Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методология, метод и методика психологического исследования. Принципы научного исследования
При рассмотрении методов психологии сначала необходимо рассмотреть содержание понятий «методология» и «метод». МЕТОДОЛОГИЯ — (от греч. methodos — путь исследования или познания, logos — учение, наука) — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Психологическая наука при решении своих задач, как теоретического, так и практического характера, основывается на методологии. Методология определяет исходные принципы исследования, нормы и требования к использованию методов, правила оказания воздействия. Выделяют 3 уровня методологии: Ø ОБЩАЯ МЕТОДОЛОГИЯ. Данный уровень определяет философский подход к пониманию окружающего мира, роли и места психики в нем. Можно сказать, что его содержание составляют философские законы. Ø СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ. Специальную методологию составляют методологические принципы науки. Как указывалось выше, под ПРИНЦИПОМ понимают основное исходное положение какой-либо теории, науки, организации. Для отечественной психологии в качестве принципов выступают: принцип развития, принцип системного подхода, принцип личностного подхода, принцип детерминизма (причинной обусловленности), принцип активности и др. Исходя из этого: МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ — совокупность способов и приемов изучения психических явлений. Использование методов в конкретной исследовательской ситуации определяет методику исследования. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ — воплощение психологического метода (методов) в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Существуют различные классификации методов психологии. Одной из наиболее популярных является классификация Б. Г. Ананьева. В соответствии с ней выделяются 4 группы методов психологии. 1 группа — организационные методы — группа методов психологии, которые определяют общий способ организации психологического исследования. К ним относят сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Сравнительный способ (метод «поперечных срезов») организации исследования основывается на сопоставлении данных разных возрастных выборок. Лонгитюдное исследование (метод «продольных срезов») предполагает длительное изучение интересуемого явления. Комплексный метод предполагает междисциплинарное изучение предмета.
2 группа — эмпирические методы — группа методов психологии, позволяющая получить первичные данные об изучаемом явлении. Поэтому эмпирические методы известны еще как «методы сбора первичной информации». К эмпирическим методам относят наблюдение и эксперимент (которые часто признаются основными эмпирическими методами), а также тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа, анализ продуктов деятельности, биографический метод и др.). 3 группа — методы обработки данных — подразумевают проведение количественного (статистического) и качественного анализа первичных данных (дифференциация материала по группам, сопоставление, сравнение, ранжирование и т.д.). 4 группа — интерпретационные методы — различные приемы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами. Выделяют генетический способ интерпретации (анализ материала в плане развития с выделения отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.д.) и структурный способ (установление структурной связи между всеми характеристиками личности). Ввиду того, что часто психологам приходится оказывать влияние на развитие личности, на оптимальное формирование ее познавательной сферы и т.д., помимо методов, указанных Б. Г. Ананьевым, целесообразно выделить еще одну группу. 5 группа — методы психологического воздействия — специфические приемы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с поставленной целью (внушение, убеждение, тренинг, дискуссия). При использовании методов психологии в ходе психологического исследования необходимо соблюдать следующие этические нормы: 1. Участие в психологическом исследовании должно сообщаться испытуемому заранее и быть добровольным. 2. Проведение самого исследования не должно хоть как-то навредить испытуемому с точки зрения его физического и психического здоровья. 3. Интерпретация полученных данных и выводы сообщаются с большой осторожностью (если это необходимо), т.к. это может повредить нормальной жизнедеятельности и взаимодействию с окружающими для испытуемого. Каковы же основные методологические принципы социально-педагогического исследования? Большую роль в успешном осуществлении социально-педагогических исследований играет принцип единства теории и практики. Практика – критерий истинности того или иного теоретического положения. Теория, не опирающаяся на практику, оказывается умозрительной, бесплодной. Теория призвана осветить путь практике. Практика, не направляемая научной теорией, страдает стихийностью, отсутствием должной целеустремленности, малоэффективна. Поэтому при организации социально-педагогических исследований очень важно исходить не только из достижений социально-педагогической теории, но и из развития практики. Любое социально-педагогическое исследование – не самоцель. Оно должно отражать передовую практику, проверяться ею и способствовать успешному решению социально-педагогических задач. Одним из методологических принципов является творческий, конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме. Опыт убеждает, что нельзя глубоко исследовать ту или иную проблему, идя только проторенными путями, следуя выработанным шаблонам, не проявляя творчества. Если исследователь стремится по-настоящему помочь проложить дорогу бурно развивающейся социально-педагогической практике, он должен по-новому решать возникающие проблемы. В ходе исследования следует искать свое аргументированное объяснение новым фактам, явлениям, дополнять и уточнять сложившиеся взгляды, не бояться проявлять научной смелости. Однако эта смелость должна сочетаться с научной обоснованностью и предусмотрительностью, так как социально-педагогические исследования связаны с живыми людьми, находящимися зачастую в трудной жизненной ситуации. Творческий подход к решению исследуемой проблемы тесно связан с принципом объективности рассмотрения социально-педагогических явлений. Искусство исследователя заключается в том, чтобы найти пути и средства проникновения в суть явления, в его внутренний мир, не внеся при этом ничего внешнего, субъективного. Методологической основой конкретной реализации принципа объективности при исследовании социализации личности служат практические действия людей, представляющие собой социальные факты.
