Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Схема соответствия стадий развития культуры морфологического типа и умственно–речевой деятельности гоминид
Иначе представлено возникновение языка у Б.Ф.Поршнева (Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). М., 1974). Коммуникация ископаемых гоминид разделена у него на 3 стадии: животной имитации, суггестии ископаемых людей и речевого общения Homo Sapiens, а каждый этап начинается отрицанием предыдущего и диалектическим скачком. Ведущим фактором антропогенеза является коммуникативное взаимодействие, а не труд. Скачок ко второй сигнальной системе Поршнев объясняет несовместимостью двух эволюционных ветвей на рубеже позднего палеолита и необходимостью психологической и культурной защиты более совершенных групп гоминид от менее развитых, но более суггестивных. Мысль Поршнева продолжает столь же захватывающие и, к сожалению, плохо обоснованные озарения Н.Я.Марра, который верил, что современный язык сменил «стандартизированный ручной язык», победивший еще более древний пантомимо–мимически–звуковой (Марр Н.Я. Язык и мышление. Избранные работы. М, –Л., 1934, т. 3). Другую группу теорий глоттогенеза можно назвать экологической. Здесь возникновение языка связывается с природно–климатическими изменениями позднего плейстоцена (примерно 70–10 тыс. лет тому назад) и образом жизни охотничьих сообществ этого периода. Существование древних людей в темных пещерах требовало усовершенствований звуковой коммуникации, преимущественно нюансировки сигналов призыва, опасности, введения уточнителей–модификаторов, характера, степени и близости угрозы. Эта стадия (досапиентная) обеспечивала стабильный набор призывов и сигналов у поздних неандертальцев (примерно 70–40 тыс. лет тому назад) и была сменена языком команд позднепалеолитических охотников (40–25 тыс. лет тому назад) (Jaynes L. The Origion of consciousness the Breakclown of the Bicameral Mind. Boston, 1982. 23.Ibid. Р.133). Это – «век команд, когда уточнители, отделенные от самих призывов, могут изменять сами человеческие действия. В частности, по мере того, как люди все более переходят к охоте в холодном климате, давление отбора на группы охотников, контролируемых звуковыми командами, становится все сильнее» (Ibid. P. 133). Уточнение референтов (предметов) речи, отделение их от императивных и эмоциональных звукосочетаний приводит к появлению предложений, имеющих субъект и предикат, а следовательно, существительных. Первыми получают названия животные. «Итак, век имен для животных совпадает с началом их изображения на стенах пещер или на костяной утвари» и начинается 25–15 тыс. лет тому назад. Названия других предметов появляются позднее. Что касается обозначений человека, то эта стадия звукового процесса принадлежит следующей эпохе – мезолиту и другой цивилизации – уже не охотничьей (во всяком случае – не чисто охотничьей). Ледник тает, затапливая Европу своими водами. В лабиринтах водных проток больше нельзя странствовать. Люди, если и не вполне оседают, то уходят недалеко, собирая водоросли, ракушки, рыбу на берегах морей и водоемов, а затем изобретают лодку. Охотничья жизнь, неоседлая, опасная, богатая приключениями, «сменяется более спокойным существованием». Человек живет дольше, становится заметнее и получает право на имя. Характерная деталь: искусство нижнего палеолита – мужское, преобладающий же стиль мезолита, –орнамент на керамике, – достижение женщины. Указания на культурно–бытовой контекст углубляют наше понимание языковых процессов. Это шаг к определению типов речевой деятельности в пределах эпох и цивилизаций. Работа по типологизации и учету факторов на должна заслонять культурного смысла палеолита –цивилизации на самом пределе культурных ресурсов человека. Это предел нижний, но есть еще и верхний, он принадлежит нашей эпохе. Здесь, может быть, и кроется причина изумляющего сходства между картинами Пикассо и наскальными рисунками троглодитов. В каменном веке культура была подавлена природой, в индустриальном – техникой, но оба состояния предельные и критические для человека. Между двумя крайними точками находится то, что можно назвать человечностью. Выйти за пределы эволюционно–исторического диапазона с той или другой стороны – означает потерять равновесие биологически–видовых, социальных, духовных признаков, существующих 40 тыс. лет и являющихся культурой в широком значении слова. Гуманитарный поиск смысловых соответствий позволяет утверждать, что верхний палеолит наделен признаками цивилизации – эпохальной стадии культуры.
|