Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смысл жизни человека






Важным аспектом философского осмысления человека является учет естественного движения замкнутому кругу: рождение - жизнь - смерть Издавна человек пыталась как-то понять этот вечный круговорот жит ття В чем смысл естественного процесса рождения, развития, зрелости, старения и смерти как человека, так и любого другого организма?, свою судьбу и назначение Найдя такое оправдание, человек может смириться с мыслью о конечности индивидуального бытия Тайна человеческого существования заключается не в том, чтобы только жить (существовать) но и в том, как и для чего (или для кого) жилжити.

Итак, в чем заключается смысл жизни?

Смысл жизни - это понятие, которое отражает постоянное стремление человека соотносить свои поступки с системой общественных ценностей, с высшим благом, чтобы таким образом получать возможность оправдывать себя в своих глазах, в глазах других людей или перед каким-то авторитетом, Богом Иначе говоря, это объяснение себе и другим, для чего ты живетш.

Смысл жизни каждого человека уникален и неповторим, как и его жизнь Человек всегда свободен в выборе смысла и в его реализации Но свободу нельзя отождествлять с произволом ее следует воспринимать с точки зрения в ответственности Человек отвечает за верно найден и реализован смысл своей жизни, жизненных ситуаций, в них она попадает Человек должен следовать своему призванию, в котором жизнь приобретает смысл В идчуты и найти свое призвание ей помогает самопознанию, ответственность за реализацию своего назначения, что на Земле помогает согласовать универсальные жизненные ценности с конкретными жизненными ситуац иямаціями.

С точки зрения содержания высшего блага выделяют следующие типы обоснования жизни: гедонизм, аскетизм, эвдемонизм, корпоративизм, прагматизм, перфекционализм, гуманизм

Представители гедонизма мстою жизни человека и его высшим благом считают наслаждение Представители аскетизма смысл жизни видят в крайнем ограничении потребностей человека, самоотречении, в отказе его от жизненных ок лаг и наслаждений с мстою самосовершенствования или достижения морального или религиозного идеала В основе эвдемонизма лежит стремление человека к счастью, что является главной мстою жизни Корпоративизм исповедует групповой эгоизм, видит смысл жизни в принадлежности к ограниченной сообщества, для которой главное-частные интересы Прагматизм выражает стремление человека к выгоде, блага Перфекционализм связывает смысл жизни с лич тем самосовершенствованием, даже когда оно осуществляется за счет интересов других людей Представители гуманизма направляют свои усилия на утверждение достоинства и разума человека, его прав на земное счастье свободное выражение естественных человеческих чувств и способностейностей.

С точки зрения осуществления замысла жизни выделяют: оптимизм, скептицизм, пессимизм и не существует ситуаций, которые были бы действительно лишены смысла - даже самоубийца верит в смысл если не жизнь, то смерть и жизнь я и смерть, любовь и эгоцентризм, этика и аморальность, осмысленность и абсурд, нигилизм и самопожертвование - эти противоположные, но взаимосвязанные \" абсолюты\" человеческого бытия явно или косвенно детерминирует во выбор человеком самого себю самої себе.

Схематично и весьма условно можно выделить следующие варианты решения проблемы смысла жизни в истории человеческой культуры

1 Смысл жизни изначально существует в глубинах самой жизни Для этого варианта характерно религиозное истолкование жизни Единственное, что делает осмысленной жизнь и имеет для человека абсолютный смысл, есть не что иное, как акт тивная соучастие в Богочеловеческом жизни Не переработки мира на основах добра, а взращивание в себе субстанциального добра, усилия жить со Христом и во Христе Бог создал человека по своему образу и подо бою И мы своей жизнью должны проявить его, потому эмпирическое жизни мира, как писал Семен Франк, бессмысленное, как беспорядочно вырванные из книги страницуорінки.

2 Смысл жизни находится за пределами жизни Его можно назвать \" жизнью ради других людей\" Для человека жизнь становится осмысленным, когда она служит интересам семьи, нации, общества, когда она живет ради ща астя грядущих поколений ей небезразлично, что она оставит после себя Недаром прожить жизнь - это и продолжиться в своих потомках, и передать им результаты материальной и духовной деятельности Но н а этом пути существует опасность оказаться в ситуации, когда все твое неповторимая жизнь превращается в средство для создания какой-то идеи или идеала (это может быть идея коммунизма, \" светлого будущего\" и т.д.) Если такая позиция не связана с духовной эволюцией человеческой личности, человек становится на путь фанатизма (история знает множество вариантов и классового и национального, и религиозного фанатизмао, і релігійного фанатизму).

3 Смысл жизни создается самим субъектом Этот вариант можно понимать как \" жизнь ради жизни\" Его основателем был древнегреческий философ Эпикур Жить нужно так, считал философ, чтобы наслаждаться жит ттям, получать удовольствие от жизненных благ и не думать о смерти Ценность эпикурейской позиции состоит в том, что она предостерегает нас от ситуации, при которой поиск смысла жизни отодвигает на второй п поле сама жизнь Жизнь сама по себе является ценностью, редким даром, и человеку к нему следует относиться с благодарностью и любовью Ведь дана возможность переживать неповторимость собственного существования во всех йог в проявлениях - от радости, взлетов и побед к падению, отчаяния и страданий Вместе с тем эпикурейское отношение к жизни, если оно лишено ответственности за этот подарок, утверждает в человеке эгоистических в положение \" жизни ради себя» и ведет к потере чувства его полноценности відчуття його повноцінності.

Объективная логика развития будущей цивилизации предполагает дальнейшее социальное, духовный прогресс человека, утверждение более достойного человека гуманного смысла бытия Немецко-французский мыслитель Альбе ЕРТ Швейцер (1875-1965) неоднократно подчеркивал: \" Задача современников - достичь истинной доброты, жить в согласии с самим собой Только победа гуманного мировоззрения над антигуманным даст нам возмож весть с надеждой смотреть в будущеейбутнє".

Выводы

1 Философское познание имеет гуманистическую направленность, т.е. главным предметом философских размышлений является человек и его существование в мире Все философские проблемы, какими бы абстрактными они не сдавали лись, так или иначе связаны с проблемой человека случайно И Кант вопрос \" что такое человек? \" ання філософії.

2 Человек - это биосоциальное единство, в котором через социальное, биологическое и духовное реализуется человеческое, что находит свое выражение в психологическом, нравственном, религиозном, политическом Все эти формы проявления человеческого естества сосуществуют в органическом единстве, взаимодействие, взаимопроникновениені.

3 Человек - это такое существо, которое своей деятельностью создает собственную историю, в процессе чего формируется, изменяется и развивается ее сущность есть сущность человека не есть исторически неизменной Она изменяется вместе с развитием человека, человечества, аккумулируя в себе смысл человеческого, содержание культуры, социальных цинностетей.

4 Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность С этим связан вопрос о смысле и цели жизни, размышления над которым является для многих исходным пунктом в выработке \" линии жизни\"

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал