Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные положения. Цель работы –исследовать устойчивость движения автомобиляСтр 1 из 2Следующая ⇒
УСТОЙЧИВОСТЬ АВТОМОБИЛЯ
Цель работы –исследовать устойчивость движения автомобиля. Используемое оборудование: макет автомобиля БелАЗ, поверхность с переменным поперечным уклоном, измерительный инструмент.
Основные положения
При потере поперечной устойчивости автомобиль начинает либо скользить по дороге, либо опрокидывается. Потеря поперечной устойчивости является следствием действия на автомобиль боковой силы, которая может быть результатом возникновения центробежной силы при повороте автомобиля, составляющей силы тяжести при движении по косогору, бокового ветра и т.п.
Движение по окружности на горизонтальной поверхности Для определения боковой силы, вызывающей занос автомобиля, рассмотрим рис. 1. Принято допущение: шины автомобиля в поперечном направлении не деформируются. Точка точка
При равномерном движении автомобиля по кругу с постоянным радиусом центробежная сила равна
где
Вместе с тем
где
Рис. 1. Движение автомобиля на повороте
После преобразования уравнения (1) с учетом выражений (2) получим
Отсюда можно определить поперечную составляющую центробежной силы:
Показателями поперечной устойчивости автомобиля являются максимально возможные скорости движения (критические скорости, рис. 2, а). При движении по горизонтальному участку дороги с поворотом (см. рис. 2, а) под действием боковой силы автомобиль может либо опрокинуться относительно оси, проходящей через центры контактов шин наружных колес с дорогой, либо начать скользить (занос). При опрокидывании уравнение моментов выглядит следующим образом:
где
В момент начала опрокидывания внутренние (по отношению к центру поворота) колеса автомобиля отрываются от дороги. В этом случае
Подставив вместо силы
где Однако автомобиль проектируется таким образом, чтобы сила, его опрокидывающая, была больше силы, вызывающей занос. В таком случае боковая сила растет до тех пор, пока имеется возможность роста боковой реакции дороги из условий сцепления. При достижении боковой силой значения, равного максимальному из условий сцепления, начинается занос автомобиля, что обычно предотвращает его опрокидывание, т.е. критическая скорость начала заноса должна быть меньше скорости начала опрокидывания. При заносе баланс сил
где Известно, что коэффициент сцепления
Отсюда, учитывая выражение (4), получим критическую скорость при заносе автомобиля
а б
Рис. 2. Схема к расчету показателей поперечной устойчивости: а – критических скоростей; б – критических углов косогора Движение по дороге с поперечным уклоном При движении автомобиля по дороге с поперечным уклоном потеря устойчивости возможна вследствие действия поперечной составляющей силы тяжести, равной При опрокидывании уравнение моментов относительно точки
В момент начала опрокидывания внутренние колеса отрываются от дороги, т.е.
Разделив левую и правую части уравнения (11) на
Критический угол косогора при опрокидывании определится из уравнения (12):
Занос автомобиля на косогоре начнется при достижении боковыми реакциями максимальной силы сцепления:
Разделив (14) на
Отсюда критический угол косогора по условиям заноса
В рассмотренных выше вариантах предполагается занос всего автомобиля, но обычно начинают скользить колеса одного из мостов. Из теории автомобиля известно, что колесо продолжает устойчивое качение, пока результирующая касательных сил в пятне контакта колеса с дорогой не превышает максимальной по условиям сцепления
Отсюда
Таким образом, поперечная сила, которую можно приложить к колесу, не вызывая его скольжения, тем больше, чем больше сила сцепления На рис. 3, а показан автомобиль, у которого передние колеса движутся поступательно со скоростью
аб
Рис. 3. Занос мостов автомобиля: а – заднего; б – переднего Поперечная составляющая
|