Успех социально-педагогического исследования во многом зависит от реализации принципа всесторонности изучения социально-педагогических процессов и явлений. Любой социально-педагогический феномен связан многими нитями с другими явлениями и его изолированное, одностороннее рассмотрение неизбежно приводит к искаженному, ошибочному выводу. Такой подход дает возможность моделировать изучаемые явления и исследовать их в состоянии развития и в разных условиях. Он позволяет осуществить многоуровневое и многоплановое изучение того или иного социально-педагогического процесса, в ходе которого строится не одна, а ряд моделей, отражающих данное явление на разных уровнях и «срезах». При этом возможен синтез этих моделей в новой целостной, обобщающей модели и, в конечном счете, в целостной теории, развивающей существо исследуемой проблемы. Методологический принцип всесторонности предполагает комплексный подход к исследованию социально-педагогических процессов и явлений. Одно из важнейших требований комплексного подхода – установление всех взаимосвязей исследуемого явления, учет всех внешних воздействий, оказывающих на него влияние, устранение всех случайных факторов, искажающих картину изучаемой проблемы. Другое его существенное требование - использование в ходе исследования разнообразных методов в их различных сочетаниях. Опыт убеждает, что нельзя успешно осуществлять исследование того или иного вопроса с помощью какого-то одного «универсального» метода. Требованием комплексного подхода к исследованию в области социальной педагогики является опора на достижения других наук, прежде всего таких, как педагогика, психология, социология, философия, культурология и др. Одним из методологических принципов социально-педагогического исследования выступает единство исторического и логического. Логика познания объекта, явления воспроизводит логику его развития, то есть его историю. История социализации личности, например, является своеобразным ключом к пониманию конкретной личности, принятию практических решений по ее воспитанию и обучению. Методологическим принципом исследования является системность, то есть системный подход к изучаемым объектам. Он предполагает рассмотрение объекта изучения как системы, выявление определенного множества ее элементов (все их выявить и учесть невозможно, да и не требуется), установление, классификация и упорядочение связей между этими элементами, выделение из множества связей системообразующих, то есть обеспечивающих соединение разных элементов в систему. Системный подход выявляет структуру (выражающую относительную жизненность) и организацию (количественную характеристику и направленность) системы; основные принципы управления ею, позволяет охарактеризовать основные элементы (цель, содержание, средства, методы) изучаемого процесса или явления как системы. В процессе реализации системного подхода необходимо иметь в виду, что объект социально-педагогического исследования и система не одно и то же (в объекте можно выделить несколько систем в зависимости от цели исследования); при выделении системы исследуемое явление искусственно отделяется от окружающей среды, то есть абстрагируется от нее; выделяя систему объекта исследования, устанавливаются ее элементы и элементы ее среды, системообразующие отношения между элементами системы, существенные отношения самой системы к среде. Каждый элемент системы в сложных процессах может быть самостоятельной системой, и ее качество определяется не только качеством отдельных элементов, но и отношениями элементов со средой. Личностный подход признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведения личности к натуре. Личность выступает целью, субъектом, результатом и главным критерием эффективности социально-педагогического процесса. Принятие уникальности личности предполагает признание ее интеллектуальной, нравственной свободы, права на уважение. В силу этого личностный подход в социально-педагогическом исследовании определяет в качестве ведущего ориентира формирование личностных качеств: направленности, общественной активности, социальных качеств, знаний, умений, навыков и компетенций, черт характера. Деятельностный подход. Деятельность - основа, средство и условие развития и социализации личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Деятельностный подход предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через деятельность человек социализируется, усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира. Задачи социального педагога: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта социализации (активность самой личности). Аксиологический подход позволяет изучать педагогические явления с точки зрения общечеловеческих ценностей. В основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания, обучения и образования в целом. Аксиологический подход в социально-педагогическом исследовании – это философско-педагогическая стратегия, показывающая пути использования педагогических ресурсов для формирования и развития ценностных ориентаций, жизненных ценностей личности, относящихся к социально значимым, признаваемым и одобряемым ценностям. Важную методологическую роль в социально-педагогическом исследовании играют категории диалектики – сущность и явление; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; содержание и