствам, которыми они себя связывают. Диспозитивный метод применяется в информационном праве при регулировании отношений информационной собственности (вещной и интеллектуальной), при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения (право автора и право собственности, отношения заказчика и разработчика информационных технологий и средств их обеспечения) и т. п. Как отмечалось выше, этот метод основан на равенстве субъектов, их самостоятельности при вступлении в информационные правоотношения, самостоятельности осуществления ими своих прав, ответственности по своим обязательствам и т. п. Методу императивного регулирования, применяемому при регулировании информационных отношений, присущи следующие признаки: 1) использование властеотношений — «власти — подчинения» (отсутствие согласия сторон, наличие неравноправных сторон); 2) строгая связанность субъектов права правовыми рамками (субъекты публичного права действуют по своему усмотрению, но только лишь в пределах предоставленных законом полномочий — «закрытый» перечень полномочий); 3) позитивное обязывание (обязанность действовать в определенном направлении для достижения тех или иных целей); 4) возможное запрещение каких-либо действий в порядке очерчивания возможной зоны неправомерного поведения; 5) сочетание убеждения и принуждения. Императивный метод регулирования информационных отношений применяется в информационном праве в следующих случаях: — при закреплении компетенции органов государственной власти и местного самоуправления по производству и распространению информации, создаваемой этими структурами в порядке обеспечения конституционных гарантий прав граждан по поиску и получению каждым информации, затрагивающей интересы личности; — установлении порядка создания и применения государственных информационных систем и технологий с целью обработки информации определенного вида, а также и исполнения этими органами своей компетенции в этой части; — формировании и реализации соответствующими структурами государственной политики по формированию и развитию информационного общества; — осуществлении действий, связанных с государственной регистрацией информационных ресурсов и государственных информационных систем; — регулировании информационных отношений в области массовой информации; — регулировании информационных отношений в области информационной безопасности, включая государственную тайну, коммерческую тайну, персональные данные, другие виды тайн; — решении органами государственной власти и иными структурам задач в области лицензирования определенных видов деятельности и сертификации продуктов и услуг в информационной сфере; — регулировании других видов деятельности государственных органов и других государственных структур или уполномоченных ими образований (их должностных лиц) в информационной сфере.
|