Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 8. Основные направления развития и совершенствования организации правовой охраны атмосферы Земли
А) Проблемы дальнейшего совершенствования законодательства в области правовой охраны атмосферы Земли Изучение данной темы рекомендуется начинать с уяснения современной экологической доктрины. В этой связи необходимо усвоить концепцию правовой охраны природы и, в частности, концепцию правовой охраны атмосферы Земли. Они базируются на «Основных положениях государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 года и положениях Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 года. В этих документах отмечается, что переход к устойчивому развитию предполагает постепенное восстановление естественных экологических систем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды. В Российской Федерации и в ее субъектах проведена значительная работа по развитию и совершенствованию всего экологического законодательства. Большое внимание уделено и регламентации отношений по охране атмосферного воздуха, как записано в преамбуле закона Российской Федерации «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 года, «одного из основных жизненно важных компонентов окружающей природной среды». Необходимо внимательно изучить все статьи закона РФ «Об охране атмосферного воздуха». Закон, являясь важным правовым актом, с одной стороны, существенно развивает проблему охраны атмосферного воздуха, приближая ее к требованиям современного состояния экологии в особенности в крупных городах и промышленных центрах, а с другой - предоставляет достаточно широкие организационно-правовые возможности для осуществления комплекса мер по уменьшению вредных выбросов и улучшению качества атмосферной среды. Поэтому при изучении следует особо обратить внимание на то, какие в этом плане конкретные положения вносятся в практику правового регулирования воздухоохранных отношений. Б) Совершенствование организационно-правовых форм охраны атмосферы Земли в современных условиях Совершенствование всех сторон деятельности в области охраны атмосферы Земли требует выработки концептуальных основ ее развития, определения конкретных организационно-правовых форм ее осуществления. В этой связи следует подчеркнуть, что Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию является весьма серьезным концептуальным документом, предлагающим новую модель цивилизованного развития, исходящего из необходимости кардинального изменения в решении хозяйственных, экономических и социальных задач. Одновременно Концепцию можно рассматривать и как важнейший эколого-правовой акт, в котором экологические требования имеют качественно новое звучание и содержание. В соответствии с Концепцией Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1994 года был принят План действий Правительства РФ по охране окружающей среды, который предусматривал реализацию мер по подготовке нормативно-правовых актов и целевых программ, необходимых для решения насущных экологических проблем. В связи с этим необходимо ознакомиться с Государственными докладами о состоянии окружающей среды в Российской Федерации и Республике Башкортостан. В них можно найти исчерпывающий материал по этой теме. Государственные доклады помогут составить полное представление обо всех направлениях по совершенствованию организации правовой охраны атмосферного воздуха. В) Развитие правовых основ управления в области организации охраны атмосферы Земли Управление в области охраны атмосферного воздуха призвано обеспечить соблюдение воздухоохранного законодательства с помощью контроля за его использованием и охраной, учета вредных воздействий на него и организации всей деятельности в этой области. Конкретные функции управления в области использования и охраны атмосферного воздуха сводятся к созданию системы органов управления в этой сфере, координации и программированию деятельности различных органов, имеющих отношение к охране атмосферы. Государственное управление в области охраны атмосферы Земли можно подразделить на общее и специальное. Общее государственное управление согласно закону РФ «Об охране атмосферного воздуха» осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Специальное государственное управление осуществляется специальным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха. В этой связи необходимо ознакомиться с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1999 года № 1292 «О специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха». Г) Совершенствование механизма правовой охраны атмосферы Земли Проблемы механизма правовой охраны окружающей среды в юридической науке достаточно четко еще не разработаны. Более того, в ней нет еще единства в формулировке самого обобщенного понятия, охватывающего многочисленные способы, понятия и приемы, с помощью которых право могло бы оптимально и эффективно охранять окружающую среду. Следует заметить, что эта проблема нашла свое освещение в учебнике В.В.