Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Антропологический материализм Фейербаха
Категория: Вопросы с ответами по экзамену " Философия" Последним великим представ класс нем фил был Л.Феербах (1804 - 1872). Феербах считает, что вопрос об отнош бытия к мышл есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь чел. Следов фил., поскольку она реш вопрос об отнош мышл к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о чел, в существовании, в деят которого этот вопрос находит свое фактическое, реальное решение. Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биол, физиолог. Деятельности. Существенным содержанием и назнач. антрополог. принципа является по Ф. научное истолкование общественного сознания, в кот он видит отражение сущности чел. Эта сущность по Ф прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие пережив индивида. Основой антропол Ф является мат учение о природе. Прир явл единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и благодаря ему прир ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся тоько к отдельным явлениям. Прир бесконечна в пространстве. Т.о ф. учение о природе в целом не выходит за рамки метаф материализма. Ф признает важную познав функцию теорет мышления и его способности достичь более глубокого познания действительности. Задача мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать чувств данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не являющееся содержание. Мышление носит опосредованный хар-тер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда явл объектом непосредств 48 Философско-антропологические основания культуры. Одно из них состоит в необходимости для людей (за отсутствием готовой ниши в природе) трудиться и творить, создавая культурную предметность. Культура, развертываясь, компенсирует биологическую слабость человека силой его разума и его способностью к созиданию ноосферы и второй природы. Многообразная человеческая активность, ставящая людей в продуктивные виды отношения к природе, обществу, себе подобным, генерирует разные виды и подвиды культуры. Культура обусловлена потребностью людей в многостороннем саможизнеустроении, универсальным характером освоения мира человеком. Другая составляющая философско-антропологических оснований культуры заключается в необходимости для людей воспроизводить самих себя, очеловечивая мир. Несмотря на непрестанно происходящее развитие людей, человек во все времена своего существования обладает качественной определенностью – родовой природой. Эта константа как постоянство человеческой сущности выражается в категории «человеческое достоинство»: целокупности обязательных физических, биологических, социальных и духовных качеств, потеряв которые, человек перестал бы представлять человека в качестве специфической формы сущего. Преемственность в сфере культуры была бы невозможна, не имей культура антропологической константы среди своих оснований. Важнейшие родовые качества людей: биологичность, сози-дательность, разумность, духовность, социальность и индивидуа-лизированность – входят в число весомых оснований культуры, ибо условием окультуривания мира является возделанность создаваемой людьми предметности по человеческим меркам. Соответственно родовым качествам людей выделяются культура производства и культура потребления, культура труда и культура досуга, деловая и игровая культуры, телесно-физическая и духовная культуры и др. Из родовых качеств «вычитываются» области, сферы, виды и подвиды окультуривания – хотя и не все, но многие. Родовые формы культуры: производство, труд, семья, образование, воспитание, досуг, межчеловеческие коммуникации и т. д., – будучи воспроизводимыми, все же в чем-то существенном не могут не «вычитываться» из родовой природы людей: хотя человек противоречив и многолик, он един в обладании достоинством. Создавая «мир человека», люди меняются сами, в частности, потому, что их творения предъявляют к ним свои требования. Скажем, у права и морали есть свои «претензии» к субъекту – к тому, каким он должен быть, чтобы использовался их регулятивный и гуманитарный потенциалы. Освоение культуры обусловливает усвоение личностью социально приемлемых норм поведения. Не только человек реальный, но и образ человека долженствующего быть, идея личности как относительно совершенного субъекта общественных отношений и жителя космоса находится в числе философско-антропологических оснований культуры. В философской антропологии осознаны родовые не только позитивные, но и негативные качества человека, она предупреждает о потенциальной возможности самоуничтожения людей. На основе отрефлексированности того, что человеческая активность может и разрушать, недвусмысленно ставя под вопрос выживание человечества, с ходом общественной истории все большее развитие получает комплексная культура защитного характера. Благодаря ей в определенных масштабах осуществляется профилактика и блокирование различного рода деструкции и деформаций, вызванных как неосторожной, так и преднамеренно разрушительной человеческой активностью.
|