Деструктивные конфликты порождаются чаще всего субъективными причинами. К таким субъективным причинам относятся:
· неправильные действия и руководителя и подчиненных.
Чаще всего деструктивные конфликты возникают при неправильных действиях и подчиненных и руководителя.
Разнообразие организационных конфликтов мы свели в следующую таблицу.
№ п.
| Основная классификация
| Типы конфликтов
| Причины
|
| Субъекты конфликта
| Межличностные конфликты: по вертикали (руководитель-подчиненный); по горизонтали (между субъектами одного иерархического уровня управления)
| Информационные факторы — неприемлемость информации для одной из сторон
Поведенческие факторы — неуместность, грубость, бестактность и т. п.
Факторы отношений — неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами
Ценностные факторы — противоположность принципов поведения
Структурные факторы — относительно стабильные объективные обстоятельства, которые трудно поддаются изменению
|
Межгрупповые конфликты: между структурными подразделениями; между группами сотрудников одного подразделения, в том числе и между микрогруппами; между руководством организации и персоналом; между администрацией и профсоюзами
| Распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; различия в целях; неудовлетворительные условия труда; нарушения трудового законодательства; нарушение договорных обязательств
|
Конфликты типа «личность—группа»:
между руководителем и коллективом организации или структурного подразделения; между рядовым сотрудником и коллективом организации или структурного подразделения.
| Новый руководитель, назначенный со стороны (в коллективе был свой достойный претендент на эту должность). Стиль управления. Низкая компетентность руководителя. Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров.
Конфликтная личность. Нарушение групповых норм. Неадекватность внутренней установки статусу
Низкая профессиональная подготовка. Применение компромата против лидера. Превышение полномочий лидерства. Изменение группового сознания.
|
2
| Источники конфликта
| Структурные конфликты (конфликты между структурными подразделениями).
Например, между производственными отделами и отделами маркетинга, бухгалтерией и основными подразделениями и др.
| Противоречия в целях и задачах, решаемых сторонами конфликта
|
Инновационные конфликты (конфликты, связанные с развитием организации, ее структурными изменениями)
| Изменение организационной структуры; ошибки в распределении функций; нарушения привычных норм, правил взаимоотношений: несоответствие квалификации работников инновационным изменениям
|
Позиционные конфликты ( конфликты, возникающие на основе вопроса о значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри организации)
| Различие в задачах и целях; групповой эгоизм; неадекватность в понимании места и роли той или иной структурной единицы организации
|
Ресурсные конфликты (конфликты, возникающие в процессе распределения и использования ресурсов)
| Ограниченные ресурсы; нарушение принципа справедливости пли целесообразности в распределении ресурсов
|
Динамические конфликты (конфликты, обусловленные социально-психологической динамикой организации)
| Социально-психологические причины, отражающие становление и этапы развития коллективов внутри организации
|
3
| Тип функциональной системы
| Организационно-технологические конфликты
Конфликты в социально-экономической системе организации
| Рассогласование формальных организационных начал; несбалансированность рабочих мест; нарушения технологических процессов
Неудовлетворительная заработная плата; задержка и невыплата заработной платы за произведенный труд; увеличение норм выработки или снижение тарифов в оплате; несовершенная система стимулирования; просчеты со стороны руководства организации в финансово-экономической деятельности; дисбаланс в распределении ресурсов и финансов между подразделениями
|
Конфликты в административно-управленческой системе
| Экономические и организационно-технологические причины (названные выше); невыполнение руководством своих обещаний, нарушение договорных обязательств; неполная информация о реальном состоянии дел в организации
|
Конфликты, связанные с функционированием неформальной организации
| Противоречия в системе формальных и неформальных отношений; столкновение формальных и неформальных интересов; несовпадение формальных и неформальных методов решения задач.
|
Конфликты, связанные с функционированием социально-психологической системы отношений
| Нарушение сложившейся системы формальных и неформальных отношений в группе; нарушение групповых норм; борьба за лидерство; столкновение групповых интересов, целей, ценностей
|
| | | | |