Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие функции менеджмента
.1 Прогнозирование и планирование Планирование заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях. Планирование можно классифицировать по нескольким критериям: ·по степени охвата (общее и частичное), ·содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное - реализация данной возможности), ·предмету (объекту) планирования (целевое, средств - потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация; программное, действий), ·сферам функционирования (производство, маркетинг, финансы), ·охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное), ·срокам (кратко-, средне-, долгосрочное), ·жесткое и гибкое. Критерии выбора формы планирования (принципы планирования): ·полнота (требуется учесть все), ·детализация (глубина ее определяется целью планирования), ·точность, ·простота и ясность, ·непрерывность, ·эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность), ·выравнивание при планировании, ·экономичность. Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования [3, с. 66]. Следует четко определить: ·объект планирования (что планируется), ·субъект планирования (кто планирует), ·период (горизонт) планирования (на какой срок), ·средства планирования (например, компьютерное обеспечение), ·методику планирования (как планировать), ·согласование планов (каких, с кем и на каких условиях). Любая фирма имеет иерархию планов. В ряду соподчиненности можно различить следующие виды планирования: ·общее (долгосрочное основополагающее, концепция фирмы), ·стратегическое (долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, персонала), ·тактическое (условий хозяйственных операций - производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала) ·оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период). Основными признаками стратегического планирования являются: ·цель планирования - долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы, ·носитель идеи планирования - высший менеджмент, ·проблемы планирования - отсутствие надежности и структурирования, ·горизонт планирования - долгосрочное, ·охват - глобальный, широкий спектр альтернатив, ·принципы - изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы). Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (на 1-5 лет), касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, персонала. Оперативным планированием охватываются отдельные функциональные области предприятия. При планировании решается множество проблем, основные причины которых [19, с. 103]: ·особенности исходного состояния (проблемы планирования плохо структурированы, их тяжело определить и измерить), ·особенности конечного состояния (характер влияния на цели и ресурсы при планировании не определен, а проявит себя только в будущем, множественность целей), ·проблемы альтернатив (имеется неопределенность в отношении имеющихся альтернатив, поиск других требует времени и средств), ·проблемы инструментария (выбор наиболее оптимального), ·большое число лиц, участвующих в планировании, ·ответственность (ЛПР принимает на себя ответственность, план же составляют другие), ·проблема контроля (в ходе составления, выполнения и корректировки). По существу между прогнозом (предвидением будущего) и планом нет резкой границы. Можно сказать, что прогноз - недостаточно определенный план, а план - это уточненный прогноз. Наиболее существенным отличием плана от прогноза является наличие в плане элементов выбора, принятия решений и мероприятий по осуществлению этих решений. Основными объектами прогнозирования на уровне предприятия (фирмы) являются [14, с. 116]: ·потребность в продукции предприятия, ·потребности предприятия в производственных ресурсах (материальных, финансовых, трудовых, информационных). Все методы прогнозирования можно разделить на две группы: ·неформализованные (эвристические), - индивидуальные экспертные оценки, коллективные экспертные оценки, написание сценариев ·формализованные методы (экстраполяции, моделирование). Неформализованные (эвристические) методы применяются в тех случаях, когда невозможно использовать знания экспертов в формализованном виде. Наиболее широко используются методы интервью, «мозговой атаки», коллективных экспертных опросов.
|