![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Состав и структура основного капитала
Процесс производства продукции состоит из большого числа различных этапов и операций. Поэтому детальная классификация основного капитала строится с учетом производственных функций. Основной капитал – это часть капитала, которая, участвуя в производственном процессе, меняет свою натурально-вещественную форму постепенно, и его стоимость включается (переносится) в готовый продукт по частям. Фонды – натурально-вещественная часть капитала. В зависимости от назначения и сферы применения различают производственные и непроизводственные фонды. В свою очередь производственные основные фонды могут подразделяться напромышленно-производственные(прямо или косвенно участвующие в производстве промышленной продукции) и непромышленные. В основных фондах выделяют активную и пассивную части. Активная часть включает в себя передаточные устройства, машины и оборудование (без учета отраслевой специфики), транспортные средства. Пассивная часть основных фондов является вспомогательной и обеспечивает процесс работы активных элементов. Кроме того, основные фонды подразделяются на материальные и нематериальные. Ведущая (определяющая) роль отводится материальным основным фондам (материальным активам). К материальным активам относятся: 1. Земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы). 2. Многолетние насаждения (сады, виноградники и т.п.), а также капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель. 3. Скот рабочий, продуктивный и племенной. 4. Здания – архитектурно-строительные объекты, предназначенные для создания необходимых условий труда. В них размещаются основные, вспомогательные и обслуживающие производства, лаборатории, склады, заводоуправление и др. 5. Сооружения – инженерно-строительные объекты, предназначенные для осуществления технических функций, не- обходимых для производства и не связанных с изменением предметов труда (насосные станции, тоннели, мосты, очистные сооружения, эстакады и т.д.). 6. Передаточные устройства. С их помощью передается энергия различных видов (электрическая, тепловая, механическая) от машин-двигателей к рабочим машинам, а также жидкие и газообразные вещества (нефте-, газопроводы и т.д.). 7. Машины и оборудование, в том числе силовые машины и оборудование, предназначенные для выработки и преобразования энергии, – генераторы, двигатели и т.д.; рабочие машины и оборудование, используемые непосредственно для воздействия на предмет труда, т.е. для непосредственного участия в технологическом процессе (станки, прессы, молоты и другое основное и вспомогательное оборудование); измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование; вычислительная техника; прочие машины и оборудование. 8. Транспортные средства. Они предназначены для транспортировки грузов и людей и передвижения в пределах предприятия и вне его. 9. Инструменты всех видов и прикрепляемые к машинам приспособления, служащие для обработки изделия (зажимы, тиски И Т.Д.). 10. Производственный инвентарь для облегчения производственных процессов (операций) – рабочие столы, верстаки, а также для хранения жестких и сыпучих тел, охраны труда и т.д. 11. Хозяйственный инвентарь конторского и хозяйственного назначения: шкафы, столы, пишущие машинки, вешалки, копировальные устройства и др. 12. Прочие основные фонды, например библиотечные, архивные фонды. Под нематериальными активами понимают такие активы, которые, не обладая материально-вещественной формой, тем не менее: • имеют денежную оценку; • используются в течение длительного периода (свыше одного года); • приносят доход; • обладают способностью отчуждения. К нематериальным основным фондам (нематериальным активам) относятся четыре больших класса: интеллектуальная собственность, имущественные права, отложенные расходы и деловая репутация организации. В соответствии со ст. 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: 1) произведения науки, литературы и искусства; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир радио- или телепередач; 2) программы для ЭВМ, базы данных; топологии интегральных микросхем; 3) изобретения; 4) полезные модели; 5) промышленные образцы; 6) селекционные достижения; 7) секреты производства (ноу-хау); 8) наименования мест происхождения товаров; фирменные наименования; 9) товарные знаки и знаки обслуживания; 10) коммерческие обозначения. Рассмотрим подробнее некоторые из них. Изобретение подлежит правовой охране, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо (устройство, способ, вещество, штамм, микроорганизм, культуры клеток растений и животных) или является известным устройством, способом, веществом, штаммом, но имеет новое применение. Промышленный образец – это художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид изделия. Отличительными признаками промышленного образца являются его новизна, оригинальность и промышленная применимость. Полезная модель представляет собой конструктивное выполнение из составных частей. Отличительные признаки полезной модели – новизна и промышленная применимость. Товарный знак и знак обслуживания – обозначения, позволяющие различать соответственно однородные товары и услуги разных юридических или физических лиц. Товарные знаки могут быть словесными (сочетание отдельных букв, цифр, фамилия), изобразительными (рисунки, графические символы, сочетания цветов), объемными (форма изделий или упаковки) и т.