Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основными исследовательскими методами являются наблюдение
и эксперимент. Наблюдение и эксперимент применяются во многих дру- гих науках, и поэтому их можно считать общенаучными. Кроме этих мето- дов используются и другие методы, которые специфичны для социальных наук, в том числе для психологии и педагогики, и позволяют конкретизи- ровать и реализовать в соответствии с задачами исследования требования методологических положений. Это следующие исследовательские методы: метод беседы, метод изучения процесса и продуктов деятельности, ме- тод анкетирования, метод тестирования, оценивания и др. При использовании исследовательских методов в зависимости от того, какие задачи необходимо решать, приходится выявлять и фиксировать ус- ловия возникновения и особенности протекания изучаемых психических явлений, определять процедуру проведения исследования, снятия данных экспериментов, их анализа и интерпретации. Для решения подобных задач используются конкретные методики психологического TD0 Tc(исследования. Их арсенал достаточно широк, все они выступают как способы (средства) конкретизации и воплощения исследовательского метода. Например, если тестирование есть исследовательский метод, то в качестве методик, конкретизирующих и реализующих этот метод, выступают конкретные тесты (методики). При характеристике исследовательских методов можно условно под- разделять их на методы эмпирического и методы теоретического исследо- вания. Эмпирическое знание есть знание об основных параметрах исследуе- мых объектов, о функциональных связях между этими параметрами, о по- ведении объектов. В качестве эмпирических данных об изучаемом объекте выступают такие свойства, связи и отношения вещей и явлений, которые обнаруживаются в ходе практической деятельности, наблюдений, экспе- риментов. Характерный признак эмпирического объекта – возможность его чувственного отражения. Результаты анализа эмпирических данных исследования выражаются не только в форме установления фактов, но и в виде эмпирических обоб- щений. Теоретическое знание и используемые для его добывания методы свя- заны с отвлечением от опыта, фактов, т.е. от эмпирической базы, и с мыс- ленным проникновением в сущность процессов, с выявлением внутренних связей, структур, движущих сил и факторов, тенденций и динамики разви- тия. К исследовательским методам, позволяющим получить эмпирические данные психолого-педагогического процесса, следует отнести: изучение литературы и документов, изучение результатов деятельности, наблюде- ние, опрос, оценивание (метод независимых экспертов или компетентных судей), создание диагностических ситуаций и др. По сути, в каждом из видов обследования и поисковой работы исполь- зуется комплекс методов. Применение каждого исследовательского метода реализуется путем использования соответствующего арсенала методик (средств и приемов). Рассмотрим основные характеристики и о особенности каждого иссле- довательского метода. Начнем с методов эмпирического исследования.
|