![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Религиозная философия о человек и Боге.
Митрополит Антоний (Алексей Павлович Храповицкий, 1863− 1936) в сочинении «Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы» (1898) рассматривал догмат триединства как «метафизиче- ское обоснование нравственного долга любви», а учение о загробном воздаянии – как «обоснование добродетели терпения». С ещё более радикальных моралистических позиций выступает богослов Михаил Михайлович Тареев (1867− 1934). В своей работе «Философия жизни» (1891–1916) он пытается поставить на место дог- матического метода в богословии метод «этико-мистического изучения христианства» и свести «объективное» постижение догматов к «субъ- ективному» опыту нравственно-мистических переживаний. Богослов- ствование Тареева может быть определено в целом как «христианская философия сердца». Истинный богослов, согласно Тарееву, призван мыслить «исключительно и последовательно сердечными нравственно- мистическими оценками». Светское направление (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой): Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881) – писатель, ре- лигиозный мыслитель. Его жизнь богата внешними трагическими собы- тиями. Роковым для писателя годом был 1849 год – год ареста и при- говора к смертной казни за участие в деятельности кружка петрашев- цев, замененной впоследствии каторжными работами. Десять лет про- вел Достоевский в каторжной тюрьме и солдатчине, возвратившись в Петербург уже в годы либерализации политического режима при Алек- сандре II. На рубеже 50− 60-х годов начинается вторая, самая плодо- носная полоса творчества писателя. После этого написаны его романы «Записки из мертвого дома» (1860), «Униженные и оскорбленные» (1861), «Преступление и наказание» (1866), «Идиот»(1868), «Бесы» (1871), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879− 80). В годы юности, встреч с Белинским и активного общения с петра- шевцами Достоевский был сторонником идей христианского социализ- ма, как и идей французских утопистов (особенно, Ш. Фурье). Эти идеи ему представлялись тем более гуманными, чем более нетерпимыми и безрадостными были порядки, условия жизни миллионов людей, как в России, так и в буржуазной Европе. Отрицательное отношение писате- ля к капитализму не изменилось до конца жизни. Никакой прогресс не оправдывает общество, моралью которого является обман и грабеж, а высшей ценностью – деньги ради денег. В 60− 70-е годы отношение Достоевского к социализму сущест- венно изменилось: теперь он отказывается видеть существенное раз- личие между социализмом и капитализмом, – они оба эксплуатируют самые низкие черты и помыслы человека – грубо-материальные. Возможно ли «заставить» людей быть счастливыми, решив за них, что нужно и что не нужно им для счастья? Об этом автор «Братьев Ка- рамазовых» размышляет в философской интродукции к знаменитому роману – «Великий инквизитор». Фактически действующих лиц в этой философской притче двое: Великий инквизитор, держащий в страхе и повиновении Севилью (действие происходит в Испании XVI века, в разгар террора инквизиции), и Иисус Христос, вновь посетивший Зем- лю после своей смерти и чудесного воскресения. Инквизитор сжигает людей за малейшее отступление от религиоз- ных догматов. Фанатик готов упрятать в тюрьму, приковать цепями и самого Христа, который своим появлением мешает ему установить должный порядок в обществе. Что же это за порядок? – Это порядок всеобщей сытости и всеобщего довольства: ведь людям больше, счи- тает их «пастырь», ничего и не надо. Самое страшное преступление, за которое может быть только одно наказание – костер, – это инако- мыслие, даже малейшее сомнение в справедливости и мудрости по- ступков и слов Инквизитора, который, возможно, искренне желает на- роду добра, но добра по-своему: без свободы. Достоевский проповедовал мирное объединение высших слоев общества с «почвой» − русским народом, который «живет идеей пра- вославия», сохраняя подлинно христианские идеалы «всебратского единения» в любви. Лев Николаевич Толстой (1828–1910) автор романов: «Война и мир» (1867–69), «Анна Каренина» (1875–76), «Воскресение» (1889− 99). Толстой был одним из самых убеждённых и непреклонных противников буржуазного «прогресса», перенося эту критику и на та- кие завоевания современной цивилизации, как наука и культура. По Толстому, любое государство – зло, потому что оно есть орга- низованное насилие над людьми. И церковь – насилие, она не спро- сясь вмешивается в личную жизнь человека – от рождения до смерти. Вместе с тем, Толстой был религиозным, христианским мыслите- лем. Его идеалы близки идеалам раннего христианства. Принимая нравственное учение Христа, Толстой отвергал богословскую догмати- ку: все евангельские «чудеса» он понимал лишь как иносказания или как наивные поверья, иллюзии древнего массового сознания, естест- венные для своего времени, но поддающиеся простому, рационально- му объяснению с позиций нашего, современного жизненного опыта. Из европейских философов Нового времени на Толстого особенно сильное и глубокое влияние оказали Ж.-Ж. Руссо и А. Шопенгауэр. Руссо – как критик цивилизации и один из самых горячих сторонников социального равенства, противник частной собственности. Шопенгау- эр – как критик легковесного оптимизма, открывший людям демониче- скую правду об их одиночестве в мире зла. Идеалом Толстого (как и идеалом Руссо) было возвращение в ста- рые добрые времена патриархального крестьянского уклада. Утратив связь с народом, «образованные классы» общества поте- ряли и смысл жизни. Этот «смысл» для них «измельчился» до погони за призрачными благами, суеты и тщеславия. Аморализму высших классов противостоит истинная – народная, крестьянская мораль (она же и мораль христианская). Для крестьянина-труженика смысл жизни ясен: жить нужно «для Бога, для души», а это значит – не для славы и богатства, а для труда и любви. Этика ненасилия Главным врагом свободы является насилие человека над челове- ком. Проблема насилия, вопрос об источниках его возникновения, о его формах, значении в общественной жизни, действии на нравствен- ную жизнь людей, о его правомерности или неправомерности – всегда были в центре мировоззрения писателя. Но можно ли уничтожить насилие насилием? Ответ Толстого кате- горический – нет! Единственным средством радикального уничтожения зла может быть только непротивление злу насилием. Народу, считает писатель, нужно освободиться от иллюзий, будто смена форм государ- ственного устройства (насильственная политическая революция) уменьшит в обществе насилие, тогда как в действительности может произойти лишь изменение его формы. Насилие губит не только тех, против кого оно непосредственно направлено, оно губит и самих на- сильников, так как развращает их, убивает в них все человеческое. С другой стороны, жертвы насилия несут свою долю ответственности и вины за него. Несут, когда подчиняются насильникам и помогают им, тем самым творить зло.
|