Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Травма зачатка зуба.






 

Ушиб зуба. Жалобы наболезненность усиливающаяся при накусывании. Иногда ушиб может сопровождаться разрывом сосудисто-нервного пучка, что определяется с помощью ЭОМ через 2-3 дня после травмы.

Лечение заключается в создании покоя для зуба, исключением твердой пищи или сошлифовыванием режущего края коронки антогониста. При необратимых нарушениях – трепанация коронки, удаление некротизированной пульпы и пломбирование канала с последующим восстановлением коронковой части зуба.

Вывих зуба - смещение зуба в лунке, возникающее при боковом или вертикальном направлении травмирующей силы.

Различают полный, неполный и вколоченный вывих. Вывих может быть изолированным или сочетаться с переломом корня зуба, альвеолярного отростка или тела челюсти.

Полный вывих зуба характеризуется выпадением его из лунки (зуб приносят в руках). Лечение состоит в реплантации зуба - трепанация зуба, удаление пульпы и пломбирование канала, затем после обработки корня и лунки антисептиком вводят зуб на место и фиксируют.

Неполный вывих – частичное смещение корня из альвеолы, сопровождающийся разрывом волокон периодонта.

Вколоченный вывих проявляется частичным или полным смещением зуба в лунке в сторону тела челюсти, приводящим к значительному разрушению костной ткани.

Больной при этом жалуется на боль в области зуба, подвижность зуба или укорочение зуба. При осмотре зуб выступает из зубного ряда или же зуб может определяться в глубине лунки. В первую очередь необходимо решить вопрос о целесообразности сохранения такого зуба, что определяется состоянием костной ткани у корня зуба.

Лечение заключается в установление зуба на прежнее место (под анестезией) и создании покоя (шинирование). При разрыве сосудисто-нервного пучка – необходимо удалить пульпу и провести эндодонтическое лечение.

Перелом зуба может произойти на любом участке зуба. Различают отлом части коронки, отлом всей коронки и перелом корня. Лечение зависит от потери тканей: при отломе части коронки без вскрытия полости зуба ее восстанавливают с использованием композитного пломбировочного материала, при плохих условиях фиксации пломбы используют парапульпарные штифты.

При вскрытии полости зуба в первую очередь проводят эндодонтическое лечение, затем утраченную часть коронки восстанавливают пломбировочным материалом (могут использоваться внутриканальные штифты).

При полном отломе - ортопедическое лечение.

Перелом корня зуба может быть поперечным, продольным, косым, оскольчатым. Наиболее неблагоприятным считаются продольный, оскольчатый и диагональный косой переломы, при которых зубы подлежат удалению.

При поперечном переломе многое зависит от его уровня. Если поперечный перелом произошел на границе верхней ¼ - 1/3 длины корня на середине, то после трепанации зуба и удаления пульпы канал пломбируют, а отломки соединяют специальными штифтами. Важно, чтобы штифт надежно скреплял отломки.

Хроническая травма может быть вследствие вредных привычек, профессиональных вредностей (травма резцов мунштуком трубки, стеклодувов, портных, откусывающих зубами нити, сапожников, держащие в зубах гвозди и т.д.). Жалобы при этом бывают только на эстетический дефект.

Лечение состоит в устранении травмирующего фактора с последующим восстановлением коронковой части.

Гиперестезия зубов – повышенная чувствительность тканей зуба к действию температурных, химических и механических раздражителей.

Существует несколько классификации гиперестезии:

 

- по распространенности:

I. Ограниченная форма проявляется обычно в области отдельных или нескольких зубов, чаще при наличии одиночных кариозных полостей и при клиновидных дефектах, а также после препарирования зубов под искусственные коронки, вкладки.

II. Генерализованная форма проявляется в области большинства или всех зубов, чаще в случае обнажения шеек и корней зубов при болезнях пародонта, пат.стирании зубов, множественном кариесе зубов, а также при множественной прогрессирующей форме эрозии зубов.

- по происхождению:

I. Гиперестезия дентина, связанная с потерей твердых тканей зуба:

а. в области кариозных полостей;

б. возникающая после препарирования тканей зуба под искусственные коронки, вкладки и т.п.;

в. сопутствующее патологическое стирание твердых тканей зуба и клиновидным дефектам;

г. при эрозии твердых тканей зубов.

II. Гиперестезия дентина, не связанная с потерей твердых тканей зуба:

а. гиперестезия дентина обнаженных шеек и корней зубов при пародонтозе и др.болезнях пародонта;

б. гиперестезия дентина интактных зубов (функциональная), сопутствующая общим нарушения в организме.

- по клиническому течению:

Степень I – ткани зуба реагируют на температурный (холод, тепло) раздражитель; порог электровозбудимости дентина (ЭВД) составляет 5-8 мкА.

Степень II – ткани зуба реагируют на температурный и химический (соленное, сладкое, кислое, горькое) раздражители; порог ЭВД – 3-5 мкА.

Степень III – ткани зуба реагируют на все виды раздражителей, ЭВД 1, 5-3, 5 мкА.

Диф.диагностику проводят с острым пульпитом.

Лечение:

Метод Федорова-Володкиной -

общее – назначение внутрь глицерофосфата или глюконата Са по 0, 5 г 3 раза в день; поливитамины 3-4 драже в сутки, фитоферолактола 1 г в сутки – в течение месяца;

местное – паста глицерофосфата Са на глицерине (6-7 процедур). В настоящее время широко применяют реминерализующую терапию (снятие налета, нанесение 10% р-ра глюконата Са или р-ра ремодента с последующим нанесением 1-2% р-ра фторида натрия или фтор-лака), внутрь назначают глюконат Са по 0, 5 – 3 раза в день в течении месяца.

 

 

1. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

Фильмы, муляжи, таблицы.

 

5. Практическая работа:

Название практической работы:

- профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

- заполнение карты пациента

Цель работы: научиться проводить профилактический осмотр.

Методика выполнения работы:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, лоток с набором стандартных инструментов.

Порядок выполнения работы:

1.опрос

2.Профилактический осмотр

3.Заполнение карты обследования

Результаты работы и критерии оценки: грамотно заполненная карта обследования.

2. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1. Строение эмали и дентина.

2. Некариозные поражения зубов, возникающие до прорезывания.

3. Классификацию некариозных поражений по МКБ-10 (ВОЗ, 1997)

4. Профессиональные заболевания. Клиника, диагностика, лечение.

3. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

· Патологическая стираемость. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Клиновидный дефект. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Эрозия твердых тканей зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Некроз твердых тканей зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Острые и хронические травмы зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Гиперестезия. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

8.Хронокарта учебного занятия:

  • Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) – 5 минут.
  • Оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние – 5 ми­нут.
  • Опрос сту­ден­тов – 35 ми­нут.
  • Приём пациентов - са­мо­стоя­тель­ная ра­бо­та сту­ден­тов (кон­троль и по­мощь пре­по­да­ва­те­ля), про­дол­жи­тель­ность это­го эта­па – 2 часа 35 минут.
  • Кон­троль вы­пол­не­ния прак­ти­че­ской час­ти, заполнение истории болезни – 15 минут
  • Подведение итогов занятия, за­да­ние на дом – 5 ми­нут.

9. Самостоятельная работа студентов:

·. Перечислите причины патологического стирания.

· Заполните таблицу (№2)

· Рекомендации, для людей с клиновидным дефектом

· Заполнить таблицу (№4)

· Установите соответствие диагноза и клинической картины (№5)

· Какие заболевания сопровождаются гиперестезией твердых тканей зуба

· Решить ситуационную задачу (№7)

· Составить ситуационную задачу по теме.

· Ответить на тестовые задания

10. Перечень учебной литературы к занятию:

1. Максимовский М. Ю. И соавтор. Терапевтическая стоматология. – М., 2002 г.

2.Николаев А. И., Цепов Л. М. Практическая терапевтическая стоматология. – М., 2004 г.

3. Боровский Е. В., Иванов В. С. Терапевтическая стоматология. – М.: - Медицина, 1998 г.

4. Терапевтическая стоматология: Учебник / Э. Хелвич, И. Климек.- Urb. & Schwarrenberg, Munchen, 1998.

5. Практическая стоматология. И. К. Луцкая. Справочное пособие. Минск“Беларусская наука”. 1999г

6. Михайленко А. М. И др. Диагностика в терапевтической стоматологии. Учебное пособие. Феникс. Ростов на Дону. 2006 г.

7. Муравьянникова Ж.Г. Профилактика стоматологических заболеваний

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал