Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика особенности системы источников информационного права.
Особенности системы источников информационного права: 1. Наличие четырёх уровней регулирования: - международные акты, имеющие приоритет по отношению к национальному законодательству в соответствии с Конституцией РФ (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г.; Конвенция о трансграничном телевидении от 5 мая 1989г. с изменениями, внесенными Протоколом от 1 октября 1998г. и др.). Существенное значение для нашей страны будет иметь намечающаяся ратификация Конвенции по борьбе с кибер - преступностью 2001г. и Конвенции ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах от 23 ноября 2005г. (распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2006г. № 1821-р «О подписании Конвенции Организации Объединённых Наций об использовании электронных сообщений в международных договорах»); -акты федерального значения (федеральные и иные законы); Внутрикорпоративные нормы, регулирующие деятельность ассоциаций и корпораций в сфере информатики, связи и массовых коммуникаций, приобретают особую значимость. В качестве примеров подобных источников можно назвать Кодекс профессиональной этики российского журналиста, принятый Конгрессом журналистов России 23 июня 1994г., а также Московскую хартию журналистов. Данные документы содержат ряд важных норм саморегулирования деятельности журналистского сообщества. Порой корпоративные и локальные нормы права обеспечивают наибольшую функциональную эффективность информационного права в конкретных условиях и сферах деятельности. - акты локального уровня, т.е. наличие локального нормотворчества организаций и учреждений в сфере информатизации (положение об обработке персональных данных работников; инструкция о форме первичной учетной документации, о правилах ведения электронного документооборота и др.). 2. Наличие актов субъектов РФ по вопросам организации связи и представления информации. Согласно ст.71 Конституции РФ информация и связь находятся в ведении Российской Федерации, некоторые субъекты РФ пытаются принимать собственные законы, так или иначе связанные с информатизацией и формирование информационных ресурсов в рамках их территорий. 3. В системе источников информационного права большую роль играют нормативные акты специализированных органов: приказы, правила, инструкции Минкомсвязи России, а также специальных государственных служб и надзоров. 4. Существенное значение имеют различные реестры и регистры (кадастр, регистры населения, прав на недвижимое имущество и сделок с ним и др.). Эти акты имеют принципиальное значение для исследования системы традиционного документооборота. 5. В процессе регулирования информационных отношений особая роль принадлежит государственной системе стандартов. Большее значение система ГОСТов имеет в сфере электронного документооборота, архивного и библиотечного дела. Невыполнение требований стандартов влечет за собой административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность. 6. Наличие в системе законодательства информационного права обычаев делового оборота, что характерно прежде всего для сферы электронной торговли и Интернет - права. Обычаем называется правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение какого-либо продолжительного времени. Единообразное решение одинаковых случаев на протяжении длительного времени приводит к образованию представлений об обязательности соответствующего поведения. Далеко не все обычаи, существующие в данном обществе, имеют значение норм права. Многие из них являются не более чем правилами приличия или относятся к числу тех норм, которые составляют так называемые нравы. Для того чтобы можно было признать наличие в том или ином случае нормы обычного права, необходимо наличие следующих условий: - более или менее длительное непрерывное фактическое осуществление определенного поведения в обществе или хотя бы в пределах какой-нибудь ограниченной сферы, например в пределах блогосферы; - определенность обычая, т.е. возможность относительно точного установления его содержания; - признание государством юридического значения обычая. Право существует только в государстве, которое может придавать обязательную силу правовых нормам, поэтому обычай может приобрести значение нормы обычного права лишь в том случае, если он санкционирован государством в лице тех или иных органов. Суд и другие органы, применяющие право, но и впервые дают их содержанию вполне определенную формулировку. 7. Большое значение имеют международные и иные договорные обязательства субъектов информационного права. Не подлежит никакому сомнению, что договор играет роль важнейшего источника права не только в международном, но и в информационном праве. Иногда договоры не только устанавливают права и обязанности сторон, но и направлены на установление норм права, которым участники такого рода соглашений обязуются в будущем подчиняться. Международные договоры, к которым главным образом относятся указанные различия, в одних случаях представляют собой юридические сделки, устанавливающие или отменяющие права отдельных государств, в других – содержат общие правовые положения, общие правила, устанавливаемые государствами на будущее время в качестве норм для их действий. Государство создают новые нормы права посредством этих договоров, поэтому последние являются не юридическими сделками, а источниками права. Необходимо различать нормоустанавливающие и учредительные договоры. Следует отметить, что нередко один и тот же договор может являться одновременно и договором-сделкой, и договором – источником права. В российском праве договор получил значение источника права прежде всего в области конституционного права. Вместе с тем роль и значение нормоустанавливающих договоров в информационном праве значительна.
|