форма; единичное, особенное и общее и др. Они являются надежным методологическим средством в руках исследователя, дающим ему возможность глубоко и разносторонне решать сложные проблемы социализации личности. По отношению к социальной педагогике это означает, что, во-первых, даже уникальный педагогический опыт содержит моменты, характерные для любого опыта организации данного процесса, во-вторых, всякие общие положения должны подтверждаться опытом, находить в нем питательную среду и, наконец, в-третьих, нет и не может быть рекомендаций, годных на все случаи жизни. На базе накопленных фактов идет процесс поднятия эмпирического познания до уровня теоретического обобщения. Здесь характерно движение от одностороннего знания ко все более разностороннему, выработка на основе первичных обобщений определенных моделей и идей, соединение чувственного и рационального, в ходе которого чувственные впечатления и практический опыт освобождаются от всего случайного и поднимаются до уровня теоретического, характерного для ряда подобных явлений. Разумеется, факты важно рассматривать в исторически конкретной обстановке, в целом, в их взаимосвязи. При этом условии они будут доказательны. Конкретные пути и способы сбора, обработки, обобщения и анализа фактического материала определяются законами научной логики, представляющей собой синтез диалектической и формальной логики. Научиться научно мыслить – самое важное для любого исследователя. Следует подчеркнуть, что научное мышление предполагает, прежде всего, твердое владение исследователем научными понятиями, категориями, особенно относящимися к теме исследования. Без этого невозможно успешно провести научное исследование, разобраться в научной литературе. Таковы наиболее общие методологические требования к конкретному психолого-педагогическому исследованию. На базе всеобщих принципов сложились и более частные принципиальные требования, непременно учитывающиеся исследователями в области педагогики: принцип детерминизма; единства внешних воздействий и внутренних условий развития, активности личности; единства психики и деятельности; личностно-социально-деятельностного подхода и др. В чем суть данных принципов? Принцип детерминизма обязывает исследователя учитывать влияние различных факторов, причин на развитие социально-педагогических явлений. При исследовании социализации личности необходимо учитывать как бы три подсистемы детерминации ее поведения: прошлое, настоящее и будущее. Принцип единства внешних воздействий и внутренних условий. В соответствии с этим принципом познание внутреннего содержания личности происходит в результате оценки внешних данных ее поведения, дел и поступков. По мере общественного развития человека все более сложной становится его внутренняя природа и удельный вес внутренних условий развития по отношению к внешним. Соотношение внутреннего и внешнего в развитии личности изменяется как исторически, так и на различных этапах жизненного пути человека: чем больше он развит, социализирован, тем в большей степени прогресс его личности связан с актуализацией внутренних факторов. Принцип активной деятельности личности акцентирует внимание исследователя на том, что не только окружающая среда социализирует формирует личность, но и личность является активным субъектом собственной социализации. Влияние деятельности на личность огромно. Вне деятельности нет человека, но сущность человека не исчерпывается ею и не может быть к ней сведена и с ней полностью отождествлена. Социализирующие воздействия на личность должны учитывать характер ее деятельности, и нередко наиболее эффективное воздействие заключается в изменении, коррекции той или иной деятельности человека. Конкретная реализация всех этих принципов осуществляется в соответствии с принципом личностно-социально-деятельностного подхода. Этот принцип ориентирует исследователя на целостное изучение личности в единстве основных социальных факторов ее развития – социальной среды, воспитания, деятельности личности, ее внутренней активности. Принципы выступают непосредственной методологией научных социально-педагогических исследований, предопределяя их методику, исходные теоретические концепции, гипотезы. Опираясь на рассмотренные принципы, сформулируем методологические требования к проведению социально-педагогических исследований: а) исследовать процессы и явления такими, какие они есть на самом деле, со всеми позитивами и негативами, успехами и трудностями, без приукрашивания и без очернения; вести не описание явлений, а их критический анализ; б) оперативное реагирование на новое в теории и практике социальной педагогики; в) усиление практической направленности, весомости и добротности рекомендаций; г) надежность научного прогноза, видение перспективы развития исследуемого процесса, явления; д) строгая логика мысли, чистота педагогического эксперимента. Обобщая эти требования можно определить методологические требования к результатам проведения социально-педагогического исследования, которые ими обусловлены. К ним относятся объективность, достоверность, надежность и доказательность. Более подробно на этом мы остановимся в лекции, которая будет посвящена проблеме разработки методики социально-педагогического исследования.
8. Уровни и этапы психологического исследования. Требования к его организации и проведению
|