![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наблюдение. Наблюдение является одним из основных исследовательских методов
Наблюдение является одним из основных исследовательских методов в психологии и педагогике, да и не только в этих науках. Наблюдение в психологии и педагогике есть целенаправленное и сис- тематическое восприятие исследователем действий и поведения человека или особенностей протекания изучаемого явления или процесса и их спе- цифических изменений. Наблюдение не только направлено на восприятие чувственно данных явлений, оно должно также привести к психологиче- скому, педагогическому или психолого-педагогическому осмыслению за- фиксированных данных и их научному объяснению, т.е. к установлению фактов. Применение метода наблюдения завершается анализом и установ- лением взаимосвязи между фактами наблюдения и высказыванием пред- положений или утверждений, приближающих исследователя к пониманию оснований возникновения и протекания исследуемого явления или особен- ностей поведения изучаемого человека. Видов наблюдений существует много. Их выделяют по различным признакам. По признаку «временной» организации различают наблюдение непрерывное и дискретное. По объему – широкое (например, ведутся на- блюдения за группой в целом или за процессом развития личности как та- ковым) и узкоспециальное, направленное на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов. По типу связи наблюдателя и наблюдае- мого различают наблюдения невключенные и включенные. В невключен- ном наблюдении позиция исследователя открыта, и участники, особенно на первых порах, ощущают неудобство, понимая, что за ними наблюдают. Выгоднее всего позиция так называемого включенного наблюдения – ко- гда исследователь выступает участником деятельности коллектива. Наблюдение как исследовательский метод имеет ряд существенных черт, которые отличают его от обыденного восприятия человеком проис- ходящих событий. Назовем некоторые из них. 1. Целенаправленность наблюдения. 2. Аналитический характер наблюдения. 3. Комплексность наблюдения. 4. Систематичность наблюдения. Эти и другие черты одновременно являются требованиями, которым надо следовать при организации наблюдения. Отметим, что этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучае- мый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуа- ции, делать точные замеры. Поэтому результаты наблюдений нужно со- поставлять с данными, полученными другими методами, дополнять и уг- лублять их. Беседа Беседа как исследовательский метод позволяет глубже познать психо- логические особенности личности человека, характер и уровень его зна- ний, интересов, мотивов действий и поступков путем анализа данных, по- лученных в ответах на поставленные и предварительно продуманные во- просы. Сама беседа отличается сравнительно свободным построением плана, взаимным обменом мнениями, оценками, предложениями и предпо- ложениями. Беседа проходит в форме личного общения по специально со- ставленной программе. Успешность проведения беседы зависит от соблюдения ряда условий. Поскольку в беседе помимо выявления опыта и точек зрения возмож- ны обсуждения, споры, элементы дискуссий, постольку ее проведение тре- бует располагающего к открытости контакта исследователя с испытуемым, раскрепощенности эмоциональных реакций, доверия и взаимопонимания. Обычно процесс беседы не сопровождается протоколированием, про- токол составляют после беседы. Метод беседы в зависимости от характера вопросов и самого исследо- вания может превращаться в метод опроса. Опрос Метод опроса используется в двух основных формах: в виде интер- вью (устного опроса) и в виде анкетирования (письменного опроса). Интервью – разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения опрашиваемого по его ответам на какой-либо заранее сформулированный вопрос или группу вопросов. В отличие от бе- седы двух или более собеседников, каждый из которых в принципе равно- правен и должен высказать свое суждение, дать оценку, определить пози- цию, интервьюера интересует именно мнение и оценка лица, которого оп- рашивают (респондента). По цели, которую стремится реализовать исследователь, выделяют интервью мнений, выясняющее оценки явлений, событий, и интервью до- кументальное, связанное с установлением фактов (Н. В. Кузьмина). Анкетирование – разновидность опроса, в котором ставятся и дости- гаются те же цели на основе анализа письменных ответов респондентов. Во всех формах опроса целевая установка исследователя выражается в виде гипотезы (или гипотез), выделяются признаки, наличие или отсут- ствие которых позволяет делать выводы об искренности и достоверности ответов. К числу таких признаков в интервью относят и поведение опра- шиваемых, например, заинтересованные, активные ответы, или, напротив, желание уйти от ответа, невольные паузы, особенности мимики и жести- куляции, характер поведения, эмоциональные реакции (т.е. невербальная информация). При использовании опроса очень важна однозначная, ясная, четкая постановка вопроса. Нельзя задавать вопросы подсказывающего характера. Далеко не всегда полезно ставить вопросы в лоб. Вопросы и вопросники (анкеты) могут быть открытого типа, в кото- рых ответ формулируется самим опрашиваемым (в интервью всегда во- просы предлагаются отрытыми). Открытые вопросы являются обычно прямыми и выявляют непосредственно осознаваемые особенности испы- туемых или их суждения по поводу исследуемых вопросов. Они требуют самостоятельного формулирования ответа. Выделяют также вопросы и вопросники полузакрытого типа, при ра- боте с которыми ответ можно выбрать из предложенных вариантов или сформулировать свой собственный, если предложенные готовые ответы не устраивают респондента, и закрытого типа, когда опрашиваемым необхо- димо выбрать один из предлагаемых готовых ответов. Анкеты с закрыты- ми вопросами, естественно, ограничивают возможности отвечающих, но такие анкеты лучше поддаются математической обработке. Встречаются анкеты, в которых используются вопросы закрытого ти- па, требующие альтернативного ответа «да» или «нет», а также ответов по балльной системе. Применение _u_e_U_p_dтаких вопросников приближает, а иногда и возвращает исследователя к использованию исследовательского метода тестирования. Вопросы анкет должны быть взаимосвязаны и частично по содержа- нию перекрывать друг друга, что позволяет проверить достоверность отве- тов. Вся анкета (вводная часть, стиль вопросов и т.