Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные конституционные начала организации публичной власти.
Публичная власть - это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя. Публичную власть в России осуществляет государственный аппарат. Как закреплено в Конституции РФ «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Конституция РФ закрепляет принцип народовластия, который определяет основы организации демократического государства. Носителем суверенитета в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Россия – суверенное государство (ст. 4 Конституции РФ). Суверенитет государства означает его верховенство и независимость внутри страны и самостоятельность в проведении внешней политики, взаимоотношениях с иностранными государствами, другими субъектами международного права. Таким образом, он имеет два аспекта: международный и внутригосударственный. Каково соотношение государственного суверенитета и суверенитета народа? Суверенитет государства – это проявление народного суверенитета в государственных и межгосударственных отношениях. Россия как государство обладает правом: во-первых, учредительной власти, означающей право учреждать себя в качестве государства, принимать собственную Конституцию, определять государственное устройство, форму осуществления власти и т.д.; во-вторых, устанавливать общий правопорядок в стране, круг прав и обязанностей граждан, правосубъектность государственных органов, негосударственных объединений, должностных лиц; в-третьих, территориального верховенства в пределах собственной государственной границы, на обеспечение целостности и неприкосновенности своей территории; в-четвертых, самостоятельно и независимо осуществлять свою внешнюю политику, участвовать в деятельности международных организаций, заключать договоры и соглашения с иностранными государствами; в-пятых, на обеспечение собственной безопасности, создание вооруженных сил, иных органов силовой защиты государственных и общественных интересов; в-шестых, учреждения государственных символов (флаг, герб, гимн), определения местонахождения своей столицы. Россия – федеративное государство (ст. 1, 5 и др. Конституции РФ). Федерализм в России существует с 25 января 1918 г. До этого времени она была унитарным государством. Конституция, закрепляя принцип федерализма, определяет, каким образом устроена федерация, какие начала положены в ее основу. Прежде всего подчеркивается конституционный характер федерации. Это означает, что Российская Федерация учреждена законом, а не договором. Договора об образовании Российской Федерации никогда не существовало. Подобного договора нет и в настоящее время. Попытки представить таким документом Федеративный договор 1992 г. не имеют под собой юридических оснований. В ст. 1 Конституции закрепляется общий принцип федерализма. В ст. 4 уточняется, что Российская Федерация – суверенное государство, ее суверенитет распространяется на всю ее территорию, а Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории страны. В ч. 1 ст. 5 Конституции РФ в качестве основ конституционного строя закрепляется структура Российской Федерации как федеративного государства. Российская Федерация состоит из республик, автономной области и автономных округов, представляющих собой национально-государственные образования; краев и областей, городов федерального значения как государственно-территориальных образований. Закрепление в основах конституционного строя форм, в которых конституируются субъекты Федерации, означает, что в Российской Федерации могут состоять субъекты только в указанных формах. Вместе с тем не исключается возможность преобразования субъектов из одной организационно-правовой формы в другую по взаимному согласию с Российской Федерацией. В числе устоев федерализма Конституция РФ закрепляет главные атрибуты статуса субъектов Федерации, в частности, принятие ими собственных конституций (уставов) и законодательства. В основном все субъекты Федерации обладают одинаковыми атрибутами государственности. Особое положение занимают только республики в составе Федерации, которые названы в ст. 5 Конституции РФ государствами. Россия – государство с республиканской формой правления (ст. 1). Форма правления – это организация высших органов государственной власти, порядок их образования и взаимоотношения между собой. Каждое государство, исходя из сложившихся условий, традиций, учреждает собственную форму правления. В самом общем виде формы правления подразделяются на монархические и республиканские. Основным критерием их разграничения является статус главы государства. В монархии он получает пост в порядке наследования и занимает его пожизненно. В республике глава государства является выборным лицом и занимает свой пост в течение срока, установленного конституцией. Выделяют республики парламентарные, президентские и смешанные. В парламентарной республике верховенство принадлежит парламенту. Правительство формируется парламентом и подотчетно перед ним. Оно остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламента. Президент в такой стране избирается парламентом или с его участием. В президентской республике президента избирает население страны путем прямых или косвенных выборов и в этом отношении он независим от парламента. Президент объединяет здесь полномочия и главы государства, и главы правительства, формируемого внепарламентским путем. В качестве классического примера смешанной формы правления обычно называется Франция, в которой организация высших органов государственной власти обладает признаками и парламентарной, и президентской республики. Российская Федерация – социальное государство (ст. 7). Его деятельность направлена на достижение благосостояния людей, общественного прогресса. Эта деятельность выражается в социальной политике государства. Социальная политика – часть общегосударственной. Она призвана регулировать отношения между властью и обществом, обеспечивать рост благосостояния граждан, удовлетворение их интересов, материальных и духовных потребностей. Социальная политика тесно сопряжена с экономической и политической деятельностью. Важнейшие направления социальной политики государства определены в ст. 7 Конституции РФ, что создает правовую базу для ее проведения. В качестве главной задачи в области социальной политики называется создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан и свободное развитие человека. Реализацию данной задачи должны обеспечить: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного размера оплаты труда; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей; развитие системы социальных служб (бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание и др.); установление государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты. Конституция РФ не только провозглашает основные направления социальной политики. Она в целях обеспечения ее действенности предусматривает также права граждан в социальной сфере и соответствующие им обязанности государства. В частности, в гл. 2 фиксируются право граждан свободно распоряжаться своим трудом, права на отдых, на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь и др. Российская Федерация – светское государство (ст. 14). Термин «светское государство» сопряжен с отношением данного государства к религии. Светским признается государство, в котором религия, религиозные объединения не связаны с государством, не могут императивным образом влиять на его политику, не вправе вмешиваться в деятельность государственных органов, систему образования и т.д. Сказанное обеспечивается отделением церкви от государства и светским характером государственного образования. В светском государстве никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Нельзя заставить, обязать кого-либо исповедовать какую-нибудь из религий. Религиозные объединения равны перед законом. Более подробно светский характер государства раскрывается в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с последующими изменениями и дополнениями) (СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.). Согласно этому Закону Российская Федерация в вопросах вероисповедания нейтральна, она не поддерживает и не преследует никакую религию. Различные государства относятся к вопросам религии по-разному. В ряде из них существует государственная церковь (например, англиканская в Англии). Если церковь не вмешивается в дела государства, то и государство не вмешивается в деятельность церкви. Оно не может определять, какую религию исповедовать или не исповедовать гражданам, вмешиваться в законную деятельность религиозных организаций, не поручает им выполнение каких-либо государственных функций. В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. В России наряду со свободой религиозной деятельности допускается свобода атеистических убеждений. При этом деятельность объединений и лиц, направленная на распространение атеистических убеждений, так же как и религиозная деятельность, отделена от государства. 34. Основные конституционные начала организации российского общества. Социальные основы. Конституционное регулирование социальных основ жизни российского общества и государства определяется прежде всего тем, что РФ выступает как социальное государство, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7). В этих целях далее конституционно закрепляется, что в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7). Эти основы конституционного строя конкретизируются и развиваются в других статьях Конституции РФ (ст. 37—43), характеризующих социальные права и свободы человека и гражданина, а также в ряде обычных федеральных законов, например, «О ветеранах» от 12 января 1995 г. (в ред. от 18 ноября 1998 г.), «Об основах социального обслуживания населения» от 10 декабря 1995 г., ** «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. В отличие от прежних, «советских» конституций, Конституция РФ, как и конституции других демократических стран, не закрепляет социальную структуру общества, социально-политический статус различных классов и социальных групп, их особую роль в жизни общества и государства. Она обращена к человеку и гражданину, независимо от их социального положения и происхождения. Более того, исходя из принципа гражданского равноправия, ст. 19 Конституции РФ прямо устанавливает, что запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам, в частности, социальной принадлежности. Россия — многонациональное государство, в котором проживают представители более ста наций, народностей, национальных и этнографических групп. Поэтому одной из важнейших социальных основ жизни российского общества и государства является конституционное закрепление общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов (преамбула, ст. 5), равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка и запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам расовой, национальной и языковой принадлежности (ст. 19). Впервые в нашей конституции записаны и такие демократические положения: каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность; никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности; каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества(ст.26). Серьезное место в конституционном регулировании социальных проблем занимают в Конституции РФ также вопросы трудовой деятельности, семьи, социального обеспечения и др. Статья 37, в частности, закрепляет принцип свободы труда и запрещает принудительный труд. Она устанавливает, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. При этом каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Статья 38 Конституции РФ устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Статья 39 гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
|