Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 10. Базовые теории воспитания и развития личности.
Современные базовые теории воспитания и развития личности как синтез педагогических, философских, психологических и естественнонаучных теорий. Гуманистическая ориентированность, направленность на воспитание свободной, саморазвивающейся личности как наиболее общие признаки современных теорий воспитания и развития личности. Прагматическая теория воспитания. Развитие идей прагматизма в педагогической теории Дж. Дьюи. Неопрагматическая теория воспитания (А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Неопозитивизм как философско-педагогическое направление (Дж. Вильсон, Л. Кольберг и др.). Экзистенциалистское направление в теории воспитания. Создание условий для свободного развития ребёнка как основная идея экзистенциальной педагогики. Неотомизм как религиозно-философское учение. Бихевиоризм как психолого-педагогическая теория воспитания. Вклад бихевиоризма в рациональную организацию воспитательного процесса, в разработку современных методик и технологий воспитания. Тема 11. Система форм и методов воспитания. Понятие о форме воспитания. Разнообразие форм воспитания в работе с детьми разного возраста в разных условиях осуществления воспитательного процесса. Понятие о методе воспитания. Взаимосвязь приёмов и средств в реализации метода воспитания. Разнообразие подходов к классификации методов воспитания. Классификация методов воспитания по их направленности (Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский): методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности. Направленность метода как комплексная характеристика, включающая цель, содержание и процесс. Основные условия, влияющие на выбор методов воспитания. Тема 12. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи. Понятие о социальном воспитании. Субъекты социального воспитания. Социальные институты воспитания. Организация школой взаимодействия социальных институтов воспитания. Взаимодействие школы с семьями учащихся. Основные условия эффективности работы школы с семьями учащихся. Основные формы установления контактов с семьями учащихся. Педагогическое просвещение родителей. Организация сотрудничества детей, родителей и педагогов в осуществлении связей школы и семьи. Коллектив как субъект и объект воспитания. Воспитание ученического коллектив как путь повышения эффективности воспитания каждого ребёнка. Педагогическое управление ученическим коллективом.
|