д.) должна быть по- строена так, чтобы располагать респондентов к откровенности, но и не внушать им ответ. Анкетирование дает возможность предложить вопросники большому числу людей, однако нет оснований утверждать, что все они могут дать искренние и полные ответы. Тем не менее полученные письменные ответы анализируются, обрабатываются методами математической статистики и могут служить основой для получения ориентировки в проблеме, выяв- ления имеющей место тенденции в группе и формулирования определен- ных выводов. Погрешность от неверных, неискренних и неточных ответов будет тем меньше, чем больше будет охвачено респондентов и чем пред- ставительнее будет их состав. Очень часто при оценке и использовании ответов важно знать, кому принадлежит оценка, мнение, совет или предложение, насколько в них от- разилась позиция той или иной группы. Поэтому в анкету (обычно ано- нимную) полезно включить общие данные, характеризующие респондента (пол, возраст, стаж, профессия, должность, участие в том или ином виде деятельности, степень успешности в этой деятельности и др.). Тестирование (метод тестов) Тестирование – это исследовательский метод, который позволяет вы- явить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие зада- ния принято называть тестами. Тест – это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойст- ва у испытуемого, его психологические характеристики, а также отноше- ние к тем или иным объектам. В результате тестирования обычно получа- ют некоторую количественную характеристику, показывающую меру вы- раженности исследуемой особенности у личности. Она должна быть соот- носима с установленными для данной категории испытуемых нормами. Значит, с помощью тестирования можно определить имеющийся уровень развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний период. Существуют определенные правила проведения тестирования и ин- терпретации полученных результатов. Эти правила достаточно четко про- работаны, и основные из них имеют следующий смысл: 1) информирование испытуемого о целях проведения тестирования; 2) ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению тесто- вых заданий и достижение уверенности исследователя в том, что инструк- ция понята правильно; 3) обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми; сохранение нейтрального отношения к тестируе- мым, уход от подсказок и помощи; 4) соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов, которыми сопровожда- ется каждый тест или соответствующее задание; 5) предупреждение распространения полученной в результате тести- рования психодиагностической информации, обеспечение ее конфиденци- альности; 6) ознакомление испытуемого с результатами тестирования, сообще- ние ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом принципа «Не навреди!»; в этом случае возникает необходимость решения серии этических и нравственных задач; 7) накопление исследователем сведений, полученных другими иссле- довательскими методами и методиками, их соотнесение друг с другом и определение согласованности между ними; обогащение своего опыта ра- боты с тестом и знаний об особенностях его применения. Выделяют также несколько типов тестов, каждому из которых сопут- ствуют соответствующие процедуры тестирования. Тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов. Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными. К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, соответствующие субтесты теста Векслера и т.д., а также тесты-задания на обобщение, клас- сификацию и множество других тестов исследовательского характера. Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформиро- ванности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельно- сти. В качестве примеров могут служить все случаи тестовых экзаменаци- онных испытаний. На практике обычно применяются «батареи» тестов достижений. Личностные тесты предназначены для выявления свойств личности испытуемых. Они многочисленны и разнообразны: существуют опросники состояний и эмоционального склада личности (например, тесты тревожно- сти), опросники мотивации деятельности и предпочтений, определения черт характера личности и отношений. Имеется группа тестов, называемых проективными, которые позво- ляют выявить установки, неосознаваемые потребности и побуждения, тревоги и состояние страха. Применение тестов всегда связано с измерением проявления того или иного психологического свойства и оценкой уровня его развития или сформированности. Поэтому важное значение имеет качество теста. Каче- ство теста характеризуется критериями его точности, т.е. надежностью и валидностью. Надежность теста определяется тем, насколько получаемые показате- ли являются стабильными и насколько они не зависят от случайных фак- торов. Разумеется, речь идет о сравнении показаний одних и тех же испы- туемых. Это значит, что надежному тесту должна быть свойственна согла- сованность показателей тестирования, полученных при повторном тести- ровании, и можно быть уверенным в том, что тест выявляет одно и то же свойство. Применяются разные способы проверки надежности тестов. Один способ – это только что упомянутое повторное тестирование: если результаты первого и через определенное время проводимого повторного тестирования покажут наличие достаточного уровня корреляции, то это будет свидетельствовать о надежности теста. Второй способ связан с при- менением другой эквивалентной формы теста и наличием высокой корре- ляции между ними. Возможно и применение третьего способа оценки на- дежности, когда тест допускает его расщепление на две части и одна и та же группа испытуемых обследуется с применением обеих частей тес- та. Надежность теста показывает, насколько точно измеряются психологи- ческие параметры и насколько высокой может быть мера доверия исследо- вателя к полученным результатам. Валидность теста отвечает на вопрос о том, что именно выявляет тест, насколько он пригоден для выявления того, для чего он предназначен. Например, тесты способностей нередко выявляют несколько иное: натре- нированность, наличие соответствующего опыта или, наоборот, его отсут- ствие. В таком случае тест не отвечает требованиям валидности.
|