Петрова «Экологическое право России», в котором имеется самостоятельный раздел о механизме экологического права. Этот раздел включает в себя следующие темы: эколого-правовой механизм охраны окружающей природной среды; система органов экологического управления; нормирование качества окружающей природной среды; экономический механизм охраны окружающей природной среды; экологический контроль и экологическая экспертиза. Конечно, экологическое право не имеет такую длительную историю развития, как, например, гражданское, трудовое или другие отрасли права. Его институты четко еще не определились и нуждаются в дальнейшем совершенствовании и упорядочении. В этой связи необходимо подчеркнуть, что для уяснения механизма правовой охраны окружающей среды ориентиром могут служить выводы науки «Теории государства и права». Ведь именно государство как организация политической власти ответственно за оптимальное регулирование имущественных, трудовых, земельных, в том числе и экологических отношений. Только государство имеет право осуществлять правовое регулирование общественных отношений с использованием различных юридических механизмов, т.е. способов и приемов. Для лучшего усвоения данной темы может быть рекомендована следующая дополнительная литература, напр.: Карельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. – Екатеринбург, 1996; Раянов Ф.М. Юриспруденция. Курс лекций. – Уфа, 2001. Механизм правовой охраны окружающей среды направлен на поиск наиболее оптимальных юридических средств для решения проблем охраны окружающей среды в целом и атмосферы Земли в частности. В рамках института механизма правовой охраны окружающей среды выделяются особенности правовой охраны отдельных природных объектов. Однако общие элементы механизма правовой охраны окружающей среды полностью распространяются и на механизм охраны отдельных природных объектов, в том числе и на механизм правовой охраны атмосферы Земли. Число элементов механизма правовой охраны окружающей среды в последние годы возросло. Сюда относятся экологическая сертификация, экологический аудит, лицензионно-договорные формы охраны окружающей среды, экологическое нормирование и др. Эти элементы механизма правовой охраны могут быть использованы в равной мере и в правовой охране атмосферы Земли. Таким образом, механизм правовой охраны атмосферы Земли состоит из элементов механизма правовой охраны окружающей среды, конкретизированных и дополненных применительно к особенностям правовой охраны атмосферы Земли. Д) Развитие региональных аспектов в области правовой охраны атмосферы Земли Информация о региональном аспекте правовой охраны атмосферы Земли включает в себя: во-первых, анализ особенностей региональной экономической среды; во-вторых, своеобразие природной среды; и, в-третьих, политико-территориальную организацию конкретного субъекта в условиях Российской Федерации. В настоящее время в субъектах Федерации идет процесс становления собственного экологического законодательства. Поэтому уровень реальной правовой базы, созданной в конкретном субъекте Российской Федерации, также влияет на реальное состояние охраны атмосферы Земли (впрочем, так же как и других природных объектов). Если при сравнении правовой базы нескольких субъектов Российской Федерации, нацеленной на организацию юридической охраны атмосферы Земли, мы получим в разных субъектах различные результаты в этой сфере, то только тогда можно будет выявить наличие региональных особенностей в организации правовой охраны атмосферы Земли. Например, Республика Башкортостан имеет свою систему экологического законодательства. Причем значительное место в издаваемых нормативно-правовых актах уделяется вопросам правовой охраны атмосферного воздуха. Поэтому изучение этой темы следует начать с закона Республики Башкортостан «Об охране атмосферного воздуха» от 16 января 1998 года (Законы Республики Башкортостан. Выпуск ХХ. - Уфа, 1998 – С.72). Материалы для более глубокого усвоения региональных аспектов правовой охраны атмосферы Земли содержатся также в ежегодно публикуемых Государственных докладах о состоянии окружающей среды в Республике Башкортостан. Е) Развитие рыночных механизмов охраны атмосферы Земли в современных условиях Переход нашей страны к рыночной экономике обусловил необходимость переосмысления подхода к категории ущерба, наносимого загрязнением атмосферного воздуха. Поэтому в настоящее время в Российской Федерации осваивается новая схема возмещения экономического ущерба, причиненного окружающей среде в целом и атмосфере Земли в частности. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (ст.28) предусматривает экономический механизм охраны атмосферного воздуха в виде платы за загрязнение окружающей среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него. Работая над этой темой, следует изучить соответствующее положение закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» и главу 4 «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды» закона РФ «Об охране окружающей среды». В качестве дополнительной литературы для усвоения вопросов этой достаточно сложной темы рекомендуется использовать учебное пособие Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. – М., 1995, а также «Экономическая оценка использования природных ресурсов в условиях рынка». – Апатиты, 1994; «Экологическая экспертиза. Обзорная информация». – М., № 2, 1998; № 6, 1998; «Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду». – М., № 6, 1998.
|