Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основными исследовательскими методами являются наблюдение






и эксперимент. Наблюдение и эксперимент применяются во многих дру-

гих науках, и поэтому их можно считать общенаучными. Кроме этих мето-

дов используются и другие методы, которые специфичны для социальных

наук, в том числе для психологии и педагогики, и позволяют конкретизи-

ровать и реализовать в соответствии с задачами исследования требования

методологических положений. Это следующие исследовательские методы:

метод беседы, метод изучения процесса и продуктов деятельности, ме-

тод анкетирования, метод тестирования, оценивания и др.

При использовании исследовательских методов в зависимости от того,

какие задачи необходимо решать, приходится выявлять и фиксировать ус-

ловия возникновения и особенности протекания изучаемых психических

явлений, определять процедуру проведения исследования, снятия данных

экспериментов, их анализа и интерпретации. Для решения подобных задач

используются конкретные методики психологического TD0 Tc(исследования. Их арсенал достаточно широк, все они выступают как способы (средства) конкретизации и воплощения исследовательского метода. Например, если тестирование есть исследовательский метод, то в качестве методик, конкретизирующих и реализующих этот метод, выступают конкретные тесты (методики).

При характеристике исследовательских методов можно условно под-

разделять их на методы эмпирического и методы теоретического исследо-

вания.

Эмпирическое знание есть знание об основных параметрах исследуе-

мых объектов, о функциональных связях между этими параметрами, о по-

ведении объектов. В качестве эмпирических данных об изучаемом объекте

выступают такие свойства, связи и отношения вещей и явлений, которые

обнаруживаются в ходе практической деятельности, наблюдений, экспе-

риментов. Характерный признак эмпирического объекта – возможность

его чувственного отражения.

Результаты анализа эмпирических данных исследования выражаются

не только в форме установления фактов, но и в виде эмпирических обоб-

щений.

Теоретическое знание и используемые для его добывания методы свя-

заны с отвлечением от опыта, фактов, т.е. от эмпирической базы, и с мыс-

ленным проникновением в сущность процессов, с выявлением внутренних

связей, структур, движущих сил и факторов, тенденций и динамики разви-

тия.

К исследовательским методам, позволяющим получить эмпирические

данные психолого-педагогического процесса, следует отнести: изучение

литературы и документов, изучение результатов деятельности, наблюде-

ние, опрос, оценивание (метод независимых экспертов или компетентных

судей), создание диагностических ситуаций и др.

По сути, в каждом из видов обследования и поисковой работы исполь-

зуется комплекс методов. Применение каждого исследовательского метода

реализуется путем использования соответствующего арсенала методик

(средств и приемов).

Рассмотрим основные характеристики и о особенности каждого иссле-

довательского метода. Начнем с методов эмпирического исследования.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал