Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цель и задачи урока.
Цель – заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащихся. Приступая к формулировке целей, учитель: - изучает требования образовательного стандарта и программы; - обращает внимание на требование к системе знаний и умений по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности школьников; - определяет приёмы учебной работы, которыми важно овладеть школьнику; - выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность школьника в результатах обучения. После того как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности школьников. Цели обучения условно разделяют на три группы: - образовательные (обучающие); - развивающие; - воспитательные. Обучающие (дидактические) цели урока: - передача учащимся определённой системы знаний, умений, навыков, необходимых для общего образования, для изучения других дисциплин и для практической деятельности в повседневной жизни; - выработка у учащихся на материале учебного предмета способов учебно-познавательной деятельности; - проверка знаний по теме; - обобщение изученного материала; - проверка усвоения материала на основе творческих заданий; - формирование умений применять полученные знания на практике; - развитие познавательной активности и творческих способностей. Определить основную дидактическую цель урока – значит установить, чему в основном будет посвящён данный урок. Развивающие цели урока: отражают основные умения, которые отрабатываются на данном занятии. Воспитательные цели урока: охватывают все направления воспитания: умственное, нравственное, трудовое, экологическое, эстетическое, правовое и т.д.; воспитательная цель урока предполагает получение учащимися нравственных ценностей из содержания учебного материала урока.
Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в широком смысле этого слова: и совершенно новый, но и не теряющий связи с прошлым. По результатам опросов школьники выделяют такие черты современного урока, как сотрудничество, свободу и демократизм. Кроме того, они рекомендуют учителям не «зацикливаться» на старых методах обучения, когда появилось множество разнообразных, интересных форм уроков, давать отдых рукам, а не писать весь урок. Урок в личностно ориентированном образовательном процессе (памятка для учителя) 1. Разминка в начале урока. Разминка в начале урока производится либо в виде цифрового диктанта (буквенного, числового), либо в виде другого развивающего задания. Три обязательных требования к разминке:
Оценивать качество выполненной во время разминки работы может сам ученик, одноклассник, компьютерная программа. Возможно выставление только положительных оценок, или оценок «по желанию» (для кого-то «тройка» вполне приемлемая оценка, кто-то откажется от «четвёртки»). 2. Этап объяснения нового материала учитель организует так, чтобы ученики получили информацию через максимальное количество каналов приёма информации (посмотрели, послушали, потрогали, проговорили). Если есть возможность, на этом этапе можно организовать дифференцированную и/или индивидуализированную поддержку:
3. При первичном закреплении материала давать каждому ученику задания с учётом уровня сформированности у него общеучебных навыков. Если на этом этапе способ деятельности, которым ученику предлагается выполнять задание, вызывает затруднения, неуспех в освоении нового материала будет гарантирован. Например, если у ребёнка невысок уровень сформированности навыка смыслового чтения, лучше дать ему задание на первичное закрепление в виде разбора схемы, рисунка, анализа таблицы и т.д. 4. На этапе отработки предметных навыков, предметного содержания можно давать детям задания с целенаправленными затруднениями:
5. Формы и виды домашних заданий можно дифференцировать в зависимости от уровня мотивации ученика:
6. Зачётные работы учитель должен подбирать или конструировать как разноуровневые. Один вариант зачётной работы должен быть вывешен учителем с самого начала изучения темы. Зачётная работа должна проверять именно те цели, которые были поставлены в начале изучения темы. На «3» - вопросы и задания репродуктивного уровня, продуктивные и творческие задания – в дополнительной части, на «4» и «5». Ученику должно быть предоставлено право выбора уровня зачётной работы. При выполнении заданий только репродуктивного уровня допускается использование учеником справочной литературы (не учебника, и не тетради). ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ
Дидактические затруднения учителя в планировании и проведении урока
Литература
|