Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Референдум в системе прямого народовластия.






Референдум есть непосредственное выражение власти народа, обеспечивающее принятие окончательных решений по важным вопросам общественной и государственной жизни. В формально-юридическом значении референдум представляет собой голосование граждан, обладающих активным избирательным правом, по вопросам, составляющим предмет голосования, в целях получения однозначного утвердительного или отрицательного ответа в форме «да» или «нет», «за» или «против». Соответственно, назначение референдума в механизме народовластия заключается в принятии государственных решений на основе большинства мнений граждан в условиях, когда другие формы прямой демократии желаемого результата не дают. В системе иных конституционных институтов референдум выступает в качестве важнейшей гарантии, обеспечивающей непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства. Социально-политическая сущность референдума заключается в том, что он представляет собой один из значимых институтов прямой демократии, уходящий корнями в историю, во времена непосредственного народоправства. На народных собраниях, вече, гора и т.п. путем публичного выражения своего мнения формировали общую волю как правовую основу принимаемого решения единогласно при отсутствии возражающих.

В современном толковании референдум представляет собой этап рационализации традиционных механизмов выявления общей воли и общего согласия. Как электоральный институт, предполагающий формальное голосование, а также индивидуальный выбор предлагаемых решений или позиций (индивидуальное волеизъявление), институт референдума имеет сходство со всеобщими выборами.

По своей юридической силе референдумы могут быть консультативными (в зарубежной конституционной практике они именуются плебисцитом) и императивными (обязательными). По территории действия различают:

1) общероссийский референдум (референдум Российской Федерации), представляющий всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения;

2) региональный референдум - голосование граждан РФ, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта РФ, по важным вопросам государственного значения, референдум, проводимый на территории субъекта РФ;

3) местный референдум - голосование граждан РФ, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта РФ, по вопросам местного значения, т.е. референдум, проводимый на территории муниципального образования.

Действующее законодательство ограничивает круг вопросов, выносимых на референдум. Так, на общероссийский референдум запрещается выносить следующие вопросы: изменение статуса субъекта РФ; досрочное прекращение или продление срока полномочий Президента, Совета Федерации и Государственной Думы, а также о досрочном проведении выборов этих органов; принятие и изменение федерального бюджета; амнистия и помилование; принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности граждан.

Законом запрещено проведение референдума в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ, а также в течение 3 месяцев после отмены этого положения.

Порядок проведения референдума определяется законодательством. В частности, инициатива проведения общероссийского референдума может принадлежать не менее чем 2 млн граждан РФ при условии, что на территории одного субъекта РФ проживает не более 10% из них. Кроме того, с инициативой о проведении референдума может выступить Конституционное Собрание по поводу принятия новой Конституции (ст. 135 Конституции). Решение, принятое на референдуме, обретает юридическую силу с момента опубликования его итогов и не требует подтверждения со стороны какого-либо органа или должностного лица. Вопросы, рассмотренные на референдуме, могут быть вынесены на повторный референдум спустя год.

 

36. Фактический, правовой, конституционный статус личности: понятие, соотношение. Структура конституционного статуса личности.

Фактический статус личности – это биологические и социальные качества.

К биологическим качествам относятся: возраст, пол, здоровье и т.д.

К социальным качествам: уровень образования, квалификация, материальное положение.

Так же на фактический статус личности влияют природно – климатические, политические и д.р факторы.

Правовой статус личности — это совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством. Правовой статус, являясь частью, элементом общества, объективно отражает как достоинства, так и недостатки реально действующей политико-юридической системы, государственных основ данного общества. Потому его нельзя правильно понять и раскрыть, не обращаясь к сущности того социального уклада, в условиях которого он складывается и функционирует.

Итак, правовой статус личности определяется как юридически закрепленное положение личности в обществе, государстве. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, право же лишь этот статус закрепляет, вводит его в законодательные рамки. Социально-правовой и нормативно-правовой статусы соотносятся как содержание и форма.

Виды правового статуса:

- общий, или конституционный, статус гражданина;

- специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан;

- индивидуальный статус;

-статус физических и юридических лиц;

-статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев;

-статус российских граждан, находящихся за рубежом;

- отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.;

- профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора)

- статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств).

Конституционный статус личности складывается из закрепленных в Конституции РФ прав и свобод личности, а также обязанностей индивида перед государством.РФ в целях соблюдения и защиты прав и свобод личности: 1) устанавливает в федеральных законах запреты на нарушения прав человека и гражданина в какой бы то ни было форме, устанавливает меры ответственности за такие нарушения в уголовном, административном, гражданском и ином порядке; 2) обеспечивает экономические, политические, социальные и иные условия для реализации прав и свобод человека и гражданина на территории РФ независимо от пола, расы, национальности и других признаков.Характерные черты основ конституционно-правого статуса личности в РФ: 1) конституционные права и свободы личности – основа государственной заботы и всей системы права в РФ; 2) они обладают высшей юридической силой; 3) эти права и свободы подлежат особой охране со стороны государства.Конституция РФ регулирует основы правового статуса личности не в полном объеме, а устанавливает лишь основы этого статуса. Поэтому институт основ конституционно-правового статуса личности является комплексным и включает в себя нормы не только конституционного права, но и нормы других отраслей российского права, например нормы семейного, гражданского, уголовного, экологического и трудового права.Элементы конституционно-правового статуса личности: 1) права и свободы человека и гражданина; 2) принципы конституционного статуса личности; 3) наличие либо отсутствие российского гражданства.Конституционные права, свободы и обязанности личности – базовый элемент всего конституционно-правового статуса той или иной категории лиц. При этом вид категории определяется именно объемом этих прав и обязанностей лица.Принципы конституционно-правового статуса личности в РФ – основополагающие начала всего взаимодействия РФ и лиц, находящих на ее территории на законных основаниях.Гражданство – основополагающий элемент конституционно-правового статуса личности, необходимый для обладания лица всеми исключительными гражданским правами, но одновременно налагающий на это лицо совокупность гражданских обязанностей перед РФ. Конституционно-правовой статус личности предполагает, что он обеспечивается государством (в том числе государственным принуждением в случае нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал