Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственно-правовые идеи в Украине в 19 ст.
6.1 Философия права Панфила Юркевича. Памфил Данилович Юркевич (16.11.1826 ˗ 04.10.1874). Основные работы на политико-правовую тематику ˗ «История философии права» ˗ (1868; 1873), «Философия права» ˗ (1872). Юркевич представитель традиционного, для классической, украинской философии, направления ˗ кордоцентризма или «философии сердца». Исходным пунктом его философско-правовых исследований является понятие природы человека. В соответствии с положениями своей философской концепции Юркевич различает разумную и духовную составляющие природы человека. Разумная составляющая определяется им через категорию разум. Разум представляет собой сферу всеобщей закономерности. Он лишь выявляет и формально определяет, общее в деятельности людей. Духовная составляющая определяется через понятие сердце. Это понятие в представлении Юркевича трактуется не только как основа неповторимости и уникальности человеческой личности, но и глубинная основа человеческого существования, духовно-моральный источник душевной деятельности, продуктом которой является также и право. Таким образом, рассмотренные составляющие части человеческой природы представляют собой самостоятельные начала, которые в гармоническом единстве репрезентируют собой личность как целое. Взаимосвязь указанных начал человеческой природы осуществляется таким образом, что в сферу разума сердце не вмешивается, а лишь постепенно раскрывает себя перед ним, оставаясь при этом источником новых устремлений, новой жизни. Основная идея философии права Юркевича ˗ это утверждение в общественной и государственной жизни, а также сфере права идеалов христианства и высокой человеческой морали. Он остается последовательным сторонником идеи естественного права. В методологическом плане, основания на которые он опирается в своем учением, очень близки по содержанию и духу кантианским. Юркевич не только хорошо знал философско-правовое учение Канта и других немецких философов, которых читал в подлиннике и многие работы переводил на русский язык, но и во многом опирался на них. Философию права, Юркевич определяет как науку о естественном праве, предметом которой является идея права. При этом он различает философию права и философию позитивного права, называя последнюю учением о политике. Если задача философии права, по Юркевичу, состоит в поиске принципов обоснования позитивного права, то целью философии позитивного права есть достижение политического искусства. Суть политического искусства состоит в том, что бы общепринятую идею естественного права воплотить в конкретных формах юридических правил и в государстве. Сущность политического искусства, с т.з. Юркевича, проявляется в трех функциях: установлении норм позитивного права, изменении или реформировании позитивного права и отмене существующих норм. Принципы обоснования норм позитивного права Юркевич называет законами права и рассматривает их как явления: 1. национального духа. 2. исторического характера народа. 3. вечной идеи права или справедливости. Эти принципы являются научно обоснованными, поскольку их основу составляет природа человека. Индивидуальность духовной природы человека и целого народа слагается, по Юркевичу, из трех элементов: натурального или естественного, исторического и абсолютного. Сущность этих элементов характера человека выступает основанием источников права. 1. Первый источник права ˗ национальный дух (естественный элемент), рассматривается мыслителем как моральная власть, диктующая народу законы. Народ, как и каждый отдельный человек, в силу своей психологической конституции, самостоятельно, т.е. автономно определяет свою моральную жизнь. Другими словами, национальность народа всегда отражается в его праве, в соответствии с которым всегда можно определить не только характер народа, но и его культуру. Поэтому рецепция чужого права возможна только тогда, когда его нормы полностью соответствуют национальному духу народа. 2. Второй источник права ˗ исторический характер народа. Позитивное право народа, как продукт его исторического развития, в отношении к идеи права, представляет собой случайное. Поскольку то насколько оно является рациональным, т.е. соответствующим объективной идеи разума, или нет зависит от случая. Человеку, говорит Юркевич, свойственно воспринимать факты реальной жизни в качестве идей и возносить их на уровень принципов. Поэтому исторический элемент права, который основывается на авторитете не является объективным основанием для права. 3. Третьим источником права является сама идея права, отождествляемая Юркевичем с естественным правом, которая в этом смысле выступает в качестве неизменного абсолютного мерила для всех представлений народа о праве. Абсолютный характер естественного права проявляется в том, что оно как идея права, носит вне исторический характер. Естественное право определяется мыслителем как позитивная моральная сила, идея человеческого разума, требование реальная сила которого соответствует степени убеждения в должном. Естественное право в этом смысле является для любого человека как разумного существа тем руководящим принципом, в соответствии с которым определяется то, что следует рассматривать в качестве права. Другими словами оно представляет реальную силу, действующую в форме правовых убеждений или правосознания. Естественное право представляет собой идею которая не требует внешней санкции, его обязательная сила для человека как разумного существа основывается на внутреннем моральном авторитете. Именно как идея оно имеет практическое значение, поскольку силой своего авторитета воздействует на позитивное право, изменяя или прекращая его действие. Это поясняется тем, что авторитет естественного права основан на его разумной природе. Разум же в своих определениях ни от чего не зависит, он является самостоятельной силой, направляющей развитие позитивного права. Когда идея естественного права достигает своей зрелости в общественном сознании и приобретает форму правосознания, она стремиться воплотится в законе. Поэтому естественное право представляет собой силу действительную и действенную. Хотя право и входит в область морали, но с последней не отождествляется. Основное отличие право от морали состоит в том, что оно охватывает собой сферу поступков определяемых объективно. Т.е. возможность их реализации не отдана на усмотрение отдельного человека, его воли и произвола. Другими словами право имеет объективное основание, мораль субъективное. С т.з. Юркевича для того что бы уяснить элементарное содержание идеи права необходимо ее рассмотреть как: 1. идею метафизическую. 2. идею моральную. 3. реальную силу действующую в человечестве и человеке. В первом случае речь идет о том чем является право само по себе, в этом смысле право есть норма взаимодействия. Во втором случае право представляет собой одну из моральных категорий, которая характеризуется определенными признаками. В этом случае необходимо рассмотреть право в его отношении к воле человека и тех целей которые он ставит перед собой. 6.2. Политический проект Кирилло-Мефодиевского братства (Н.И.Костомаров, Г.Л. Андрузский). Важную роль в развитии национального государствоведения в 19 в. сыграли идеи участников Кирило-Мефодиевского братства (1846 ˗ 1847г.г.). В число членов которых входили М. Костомаров, Т.Шевченко, М.Гулак, О.Навроцкий, П.Кулиш, Г.Андрузский. Эти идеи были сформулированы в таких программных документах этой организации как «Книга бытия украинского народа», «Братья украинцы, «Братья великороссияне и поляки»и др. Николай Иванович Костомаров, выдающийся украинский и российский историк. род.16.05.1817, ум. 19.04.1885г. Является основоположником народнического направления в украинской историографии. Отстаивал идею самобытности развития украинской нации. Политико-правовые взгляды выражены в таких работах как «Черты народной южнорусской истории», «Две русские народности», «Мысли о федеративном начале в Киевской Руси», «Книге бытия украинского народа». Разработку проблем национального самоопределения проводил в рамках исторических и этнографических исследований. На основе сравнительного анализа психологических и ментальных особенностей российского и украинского народов пришел к выводу о самостоятельности украинского народа как этноса, что противоречило принятой официально точки зрения, согласно которой украинский народ рассматривался как часть российского. Самостоятельность украинского этноса с т.з. Костомарова обусловлена исторически. Ее глубинную духовную основу составляют собственные идеалы, обычаи украинского народа, что находит свое воплощение в стереотипах поведения особенностях мировосприятия, в обыденной жизни и т.д. Принципиальные отличия украинского и российского менталитета по Костомарову сводятся к таким положениям: - У россиян господствует всеобщность (бог, царь) над личностью, для украинцев высшей ценностью является отдельный человек, личное начало доминирует над общим; - Россияне нетерпимы к чужой вере, чужим народам, чужим обычаям, языку. Украинцы терпимы и открыты к чужим культурам. - Россияне народ материальный, украинцы стремятся к одухотворению окружающего мира; - Россияне мало любят природу в противоположность украинцам; - В социальной жизни россиян целое господствует над единицей, общее над отдельным, народ над личностью. Украинцы более всего ценят личную свободу. - Общественное мнение россиян тяготеет к восприятию и отождествлению государства с насилием, украинцы стремятся к добровольному объединению, федерации. Таким образом, концепция К. основывается на убеждении, что общественный и государственный строй зависит от характера народа. Выделяя в качестве характеризующей черты украинского народа стремление к личной свободе, Костомаров обосновывает, что для украинцев характерным условием общественного объединения выступает уравнительное начало, выражающееся в признании равенства и индивидуальной свободы, в то время как для россиян свойственно иерархически патерналистское начало, выражающееся в приоритете общества над индивидуальностью, объединении под единой властью, абсолютном подчинении личности государству в лице правителя. При этом К. считает, что демократические традиции выражающиеся в стремлении к равенству и выборности правителей в древности были характерны для всех славянских народов. Наиболее четко эти традиции обнаружили себя в федеративном устройстве Киевской Руси. Вследствие исторических причин, приведших, в результате завоевания славян другими народами, к ликвидации политической самостоятельности, эти традиции у всех народов, кроме украинского, были прерваны. Политическим идеалом К. выступает пансловянская федерация которая им мыслится как национальная федерация. Т.е. ее субъектами являются равноправные республики всех славянских народов. Верховная законодательная власть должна принадлежать Сейму или Славянскому Совету. Исполнительная власть подчинена законодательной власти и возглавляется Президентом. Большой интерес с т.з. развития украинского государствоведения также составляет конституционный проект Георгия Львовича Андрузского, юрист по образованию (1827 ˗ 1864). В этой связи следует отметить его работу ˗ «Очерки Конституции Республики», в которой предлагается проект государственного устройства на демократических, федеративных началах. По своей структуре и содержанию проект А. близок к концепции Костомарова и во многом перекликается с народническими взглядами. Политическим идеалом выступает государство представляющее собой славянскую федерацию, которая включает в себя семь автономных штатов: Украину с Черноморьем, Галличиной и Крымом; Польшу с Познанью, Литвой и Жмудью; Бессарабию с Молдавией и Валахией; Остзею; Сербию; Болгарию; Дон, за исключением России. Основное внимание в этом проекте уделяется вопросам самоуправления. Первичным субъектом и основной единицей федерации является община включающая в себя более 2 тыс. семей. Общины объединены в округи, округи в области, области в штаты. Штат как субъект федерации имеет законодательную власть в лице сената и исполнительную власть в лице президента и отраслевых комитетов. Андрузский достаточно подробно описывает особенности функционирования этой общины, а также механизм деятельности области, округа и штата, которые соответственно представляют собой самоуправляемые, относительно автономные административные единицы. Основным принципом организации государственной власти и управления является принцип выборности органов власти. Также частично А. разрешается вопрос размежевания законодательных, исполнительных и судебных функций того или иного органа. На уровне федерации полномочия разделены между Законодательным собранием, Государственным Советом во главе с Президентом и министерствами. 6.3. Государственно-политические взгляды М.П. Драгоманова. Михаил Петрович Драгоманов (1841-1895). К основным работам отражающим политико-правовые взгляды относятся: «Турки внутренние и внешние», «Внутреннее рабство и война за освобождение», конституционный проект «Проект оснований устава украинского общества «Вольный союз» ˗ «Вільна спілка» (1884). Д. предложил оригинальную концепцию общественного устройства как ассоциацию гармонически развитых личностей. Такая ассоциация представляет собой государственное объединение, основанное на принципах федерализма с максимальной децентрализацией власти и самоуправлением территориальных объединений и областей. В отличии от Костомарова, здесь речь идет не о панславянской федерации, а имеется в виду преобразование государственного устройства России на основе идеи территориальной федерации. Основу конституционного проекта Д. составляют идея приоритета прав и гражданских свобод и децентрализации власти. Децентрализация проводится путем установления местного самоуправления (громад, волостей, земель). Центральная власть, сосредоточена в двухпалатном парламенте: Государственной Думе и Союзной Думе. Союзная дума представляет интересы областей и обладает правом вето в случае возникновения противоречий между интересами отдельных областей и решениями принимаемых правительством. Государственное управление осуществляется органами гос. администрации, которые возглавляются назначаемыми главой государства наместниками в областях и органами местного управления, которые состоят из избираемых населением территориального объединения представителей ˗ областные думы и назначаемые ими областные управы. С т.з. Д., полномочиями принимать изменения к Основному закону государства, обладает только коллегиальный орган ˗ Государственный Собор. Государственный Собор создается из членов Государственной и Союзной дум, а также «гласных» т.е. представителей местных органов власти, которые избираются на областных сборах. Количество гласных должно соответствовать количеству членов обеих дум Функция главы государства состоит в том, что бы оглашать принятые законы и осуществлять надзор за их исполнением. Главой правительства т.е. главой Всероссийского Государственного союза, может быть как наследный император, так и лицо избираемое на определенный срок.
|