д. Наименование места происхождения товара – название страны, населенного пункта или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными или людскими факторами, либо обоими факторами одновременно. Фирменное наименование – индивидуальное название юридического лица. Оно регистрируется при государственной регистрации юридического лица и действует все время его существования. Правовой формой использования товарного знака, знака обслуживания и фирменного наименования является лицензионный договор. Ноу-хау – информация технического, организационного, служебного или коммерческого характера, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в связи с неизвестностью ее третьим лицам. К этой информации нет свободного доступа. Структура основных производственных фондов зависит от их производственно-технологических особенностей бизнеса. В добывающих отраслях промышленности наибольший удельный вес занимают сооружения, служащие для вскрытия месторождений, откатки полезного ископаемого, вентиляции; в обрабатывающих отраслях выше доля оборудования и зданий. В консультационной фирме очевидно большую часть составляют нематериальные активы. В Российской Федерации современная типовая классификация основных фондов содержится в Общероссийском классификаторе основных фондов и Правилах бухгалтерского учета. Вопрос №5: Коммуникации – это процесс обмена инф-цией и передачей сведений между отдельными людьми или их группами.Управление в организации осущ-ся ч/з людей и одним из важнейших инструментов является информация. Именно используя информацию менеджер осущ-ет ее передачу, получает обратную реакцию на информацию и т.о. организует, руководит, мотивирует подчиненных. В коммуник-ии различают субъекты(м.б. отдельные личности и группы и даже целые орг-ии) и объекты(то, о чем передается инф-я, м.б. внеш и внутр. среда. В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому. Процесс коммуникации это передача информации об объекте посредством коммуникационной сети и получение реакции на информацию, и состоящий из этапов и стадий.Этот процесс начинается с этапа отправления информации. Отправитель- ключевая роль он идентифицирует себя в процессе коммуникации. Цели коммуникации: 1) Обеспечение эффективного обмена инф-цией м/у субъектами и объектами уп-ния; 2) Совершенствование межличностных отнош-ий; 3) Создание информац. каналов; 4) Регулир-ние и рационализация информац. потоков. Межличностные коммуникации делятся на формальные (официальные) и неформальные. Фомальные опред-ся политикой, правилами, должностными инструкциями орг-ции и осуществляются по формальным каналам. Неформальные не следуют общим правилам орг-ции и осуществляются в сис-е личных отнош-ий м/у работниками. Межличностные коммуникации делятся на вербальные и невербальные. Вербальные – словесные, невербальные – мимика, интонация. Элементы и этапы процесса коммуникации. Отправитель (лицо, генерирующее идеи) кодирует сообщение (вербальные и невербальные символы), отбирает канал (устная, письменная речь, ср-ва электронной связи) и передает получателю. Получатель декодирует инф-цию и правильно или неправильно понимает сообщение, затем кодирует сообщение (отклик в адрес отправителя) и передает сообщение по каналу, затем генератор декодирует отклик.. Коммуникация считается тем эффективнее чем меньше содержит причин для неприятия послания. Возможные искажения возникают с наличием в процессе ком-ции ШУМА – это любое вмешательство в процесс ком-ции на любом этапе, искажающее смысл послания. Последний важный эл-т процесса - обратная связь-процесс обмена ролями (получатель становится отправителем). Она дает возможность отправ-ю узнать дошло ли послание до адресата и в каком значении. Это подтверждение может быть выражено как в прямой форме (наблюдение за изменением поведения чел-ка), так и в косвенной (снижение производительность, текучка, прогулы, конфликты). Коммуникац. сеть – это соединение опред-ым образом участвующих в коммуникац. процессе индивидов с помощью информац. потоков.В данном случае рассматриваются не индивиды как таковые, а коммуник-е отношения между ними. Коммуникац. сеть включает потоки посланий или сигналов между 2 и более индивидами. Создаваемая коммуникац. сеть состоит из вертикальных (строится по линии руководства от начальника к подчиненеому) связей; горизонтальных (связь между равными по уровню индивидами или частями орг-и: между заместителями, начальниками отделов, между подчиненными); диагональные- связи с другими начальниками и подчиненными. Сеть этих связей создают реальную структуру орг-ции. Задача формальной органи-й стр-ры заключается в том, чтобы придать коммуникац. потокам правильное направление. Размеры подразделений в организации ограничивают развитие коммуник. сети. Чем больше человек в группе, тем разнообразнее и сложнее коммуникац. сеть. В зависимости от построения коммуникац. сети, деят-ть группы может отличаться большей или меньшей эф-тью. Коммуникац. сети концентрируются на выбранных в орг-ции образцах таких потоков, а не на том была ли ком-ция успешной. Существуют установившиеся образцы коммуникац. сетей для групп одной и той же или разной численности. 1. «Колесо» - формальная централизованная иерархия власти, при которой подчиненные взаимод-ют друг с другом через своего начальника. Руков-ль признается лидером, обладает наиб-ми полномочиями, наиб. ответственностью, берет на себя окончательное решение проблемы.2. «кружок» – централизованная сеть, м. б. эффективной при решении простых проблем. 3. «Цепочка» – появляется горизонтальная комм-ия, т. е. эл-т децентрализации (различные части фирмы). 4. «Всеканальные» сети – полностью децентрализованные группы. Требуется при необх-ти участия всех в реш-ии слож. проблем, такой подход называют открытыми коммуникациями или демократией. 4. «Вертушка». Знания устройства коммуникац. сетей важно для понимания отношений власти и контроля в организации.За основу измерения межличностной коммуникации можно взять 2 переменные: 1. Открытость в коммуникации включает степень открытия или раскрытие себя в ком-ции для других с целью получения ответной ком-ции от них, особенно их реакции, показывающей как они воспринимают нас и наши наши действия, 2. Адекватность обратной связи (показывает степень, с кот. люди делятся с другими своими мыслями и чувствами о них). Коммуникац. стиль – способ, с помощью к-рого индивид предпочитает строить коммуникац. взаимодействие с другими. Знание стилей помогает определить как себя вести и что можно ожидать от поведения, связанного с опред. стилем. Можно выделить пять коммуникац. стилей: открытие себя (высокая степень открытости себя другим, но низкий уровень обратной связи); реализация себя (макс-я открытость и макс. обратная связь); замыкание в себе (низкий уровень открытия и обратной связи); защита себя (низкий уровень открытости, высокая обратная связь); торговля за себя (это умеренная открытость и обратная связь).Существует невербальная ком-я-это инф-я, посланная без использования слов, как способа кодирования, это сфера межличностной ком-и, имеющая более сильное воздействие, чем вербальная (движение тела-жесты, мимика, личные физич.качества, строение тела, рост, цвет волос, запах;, речь-голос, тембр, смех; физич. среда-температура, влажность, чистота; время-всегда вовремя, соотнесение статуса с возможностью опаздывать.
Вопрос №6: В процессе сельскохозяйственного производства важную роль играют оборотные средства, которые обеспечивают осуществление бесперебойного процесса производства и реализации продукции. Оборотные средства - это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения. Сущность оборотных средств определяется их экономической ролью - обеспечить непрерывность воспроизводственного процесса, включающего как процесс производства, так и процесс обращения, а также способом перенесения своей стоимости на создаваемый продукт. Различают состав и структуру оборотных средств. Под составом понимают совокупность элементов, образующих оборотные средства. Они подразделяются на производственные оборотные фонды и фонды обращения. Такое деление определяется особенностями их использования и распределения в сферах производства продукции и ее реализации. Величина оборотных производственных фондов зависит от уровня организации производства (длительности производственного цикла, технологии, техники и др.). Сумма фондов обращения зависит в основном от условий реализации продукции и уровня организации системы снабжения и сбыта продукции. Производственные оборотные фонды - это средства производства, которые целиком потребляются в процессе одного производственного цикла, переносят свою стоимость полностью на созданный продукт и изменяют свою натурально-вещественную форму. Производственные оборотные фонды подразделяются на производственные запасы, незавершенное производство и расходы будущих периодов. Производственные запасы - это предметы, которые еще не вступили в процесс производственного потребления. К ним относятся семена, посадочный материал, удобрения, ядохимикаты, корма, топливо и смазочные материалы, запасные части, мелкий инвентарь и др. В их состав включают также молодняк животных и животных на откорме, хотя по своей экономической природе эти средства производства не являются производственными запасами и находятся уже в стадии производства. Размер производственных запасов определяется объемом производства, нормами и характером их потребления и должен обеспечить непрерывность процесса производства. Незавершенное производство - это оборотные фонды, которые находятся на стадии производства. Они включают: в земледелии - затраты под урожай будущих лет (подготовка почвы, посевы озимых культур); в животноводстве - затраты на незаконченную инкубацию яиц, зарыбление прудов, стоимость переходного запаса меда в ульях; в промышленном производстве - полуфабрикаты собственного изготовления. Расходы будущих периодов – это расходы, относящиеся к будущему году или ряду лет, но произведенные в текущем году. В сельскохозяйственных предприятиях к ним относят затраты на строительство и содержание летних лагерей, загонов, навесов и других сооружений некапитального характера для животных, затраты на пуско-наладочные работы (животноводческие комплексы, тепличные комбинаты и др.). Эти затраты включают в себестоимость продукции равными долями в течение 2-3 лет. Производственные оборотные фонды сельскохозяйственного предприятия по степени участия в производственном процессе можно подразделить на предметы труда: не вступившие в процесс производства и находящиеся в производственных запасах (семена, посадочный материал, корма, удобрения, ядохимикаты, топливо и смазочные материалы, запасные части др.); находящиеся в процессе производства в виде производимых, но еще не законченных продуктов (животные на выращивании и откорме, незавершенное производство). По степени влияния на результаты производства они также подразделяются на две группы. К первой относятся производственные оборотные фонды, прямо способствующие увеличению и повышению экономической эффективности производства продукции: семена, удобрения, корма, животные на выращивании и откорме и др. Во вторую группу включают предметы труда, обеспечивающие функционирование производственных основных средств и поддержание их в рабочем состоянии: топливо и смазочные материалы, запасные части и др. Средства этой группы лишь косвенно влияют на процесс производства и его эффективность. Фонды обращения - это средства, обслуживающие процесс реализации продукции: готовая продукция, предназначенная для реализации, денежные средства в кассе и на счетах, а также средства в расчетах (дебиторская задолженность разных видов). Время, в течение которого оборотные средства совершают полный кругооборот, то есть проходят весь цикл производства и обращения, называется периодом оборота оборотных средств. Этот показатель характеризует среднюю скорость движения средств на сельскохозяйственном предприятии. Он не совпадает с фактическим сроком производства и реализации отдельных видов продукции. Формирование оборотных средств в сельском хозяйстве имеет некоторые особенности. В связи с длительным производственным циклом предприятиям приходится иметь значительные производственные запасы в течение нескольких месяцев. Сезонность сельскохозяйственного производства вызывает резкие колебания в наличии оборотных производственных фондов по кварталам. Значительная часть производственных запасов здесь формируется за счет собственного производства (семена, корма, животные на выращивании и откорме и др.). Под структурой оборотных средств понимается соотношение между отдельными их элементами. Эта структура непостоянна и колеблется под влиянием многих факторов (специализация и концентрация производства, природно-климатические условия, развитие научно-технического прогресса и др.). В связи с сезонностью производства в сельском хозяйстве оборотные средства неравномерно используются в различные периоды года, что существенно влияет на их структуру. Так, зимой значительная часть оборотных средств находится в запасах семян и кормов, а летом большая их доля сосредоточена в запасах нефтепродуктов, запасных частей, в незавершенном производстве. Источники формирования оборотных средств могут быть собственными, заемными и привлеченными. Для пополнения собственных оборотных средств используются наряду с прибылью так называемые устойчивые пассивы. К ним относятся нормальная (переходящая из месяца в месяц) задолженность по заработной плате и отчислениям по социальному страхованию, остаток средств резервного фонда и т. д. На сельскохозяйственных предприятиях собственные средства создаются за счет части готовой продукции (семена, корма и др.). Оборотные средства принято подразделять на две группы: нормируемые и ненормируемые. Нормирование - это установление экономически обоснованной потребности в оборотных средствах по элементам. К числу нормируемых оборотных средств относятся оборотные производственные фонды (производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов), а также готовая продукция, которые представляют материальные оборотные средства. Денежные средства, средства в расчетах, товары отгруженные - это не нормируют. При нормировании оборотных средств потребность в них определяют как в натуральном, так и в денежном выражении. Собственные оборотные средства (семена, корма и т. д.) оценивают по себестоимости их производства в данном хозяйстве. Покупные средства (удобрения, ядохимикаты, запасные части и др.) оценивают по цене приобретения с учетом доставки к месту потребления. При нормировании оборотных средств на предприятии необходимо учитывать потребности не только сельскохозяйственного, но также промышленного и вспомогательных производств. При расчете обычно используют технологические нормативы. Так, потребность в семенах определяют исходя из норм высева семян с учетом страхового запаса и посевной площади. Размеры запасов кормов рассчитывают с учетом норм кормления животных, поголовья скота и птицы. Потребность в топливе и смазочных материалах зависит от количества тракторов, комбайнов, автомобилей разных марок, объема предполагаемых работ и норм расхода горючего. Аналогичным образом определяют потребность сельскохозяйственного предприятия и в других оборотных средствах. Вопрос №7: Конфликт – это отнош-е м/у субъектами, к-рое хар-ся противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Любое преобразование в орг-ции становится следствием несовпадения интересов одной из сторон с интересами другой - конфликт.Конфликт рассматривается в узком(непосредственное столкновение сторон) и в широком смысле(это развивающийся процесс, состоящий из нескольких этапов.1 из которых столкновение.)Элементы конфл.ситуации – это участники или оппоненты (их 3 ранга: 1-индивиды; 2-группа; 3-орг-ция.).Другим элементом конф.ситуации является объект, создающий ее. Со временем конф.ситуация при потере объекта конфликта м. исчезнуть, трансформироваться в другую, или обострится под воздействием инцидента. Он представляет собой 2 фазу конфликта, и может возникнуть целенаправленно или случайно на недорозумении.3 фаза развития конфликта явл-ся кризис и разрыв отношений между оппонентами. Эта фаза состоит из 2 этапов –конструктивного(+ эффект), - деструктивный(- эф-т).; 4 фаза- завершение конфликта. Стороны конфликта – это субъекты соц. взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или поддерживающие его. Субъектами конфликта являются участники конфликтного взаимодействия, в кач-ве к-рых могут выступать отдельные личности, группы, орг-ции. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение чего одним из участников полностью или частично лишает другую сторону возможности добиться своих целей. По хар-ру и степени проявления различают открытый и закрытый труд. конфликт. С т. зр. причин конфликт. ситуации выделяют три типа конфликтов: 1) конфликт целей – стороны по разному видят желаемое состояние объектов в будущем; 2) конфликт взглядов – стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решению проблемы; 3) конфликт чувств – столкновение на уровне эмоций. Выделяют 5 уровней конф-ов в орг-ции: 1. внутриличностный; 2. межличностный – наиболее распространен; 3. внутригрупповой; 4. межгрупповой; 5. внутриорганизационный. Существует 5 путей выхода из межличностного конфликта: 1. разрешение конфликта силой; 2. разрешение конфликта через сотрудничество (поиск решения полностью удовлетворяющего как свои интересы, так и другого, в ходе открытого обмена мнения); 3. уход от конфликта (выход из ситуации, не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от выступления в споре и отстаивания своей позиции (нежелание брать ответственность за принятие реш-я)); 4. принятие другой стороны; 5. компромисс (разногласия разрешаются путем уступки с одной стороны на уступки другой, принимается среднее решение, устраивающее обе стороны). Уп-ние конфликтами — это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта. Методы разрешения конф.: 1) методы, связанные с использованием руководителем своего положения в организации (приказ, распоряжение,); 2) методы, связанные с «разведением» частей орг-ции – участников конф-та (разведение их по ресурсам, целям, средствам) или снижением их взаимозависимости (дифференциация и автономизация подразделений); 3) методы, связанные с созданием определенного «задела» в работе взаимозависимых подразделений (запас материалов и комплектующих); 4) методы, связанные с введение спец. интеграционного механизма для конфликтующих подразделений (общий заместитель, куратор или координатор); 5) методы, связанные со слиянием разных подразделений и наделением их общей задачей. Вопрос №8: Себестоимость продукции (работ, услуг) – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и сбыт продукции (работ, услуг). Себестоимость продукции – емкая, многообразная и динамичная экономическая категория. Она является важнейшим качественным показателем, который показывает, во что обходится предприятию производство и сбыт продукции. Чем ниже себестоимость, тем выше прибыль и, соответственно, рентабельность производства. Вопрос №10-11: Из всего многообразия определений понятие организации можно выделить следующие. 1. Организация как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура управляемой либо управляющей системы. 2. Организация как совокупность (система) взаимоотношении, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда. 3. Организация как группа людей с общими целями. Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим обязательным требованиям: наличие не менее двух людей, которые считают себя частью этой группы; наличие по крайней мере одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы; наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
|