Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совершенная и несовершенная конкуренция. Классификация рыночных структур в условиях несовершенной конкуренции.






 

Конкуренция представляет собой форму взаимного сопер­ничества экономических субъектов за достижение лучших ус­ловий производства, за получение наибольшей прибыли.

Выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция предполагает выполнение сле­дующих условий:

1. Однородность продукции. Для того чтобы конкуренция была со­вершенной, предлагаемые фирмами товары должны отвечать условию од­нородности продукции. Это значит, что продукция фирм в представлении покупателей гомогенна и неразличима, т. е. продукты разных предпри­ятий совершенно взаимозаменяемы (являются полными товарами-суб­ститутами).

В этих условиях ни один покупатель не пожелает платить гипотетиче­ской фирме цену большую, чем он заплатит ее конкурентам. Ведь товары одинаковы, покупателям безразлично, у какой фирмы их приобретать, и они, разумеется, останавливают свой выбор на самых дешевых. То есть, условие однородности продукции фактически означает, что разница в це­нах есть единственная причина, по которой покупатель может предпо­честь одного продавца другому.

 

2. Малые размеры. Далее, при совершенной конкуренции ни продав­цы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию вследствие малости и многочисленности всех субъектов рынка.

При этом совершаемые потребителем покупки (или продавцом прода­жи) настолько малы по сравнению с совокупным объемом рынка, что ре­шение понизить или повысить их объемы не создает ни излишков, ни де­фицитов. Совокупный размер спроса и предложения попросту «не замеча­ет» столь мелких изменений. Так, если один из бесчисленных пивных ларьков в Москве закроется, столичный рынок пива не станет более дефицитным, точно так же как на нем не возникнут излишки напитка, если дополнительно к существующим появится еще одна «точка».

Невозможность диктовать цену рынку. Вышеперечисленные огра­ничения (однородность продукции, многочисленность и малый размер предприятий) фактически предопределяют, что при совершенной конку­ренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены.

Оказывать же влияние на общую ситуацию рыночные субъекты в усло­виях совершенной конкуренции могут только тогда, когда действуют в со­гласии. То есть тогда, когда какие-то внешние условия побуждают всех продавцов (или всех покупателей) отрасли принимать одинаковые

3. Отсутствие барьеров. Когда барьеры есть, продавцы (или покупатели) начинают вести се­бя как единая корпорация, даже если их много и все они - мелкие фирмы.

Типичное для совершенной конкуренции отсутствие барь­еров или свобода входить на рынок (в отрасль) и покидать его значит, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного ви­да деятельности в другой. Покупатели свободно меняют свои предпочте­ния при выборе товаров, а продавцы легко переключают производство на выпуск более прибыльных продуктов.

Нет трудностей и с прекращением операций на рынке. Условия не вынуждают никого оставаться в отрасли, если это не соответствует его инте­ресам.

Другими словами, отсутствие барьеров означает абсолютную гибкость и адаптивность рынка совершенной конкуренции.

4. Совершенная информация. Последнее условие существования рынка совершенной конкуренции состоит в том, что информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно доступна абсолютно для всех. У фирм есть возможность быстро и рационально реагировать на изменив­шиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. То есть решения принима­ются фирмой в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации или, что то же самое, при наличии совершенной информации о рынке.

Совершенная конкуренция обладает также рядом недостатков.

1) Малые предприятия, типичные для этого типа рынка, часто оказыва­ются неспособными использовать наиболее эффективную технику. Дело в том, что экономия на масштабах производства часто бывает доступна только крупным фирмам.

2) Рынок совершенной конкуренции не стимулирует научно-техниче­ский прогресс. Действительно, небольшим фирмам обычно не хватает средств, чтобы финансировать длительные и дорогостоящие научно-ис­следовательские и опытно-конструкторские работы.

 

Предпосылками несовершенной конкуренции являются:

1) значительная доля рынка у отдельных производителей;

2) наличие барьеров проникновения в отрасль;

3) неоднородность продуктов;

4) несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

Каждый из этих факторов в отдельности и все они вместе способству­ют отклонению рыночного равновесия от точки равенства спроса и пред­ложения. Так, единственный производитель определенной продукции (мо­нополист) или группа сговорившихся между собой крупных фирм (кар­тель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов, тем просто больше негде взять этот продукт.

Если в условиях совершенной конкуренции объем вы­пуска продукции фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое влияние существует.

Экономический смысл этой закономерности состоит в том, что большие объемы продукции при несовершенной конкуренции фирма может реализовывать, только снижая цены. Или по-другому: поведение фирмы значимо в масштабах отрасли.

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа:

- монополистическая конкуренция;

- олигополия;

- монополия.

Монополистическая конкуренция.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

1. Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.

2. Невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место быть.

3. Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, предлагаемой фирмами-конкурентами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);

4. Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;

5. Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал