Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 2. Конституционное право как основа функционирования всей правовой системы ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
2.1. Конституционно-правовые нормы, их структура, особенности и виды
Для конституционной нормы, как и любой правовой норме, характерными признаками являются: их универсализм, обеспеченность силой государственного принуждения, признак неперсонифицированности, сознательно-волевой характер. В тоже время, помимо общих для всех правовых норм черт конституционно-правовым нормам присущ декларативный характер, т.е. они не порождают никаких конкретных правоотношений, что, однако, не может являться основанием для принижения правовой значимости данных норм. Это так называемые нормы-принципы, которые устанавливают основополагающие идеи, положения. Примером данной нормы может служить статья 2 Конституции Российской Федерации, провозглашающей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. С.А. Авакьян, рассматривая структуру конституционно-правовых норм, отмечает, что если «классические подходы теории права предлагают находить в структуре правовой нормы три элемента - диспозицию, гипотезу и санкцию, то... в конституционном праве нет таких классических по структуре норм»[15]. Структура конституционной нормы, как отмечает А.Н. Пугачев, «характеризуются своеобразием структуры, ведь задача законодателя в конституционно-правовой сфере во многом состоит в построении такой структуры правовой нормы, которая в наибольшей степени отвечала бы ее природе и характеру того общественного отношения, которое она призвана регулировать»[16]. В своем большинстве конституционные нормы носят императивный характер, представляя собой правила и предписания, которые не допускают иных вариантов толкования или поведения, например, положение ч. 3 ст. 81 Конституции РФ о том, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Некоторые нормы, содержащиеся в Конституции РФ, носят также и диапозитивный характер, предлагающий субъекту правоотношений право выбора поведения. В частности, ч. 1 ст. 117 Конституции РФ предусматривается возможность принятия или отклонения Президентом РФ отставки Правительства. В конституционно-правовых нормах редко присутствует санкция, и её структура состоит в основном из диспозиции, т.е. они имеют усеченную структуру, например, статья 91 Конституции: «Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью». Но отдельные конституционно-правовые нормы в отношении субъектов конституционных правоотношений, которые не выполняют установленные предписания, содержат определенные санкции (об импичменте Президента, роспуске Государственной Думы и т.д.). Так, согласно ч. 4 ст. 111 Конституции РФ в случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Конституционные нормы, в особенности нормы Конституции РФ, имеют учредительный характер, что проявляется в базировании отраслей российского законодательства на установленных конституционными нормами принципах. Таким образом, конституционно-правовые нормы являются источниками практически всех отраслей права. Конституционно-правовые нормы, распределяясь по конституционно-правовым институтам, показывают внутреннюю структуру построения конституционных основ и процесс их организации, соответствующей системе построения сферы общественных отношений, которые и образуют соответствующий предмет конституционного регулирования. Классификацию конституционно-правовых институтов можно представить следующим образом: 1) правовые нормы, которые закрепляют основополагающие принципы построения конституционного строя; 2) правовые нормы, направленные на закрепление правового статуса личности; 3) правовые нормы, устанавливающие основы федеративного и административно-территориального устройства; 4) правовые нормы, имеющие своей целью организацию системы органов государственной власти; 5) правовые нормы, регулирующие основы функционирования органов местного самоуправления; 6) правовые нормы, которые устанавливают основания и порядок внесения изменений в Конституцию. Таким образом, анализ понятия, структуры и содержания конституционно-правовых институтов показал, что они представляют собой совокупность норм конституционного права, которые регулируют процессы реализации конституционного права. Нормы конституционного права, объединяясь в специальные институты, способны оказывать системное и комплексное воздействие на регулирование общественных отношений.
2.2. Источники конституционного права. Конституция РФ
Система источников конституционного права характеризуется иерархической соподчиненностью правовых актов, которые содержат нормы конституционного права. Несомненно, что главным источником российского конституционного права является Конституция, которая была принята на всенародном референдуме в 1993 году. Положения Конституции направлены на регулирование наиболее важных и значимых общественных отношений и сторон жизнедеятельности общества, существования самого государства. Кроме того, Конституция обладает наивысшей юридической силой в стране. Между тем, значительное место в системе иерархии источников конституционного права занимают законы. Закон, являясь наиболее распространенным источником российского конституционного права, осуществляет развитие и конкретизацию установленных конституционных положений и принципов. В частности, М.В. Баглай под системой источников конституционного права понимает «их совокупность, характеризуемая такими качествами, как взаимосвязь (предусмотренность существования одних источников другими; конкретизация положений, содержащихся в одних источниках, другими источниками) и иерархия (подчинение одних источников другим, их непротиворечие, преимущественное действие одних источников в случае их коллизии с другими источниками)»[17]. О.Е. Кутафин отмечает, что «источники конституционного права определяют основы содержания и форму источников права для всех других отраслей права»[18]. Как и в любой другой отрасли права, источниками конституционного права могут являться исключительно действующие на данный период времени нормативно-правовые акты. В Российской Федерации действует особый порядок принятия нормативно-правовых актов, их изменения, отмены, и признания утратившими силу. Если нормативный акт отменяется, то он уже не может рассматриваться в качестве источника действующего конституционного права. Все рассмотренные выше положения теории права находят свое непосредственное отношение и при применении норм конституционного права. Установление конституционно-правовой нормы в определенном нормативно-правовом акте не является случайным, а обусловлено потребностями придания норме права соответствующего уровня юридической значимости (более или менее значимого), условиями территориального распространения действия правовой нормы, а также установленным порядком разграничения компетенции органов, которые принимают конституционно-правовые нормы. Система действующих в российской правовой законов различается юридической силой, предметом регулирования, формой и иными обстоятельствами. Среди основных источников конституционного права Российской Федерации можно выделить следующие: 1) Конституция Российской Федерации, которая, несомненно, выступает главным источником конституционного права, устанавливая основополагающие конституционные принципы; 2) законы о поправках к федеральной Конституции; 3) федеральные конституционные законы; 4) федеральные законы; 5) Указы Президента; 6) Постановления Правительства; 7) законы субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ не имеют значительного влияния в установлении конституционно-правовых положений, поскольку по юридической силе данные нормативно-правовые акту уступают законам и не находят своего закрепления в качестве источников конституционного права непосредственно в Конституции РФ. К источникам конституционного права можно отнести судебные акты, принимаемые Конституционным Судом Российской Федерации, решения которого не устанавливают новые нормы права в стране, но они разъясняют положения действующей Конституции, конкретизируют ее значение. Кроме того, к компетенции Конституционного Суда относится рассмотрение вопросов о соответствии отдельных положений действующих нормативно-правовых актов Конституции РФ. Конституция в правовой системе каждого демократического государства занимает особое, основополагающее место, поскольку нормы конституции направлены на регулирование наиболее важных общественных отношений. Кроме того, конституция обладает признаком наивысшей юридической силы в стране. Среди отличительных особенностей конституции как основного закона страны следует выделить следующие: 1. Конституция является нормативно-правовым актом, который принимается непосредственно путем волеизъявления народа, как правило, всенародным голосованием на референдумах, как Конституция Российской Федерации 1993 года. 2. Характерной чертой конституции в силу особенностей принятия является её учредительный характер, что проявляется в провозглашении её принципов непререкаемыми, отведении конституции центральной роли в правовой системе государства, установлении обязанности по всеобщему соблюдению конституционных норм. 3. Конституция имеет прямое действие в регулировании сфер общественных отношений, на которые она распространяет свое воздействие. Положения и принципы конституции регулируют практически все сферы общественных отношений: экономическую, политическую, финансовую, культурную, духовную, международное сотрудничество и т.д. Конституция поистине имеет всеобъемлющее влияние. 4. Конституция наделяется специальными юридическими свойствами: она обладает верховенством на всей территории страны и высшей юридической силой по сравнению со всеми другими нормативно-правовыми актами, которые не должны ей противоречить. Кроме того, порядок принятия и внесения изменений в конституцию четко регламентирован и, как правило, прописывается в тексте самой конституции. На основании изложенных квалификационных признаков можно дать следующее определение понятия «конституция» - это единый нормативно-правовой акт, принимаемый народом государства, которому присущи особые юридические свойства, учреждающий основополагающие принципы устройства государства и общества, определяющий механизм осуществления государственной власти, устанавливающий охраняемые государственной властью гарантированные каждому человеку права и свободы, а также закрепляет его взаимные обязанности. М.В. Баглай, рассматривая роль конституции в правовой системе государства, отмечает, что «конституция является основополагающим самостоятельным источником конституционного права, а законы РФ о поправках к федеральной Конституции, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы, принимаемые представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации лишь дополняют её»[19]. Сущность Конституции заключается в проявлении её основных юридических свойств, которые характерную особенность данного правового акта: 1) конституция является основным законом в государстве; 2) обладает высшей юридической силой по сравнению со всеми иными нормативно-правовыми актами, принятыми и действующими в государстве; 3) имеет неспосрественное и прямое действие; 4) является основой всей правовой системы; 5) конституции присущ признак стабильности. Конституция РФ является кодифицированным конституционным актом, представляющим единый документ, в котором содержатся положения, закрепляющие и регулирующие различные стороны общественных отношений. Так, Конституция РФ формирует основы гражданского законодательства, устанавливая принцип охраны права частной собственности, владения, пользования и распоряжения собственностью единолично и совместно с другими лицами, гарантирует право наследования и т.д. Уголовное судопроизводство основывается на закрепленных Конституцией положениях: о гарантировании каждому судебной защиты его прав (статья 46), возможности рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей (статья 47), гарантии предоставления бесплатной юридической помощи (статья 48), провозглашении принципа презумпции невиновности (статья 49), недопустимости повторного осуждения за одно и тоже преступление (статья 50) и т.д. Впервые с исторической точки зрения 12 декабря 1993 года население Российской Федерации на референдуме приняло новую Конституцию. Однако, некоторыми лицами делается попытка принизить правовое значение и легитимность принятой Конституции, поскольку участие в конституционном референдуме приняло 54% граждан России, имеющих право на участие в референдуме, из которых более 58 % проголосовали за принятие вынесенного на голосование проекта. Данная точка зрения имеет право на существование, но факт невысокого процента участия граждан в голосовании по проекту новой Конституции не может являться причиной для признания Конституции 1993 года не легитимной.
2.3. Вопрос конституционализации российской правовой системы
Поскольку Конституция РФ является общим источником российского права, постольку конституционализация, по сути, есть конституционно-правовое позитивирование национального права и законодательства, адекватно производное от конституционного метатекста. Фокус и центр конституционализации находятся в сфере позитивного конституционного (в широком смысле) права и его вторичной - законодательной - формы, а ее необходимыми научными и мировоззренческими предпосылками, с одной стороны, и залогом практического восприятия результатов, с другой стороны, выступают конституционное правопонимание и правосознание. Конституционализация - это перманентный процесс достоверного и надлежащего - в дискурсе цели и ценности конституционности - объективирования и оформления национальной правовой материи во всех конституционно признанных и допустимых для нее первичных (спекулятивно-умозрительных) и вторичных (материально-письменных) формах[20]. Камертоном же конституционализации выступает осознание того факта, что буква и дух Конституции РФ требуют признания, государственного гарантирования и обеспечения непосредственно действующих неотчуждаемых прав и свобод человека (ст. 2, 17 и 18). Концепт конституционализации не сводим ни к политизированным призывам модернизации правовой системы, ни к теоретико-правовым конструктам традиционного правотворчества. Ознакомление с подобными работами вызывает порой недоумение. Так, новейшие неопозитивистские исследования по теории правообразования находят в Конституции РФ лишь базовые параметры правотворческих отношений властных субъектов[21]. Даже в концептуальных разработках проблемы легитимации юридических норм - в контексте учтенных закономерностей развития их системы на основе конституционных, по сути, критериев - о Конституции РФ может и не упоминаться[22]. Только «номинальные» конституционалисты остаются в конечном счете «верны» конституционному языку современного права, а следовательно - и самой Конституции РФ. Идея конституционализации российской правовой системы была заявлена вскоре после принятия Конституции РФ и изначально увязывалась преимущественно с феноменом ее прямого действия, а также особыми свойствами конституционно-правовых норм (в широком смысле), оказывающих влияние на все отрасли права. Вполне очевидной изначально представлялась и ключевая роль Конституционного Суда РФ в обеспечении такого воздействия. При этом соотношение феномена конституционализации с обеспечением основных прав и свобод если и обозначалось, то без развернутой теоретической проработки. Этот аспект представлялся всегда наиболее значимым и предопределяющим имманентную связь теории конституционализации с общей теорией конституционного правопользования. Трудно утверждать, что соответствующие обоснования получили широкую поддержку в науке права, хотя актуальность самого подхода в принципе не оспаривается. Наиболее близкую в этом отношении позицию представляют труды Н.С. Бондаря, хотя у него конституционализация представлена, скорее, в контексте решений Конституционного Суда РФ[23]. Действительно, именно концептуально взвешенный характер властно-нормативного воздействия Конституционного Суда РФ на российское законодательство и все сферы общественной жизни ведет к их конституционной юридизации. Не подлежит сомнению и то, что права и свободы человека, будучи доминантой всех юридически значимых процессов, не могут и не должны - по сути своей - противопоставляться иным конституционным ценностям. Вряд ли, однако, можно признать, что они уже получили четко выраженные нормативно-правовые начала. Н.В. Витрук, например, характеризовал конституционализацию как «нарастающий процесс реализации конституционных установлений (принципов, норм и др.) в законотворчестве, в сфере частного и публичного права, в судебной и иной правоприменительной практике по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина»[24]. Важное значение имеют также выводы ученого о направленности практики Конституционного Суда РФ на конституционализацию всей нормативно-правовой системы и об органической связи процесса конституционализации с перестройкой конституционно-правового сознания. Начальным и определяющим этапом конституционализации выступает сущностно-содержательное форматирование тех прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, для которых, путем соответствующего осмысленного преобразования национальных систем права и законодательства, намечаются более качественные - в сравнении с существующими (ранее достигнутыми) - режимы их опосредования, т.е. обеспечения возможностей практического осуществления в объемах конкретизированных возможностей и требований. Соответствующий этап характеризуется (должен характеризоваться) поэтому решающим преобладанием элементов и практик доктринального и доктринально-нормативного характера. Также очевидно, что любое доктринально-нормативное положение, правовая позиция органа конституционной юстиции есть известное синтезирующее обобщение. Доктринальное убеждение Конституционного Суда РФ в том, что и право на предпринимательскую деятельность, и другие формы правовой конкретизации конституционной свободы личности (в сферах политики, науки, творчества, гражданских коммуникаций) есть полномочия, солидарные по своей сути, вполне могло бы стать движителем конституционализации российской правовой системы. Именно в качестве солидарных все непреложные личностные прерогативы должны признаваться, соблюдаться и защищаться в Российской Федерации. Именно в рамках соответствующей стратегической установки выверенное обновление системы права, усовершенствование системы законодательства, функционально-кадровая реформа судебной системы и исполнительной власти послужили бы конституционному оздоровлению российского общества и - в перспективе - конституционному обновлению российской государственности. Подводя итоги рассмотрения второй главы курсовой работы, отметим, что в качестве источников конституционного права следует рассматривать нормативно-правовые акты, с помощью которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционные нормы. Предметом правового регулирования закона как источника конституционного права Российской федерации являются общественные отношения, обусловленные содержанием предмета конституционного права и положениями Конституции РФ, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права. Конституция Российской Федерации как источник конституционного права устанавливает основополагающие принципы правового регулирования в Российской Федерации, выступает правовой основой всего российского законодательства, обладает высшей юридической силой на всей территории страны и имеет прямое действие. Иные принятые в Российской Федерации нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции страны. Сегодня конституции большинства стран мира основаны на общедемократических принципах устройства, не исключением чему является и Конституция Российской Федерации 1993 года. Сущность общедемократических конституций заключается в выражении интересов всего общества, провозглашении в государстве основных прав и свобод человека и гражданина, закреплении принципа разделения властей на исполнительную, законодательную, судебную власть. Сегодня значение конституционного права настолько велико, что многие исследователи, причем небезосновательно, говорят о процессе конституализации всей правовой системы страны. Действительно, Конституция РФ как основной источник конституционного права является также фундаментом развития иных отраслей права (гражданского, административного, уголовного, экологического, семейного, земельного и т.д.). Так, Конституция РФ содержит основные начала, принципы многих отраслей права, формируя их вектор формирования и развития. Заключение
В заключение настоящей курсовой работы подведем её итоги и сформулируем следующие выводы. 1. Отличительной особенностью конституционного права является предмет его регулирования - наиболее основополагающие и фундаментальные для общества и государства общественные отношения. В теории конституционного права в предметом данной отрасли права включают общественные отношения, которые возникают в процессе реализации суверенитета российского народа и обеспечения функционирования демократических институтов. Конституционное право, как и любая иная отрасль права, оказывает определенное воздействие на процесс регулирования общественных отношений путем установления различных императивных предписаний, методов и способов дозволения, норм запретов. Не смотря на отсутствие у конституционного права собственного метода правового регулирования, отличительной особенностью метода конституционно-правового регулирования является принцип императивности, т.е. преобладания властных предписаний и правил. 2. Конституционно-правовые нормы обладают общими признаками, характерными для любой правовой нормы: универсализм, обеспеченность силой государственного принуждения, признак неперсонифицированности, сознательно-волевой характер. Но в тоже время они обладают рядом отличительных особенностей: некоторые нормы носят декларативный характер, в их структуре редко присутствует санкция, но и обладают принципом учредительности, что проявляется в базировании отраслей российского законодательства на установленных конституционными нормами принципах. Можно с уверенностью говорить, что российское конституционное право является ведущей, основополагающей отраслью отечественного права, содержащей в себе совокупность правовых норм, которые регулируют правовое положение личности и её статус, закрепляют основные права и свободы человека и гражданина, устанавливают основы функционирования различных институтов гражданского общества, экономической, финансовой, политической социальной, культурной сфер жизни общества, закрепляют принципы построения основ государственного строя и публичной власти. 3. В качестве источников конституционного права выступают признаваемые национальной правовой системой юридические формы внешнего выражения (закрепления) конституционно-правовых норм. Источники конституционного права представляют собой иерархичную и соподчиненную систему правовых актов, в которых содержатся нормы конституционного права.Конституция Российской Федерации как источник конституционного права устанавливает основополагающие принципы правового регулирования в Российской Федерации, выступает правовой основой всего российского законодательства, обладает высшей юридической силой на всей территории страны и имеет прямое действие. Иные принятые в Российской Федерации нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции страны. Сегодня конституции большинства стран мира основаны на общедемократических принципах устройства, не исключением чему является и Конституция Российской Федерации 1993 года. Сущность общедемократических конституций заключается в выражении интересов всего общества, провозглашении в государстве основных прав и свобод человека и гражданина, закреплении принципа разделения властей на исполнительную, законодательную, судебную власть. 4. Сегодня значение конституционного права настолько велико, что многие исследователи, причем небезосновательно, говорят о процессе конституализации всей правовой системы страны. Действительно, Конституция РФ как основной источник конституционного права является также фундаментом развития иных отраслей права (гражданского, административного, уголовного, экологического, семейного, земельного и т.д.). Так, Конституция РФ содержит основные начала, принципы многих отраслей права, формируя их вектор формирования и развития. Список использованной литературы 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2009. 2. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. курс. М., 2005. 3. Агапов А.Б. Административное право: Учебник. М., 2004. 4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2005. 5. Богданова Н.А. К новой концепции преподавания конституционного права // Государство и право. 1994. № 7. С. 12 - 13. 6. Бондарь Н.С. Конституционализация социально-экономического развития российской государственности (в контексте решений Конституционного Суда РФ). М.: ООО «Викор-Медиа», 2006. 7. Витрук Н.В. Верность Конституции: Монография. М.: Изд-во РАП, 2008. 8. Дзыбова С.Г. Теоретическое исследование понятия правовой системы // Российская юстиция. 2012. № 4. С. 54 - 56. 9. Канунникова Н.Г. О понятии принципов государственного управления // Административное право и процесс. 2012. № 2. С. 8 - 11. 10. Карташов В.Н. Инновационные и традиционные подходы к исследованию конституционных правоотношений // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 3. С. 12 - 16. 11. Козлов А.Е. Конституционное право. М., 1996. 12. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2009. 13. Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова. М., 2010. 14. Крусс В.И. Понятие, актуальность и формы конституционализации права // Вестник ТвГУ. Серия Право. 2012. № 19. С. 104 - 119. 15. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001. 16. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002. 17. Ломовский В.Д. О методе конституционного регулирования // Журнал российского права. 1998. № 4/5. С. 93. 18. Лукьянова Е.А. Еще раз о предмете конституционного права с позиции нового тысячелетия // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 1. С. 13 - 17. 19. Мальцев Г.В. Социальные основания права. М.: Норма, 2007. 20. Постников А.Е. О конституционно-правовом методе регулирования // Журнал российского права. 2012. № 12. С. 32 - 38. 21. Придворов Н.А., Трофимов В.В. Правообразование и правообразующие факторы в праве: Монография. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012. 22. Пугачев А.Н. Особенности структуры конституционно-правовых норм // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 1. С. 5 - 10. 23. Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений // Правоведение. 2003. № 1. 24. Сорокин В.Д. Метод правового регулирования. Теоретические проблемы. М., 1976. 25. Суворов Г.Н. Систематизация источников российского конституционного права // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 3. С. 3 - 6. 26. Цалиев А.М. Об изучении конституционного права и его институтов в контексте совершенствования юридического образования // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 5. С. 21 - 24. 27. Червонюк В.И. Конституционное право России. М., 2004. 28. Уманский Я.Н. Советское государственное право. М., 1970. 29. Югов А.А. О методах отрасли российского конституционного (кратологического) права // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 4. С. 8 - 13. [1] Червонюк В.И. Конституционное право России. М., 2004. С. 7. [2] Козлов А.Е. Конституционное право. М., 1996. С. 1-2. [3] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2005. С. 5. [4] Агапов А.Б. Административное право: Учебник. М., 2004. С. 71. [5] Канунникова Н.Г. О понятии принципов государственного управления // Административное право и процесс. 2012. № 2. С. 8 - 11. [6] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2009. [7] Сорокин В.Д. Метод правового регулирования. Теоретические проблемы. М., 1976. С. 113 - 114. [8] Уманский Я.Н. Советское государственное право. М., 1970. С. 6. [9] Ломовский В.Д. О методе конституционного регулирования // Журнал российского права. 1998. № 4/5. С. 93. [10] Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. курс. М., 2005. С. 56. [11] Постников А.Е. О конституционно-правовом методе регулирования // Журнал российского права. 2012. № 12. С. 32 - 38. [12] Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001. С. 26. [13] Авакьян С.А. Указ. соч. С. 59. [14] Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова. М., 2010. С. 124. [15] Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 1. М.: Юристъ, 2005. С. 87. [16] Пугачев А.Н. Особенности структуры конституционно-правовых норм // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 1. С. 5 - 10. [17] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. М.: Норма, 2005. С. 18. [18] Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002. С. 19. [19] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. М.: Норма, 2005. С. 87. [20] Крусс В.И. Понятие, актуальность и формы конституционализации права // Вестник ТвГУ. Серия Право. 2012. № 19. С. 104 - 119. [21] Придворов Н.А., Трофимов В.В. Правообразование и правообразующие факторы в праве: Монография. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012. С. 60 - 61 [22] Мальцев Г.В. Социальные основания права. М.: Норма, 2007. С. 736 -768. [23] Бондарь Н.С. Конституционализация социально-экономического развития российской государственности (в контексте решений Конституционного Суда РФ). М.: ООО «Викор-Медиа», 2006. С. 6 – 8. [24] Витрук Н.В. Верность Конституции: Монография. М.: Изд-во РАП, 2008. С. 250.
|