Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научный метод, применяемый в психологии, как и в других науках, основывается на нескольких допущениях о природе физического и психического мира






 

Методология – это система принципов организации теоретической и практической деятельности, система правил и нормативов познания и способов построения теории. 1) Общенаучный метод – это система принципов, нормативов общих для всех областей знания. 2) Конкретнонаучный метод – применение общенаучной методики для специальной конкретной науки. К методологическим принципам психологии относятся: принцип активности; принцип единства сознания и деятельности; принцип детерминизма; принцип развития; принцип историзма.

Принцип активности. Леонтьев, Бернштейн. Этот принцип выражается в понимании психического отражения как активного процесса. В частности речь идет о том, что психическое отражение непосредственно зависит от целей, установок, потребностей, эмоций, прошлого опыта человека, которые и определяют избирательность этого отражения. Кроме того, одной из важнейших особенностей проявления активности психического отражения является возможность предвосхищения будущих событий, возможных результатов действий, построение гипотез и т.д. Некоторые психологические теории строятся на противоположном принципе реактивности, согласно которому, человек представляет собой особого рода " машину", которая пассивно откликается на воздействия внешней среды. Такой подход используется в бихевиоризме, в ассоциативной психологии и некоторых течениях когнитивной психологии.

Принцип единства сознания и деятельности. Рубенштейном, Леонтьевым, Ананьевым. Рубенштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания деятельности и поведения. Деятельность и сознание не два разных аспекта, они образуют ораническое целое. В этом принципе утверждалось, что не может быть деятельности без сознания и сознанич без деяьельности. Через деятельность стало можно изучать сознание. Введение этого принципа ставило вопрос о ст-ре деятельности. По определению Рубенштейна сама деятельность является единством внешнего и внутреннего. Сознание и психика оказываются внутренней характеристикой деятельности. А свойства деятельности протекать в форме из вне наблюдаемого поведения может рааматриваться как характеристика самой психики. Этот принцип позволяет ученым деятельность выяснять т е внутренние механические механизмы, которые делают достижение целей деятельности. Принцип единства сознания и деятельности - это единство выражается в том, что сознание и все психические свойства человека не только проявляются в его деятельности, но и формируются в ней. Как отмечал Рубинштейн, психические свойства личности, ее способности и характерологические черты являются и предпосылкой и одновременно результатом поведения личности. С одной стороны ведущая деятельность является основным условием психического развития ребенка. Кроме того, существует проблема профессиональной деформации личности, когда выполнение профессиональной деятельности длительное время приводит к изменению определенных личностных черт. С другой стороны, сознание " отвечает" за постановку цели деятельности и поведения, т.е. обеспечивает целенаправленность поведения и деятельности. Этот принцип разрабатывался Рубинштейном.

Принцип детерминизма разрабатывался и обосновывался Рубинштейном. Детерминизм - в переводе - обусловленность. Внешние причины действуют через внутренние условия или " внешнее преломляется через внутреннее", т.е. психика зависит от реальных жизненных условий и взаимоотношений человека, и тем самым, по мнению Рубинштейна, " это размыкает замкнутость внутреннего мира психики и выводит ее изучение в контекст конкретных материальных условий, в которых протекает жизнедеятельность людей". Принцип детерминизма означает что психики определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Развитие психики животных определяется естественным отбором, а развитие сознания законом общественного развития. Принцип детерминизма связан с вопросом о природе психических явлений их сущности. Этот подход вытемнил интроспективную методологию и соотвествующую ей оргнанизацию психологического исследования. Вместо самонаблюдения пришел объективный метод. Выготский создал культурно-историческую концепцию. В это теории была сформулирована мысль о том, чтобы природные механизмы псих.процессов преобразуются в ходе онтогенетического развития человека под влиянием общественно исторических факторов в рез-те усвоения человеком продуктов человеческой культуры и в ходе его общения с другими людьми. Второй этап реализации детерминизма связан с идеей о том, что во взаимоотношениях с окружающей средой, внешнему миру противостоит восприятие не просто человека наделенного сознанием, а человека деятельного активного и преобразующего объективную действительность. Значение деятельности в формировании психических процессов подчеркивали Рубенштейн и Леонтьев. Принцип детерменизма в теории и практики психологии реализовывался путем решения вопроса о соотношении обучения и развития. Важным стал вопрос о движущих силах психического развития и от решения этого вопроса зависело то или иное понимание детерминизма в теории развития.

Принцип развития разрабатывался Леонтьевым. Согласно этому принципу психика выступает как специфический компонент в эволюции организмов. При этом развитие понимается не только как рост, но и как изменение. Как процесс, при которых количественные усложнения изменения переходят в качественные и приводят к скачкообразно-проявляющимся психическим новообразованиям. Содержание психического развития - это борьба между старыми отживающими формами психики и проявляющимися новыми формами. Таким образом, суть принципа развития заключается в том, что самим способом существования психики является ее развитие. Это развитие происходит и на онтогенетическом и на филогенетическом и на социогенетическом уровнях. Принцип развития – идея развития в психологии под влиянием теории Дарвина и легла в основу формирования детской а затем возрастной психологии. С.Рубенштейн включил в понятие развития в систему понятий общей психологии и возвел его в статус важнейшего методологического принципа психологической науки. Рубенштейн рассматривал весь дизненый путь человека и показал зависимость развития всех сторон его сознания и личности от особенности генеральной жизни индивида. Выготский –формирующий эксперимент (ЗБР).

Принцип историзма. Согласно этому принципу, разработанному Выготским, Леонтьевым и Асмоловым, психическое развитие и в частности развитие человеческого сознания происходит в процессе общественно-исторического становления и определяются общественно-историческими формациями и конкретно-историческими особенностями социализации в разных культурах. Таким образом, общественное бытие людей определяет их сознание, а образ жизни и стиль жизни определяет образ их мыслей и чувств, и в свою очередь так же определяется ими.

Принцип системности. Разрабатывался Ломовым. Система – совокупность элементов, которые находятся в связи друг с другом и образуют целостное единство. Человек включается в разнообразные связи и вступает в различные отношения с окружающими его предметами, он обладает множеством психических свойств, но живет и действует как единое целое. Выготский (ВПФ как психол-кая система), Лурия, Бернштейн.

4. Сознание как высший уровень психического отражения, его структура и уровни работы

Сознание – высшая форма психич отражения, в котором проявляются отношение чел-ка к окруж миру и его соц опыт. Сознание позволяет планировать и осуществлять конкр деят-сть, но вместе с тем С посредством этой деятельности формируется и развивается. Поэтому в психологии говорят о единстве сознания чел-ка и его деят-сти. С – высший уровень психики, присущий только чел-ку. 17–19 века - предмет – сознание. Основной метод – интроспекция (самонаблюдение), основатель Джон Локк. Локк ввел понятие рефлексия - «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». Рене Декарт обозначил первым психофизическую проблему. Его взгляд получил название дуализм - душу и тело он резко противопоставлял (тело как автомат, а сознание – как способность ощущать, мыслить, чувствовать («мыслю - следовательно, существую»). Тело обладает свойством протяженности, а душа – свойствами мышления). В 19 в. складываются 2 направления в изучении сознания: структурализм (Вундт). Изучал компоненты сознания, его структуру. Выделил 3 компонента: образы, ощущения, чувства. функционализм (Джеймс), критиковал Вундта. Считая, что сознание целостно и основная функция сознания – адаптация к миру. Ввел понятие «потока сознания», который невозможно остановить, не одно минувшее состояние сознания не повторяется.

Выготский Л.С. С – динамически-смысловая система, кот функционирует в единстве ее интеллектуальных и волевых компонентов. С – комплекс ВПФ. Он считал, что чел-ком осознается то, что представлено в соц-но-нормированной форме. С формируется только в социуме, т к оно формируется на речевой основе (общение).

Осн компоненты сознания (по Выготскому): значения – познавательные компоненты; смыслы – эмоц-но –мотивационные компоненты. (свойства С: 1. построение отош-ний; 2. познание окруж мира(для себя)). Леонтьев: Выделяет 2 фактора повлиявших на появление С: 1.совместная орудийная деятельность; 2. общение с помощью речи. В труде возникли сознательные действия, оторванные от непосредственной биологической цели и на основе действия с материальными предметами чел- к переходит к использованию их идеальных образов, действий в уме (переход от внешнего к внутреннему – интеоризация).

Свойства сознания: 1. Субъективное выделение себя из окруж действительности (реб-к до 1, 5 г себя не выделяет, зеркало-реб-пятно на носу); 2.Совокупность чувственных и умственных образов данных объекта-субъекта; 3. Целеполагание – способность к постановке цели деятельности и поведения; 4. Категориальность – представленность объектов и явлений внешнего мира в виде систем категорий, понятий; 5. Наличие самосознания, т е наличие представлений о себе самом; 6. Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания (МОРАЛЬ, РЕЛИГИЯ, ПРАВО, КУЛЬТУРА). Структура сознания по А.Н. Леонтьеву. Составляющие сознания: а) Чувственная ткань - чувственные составляющие образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или даже только воображаемой. Образы эти различаются по модальности, чувственному тону, степени ясности, устойчивости и т.д. Особая функция чувственных образов сознания в том, что они придают реальность сознательной картине мира, т.е. мир выступает для субъекта как существующий вне его сознания. Развитие чувственного содержания сознания происходит в процессе развития человеческих форм деятельности. б) Значение - обобщенный опыт человечества, знания, выраженные в языке. С помощью значения осуществляется опосредованное отражение человеком мира. в) Личностный смысл - значение для меня. Функция - пристрастность сознания (субъективность мышления).

Структура сознания: (по Петровскому): 1. Разделение субъекта и объекта и отношение субъекта к объекту; 2. Совокупность знания о мире; 3. Целеполагающая деятельность. (по Леонтьеву): 2 уровня С: 1.Бытийный, т е С для жизнедеятельности. Компоненты: 1.биодинамическая ткань движения; 2. Чувственный образ (значение, смысл); 2. Рефлексивный – С для С. Функции С: 1. отражательная; 2. порождающая (творчески-креативная); 3.регуляторно-оценочная; 4. рефлексивная – осн.функция хар-ет сущность сознания.

5.

Бессознательное, его содержание и проявления


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал