![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тюмень 1999Стр 1 из 4Следующая ⇒
КАФЕДРА ГОСПИТАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ С КУРСОМ ЭНДОКРИНОЛОГИИ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К практическому занятию для студентов V курса лечебного Факультета ТГМА
ТЕМА: Болезни пищевода
Тюмень 1999
Время: 4 академических часа
Значение изучения темы: Актуальность данной темы обусловлена необходимостью знания основных диагностических критериев данной патологии с целью дифференциальной диагностики с другими заболеваниями и своевременной диагностики и профилактики основных осложнений
Общая цель: Ознакомиться с этиологией, патогенетическими теориями, классификацией БП, клиникой, диагностическими критериями заболевания и его осложнений, принципами лечения и реабилитации больных данной патологией.
Конкретные цели 1. Ознакомиться с этиологией и патогенезом БП. 2. Выявить и оценить основные клинические признаки основных заболеваний пищевода. 3. Ознакомиться с современными лабораторными и инструментальными методами диагностики БП. 4. Провести дифференциальный диагноз между основными заболеваниями пищевода (дивертикулит, ахалазия кардии рак пищевода и др.) на основании основных диагностических критериев. 5. Установить признаки осложнений заболеваний. 6. Сформулировать с учетом современных классификаций, формы, степени тяжести, распространенности процесса, осложнений полный диагноз заболеваний. 7. С использованием современных методов назначить индивидуализированное комплексное лечение основных БП. 8. На примере больного с заболеванием пищевода обучиться использованию в практической деятельности знаний особенностей жалоб, клинических симптомов и синдромов, а также дополнительных методов обследования для постановки диагноза, проведения дифференциальной диагностики и выработки лечебной тактики.
Студент должен знать:
1. Этиология и патогенез БП. 2. Классификация БП. 3. Характеристика основных клинических синдромов и симптомов БП. 4. Лабораторные и инструментальные методы диагностики БП. 5. Диагностика осложнений. 6. Критерии степени тяжести ахалазии кардии (кардиоспазма). 7. Определение, особенности клинической картины и диагностические признаки грыж пищеводного отверстия диафрагмы, эзофагитов, дивертикулов пищевода 8. Дифференциальная диагностика БП. 9. Основные принципы лечения БП.
Необходимо также иметь представление о методике проведения и интерпретации результатов контрастного рентгенологического исследования пищевода и эзофагоскопии.
Студент должен уметь:
1. Методика общего осмотра больного для оценки симптомов и синдромов при патологии пищевода. 2. Методика поверхностной и глубокой пальпации живота для оценки местных проявлений заболевания 3. Студент должен уметь сформулировать на основании жалоб, анамнеза и данных объективного исследования предварительный диагноз у больного с патологией пищевода. 4. С учетом данных лабораторного и инструментального исследования, опираясь на современные классификации, студент должен уметь сформулировать клинический диагноз у больного с патологией пищевода. 5. С учетом полученных данных студент должен уметь провести дифференциальный диагноз между основными заболеваниями пищевода с учетом распространенности онкологической патологии.
Вопросы базовых дисциплин, необходимые для изучения данной темы
1. Иметь представление об анатомической структуре, иннервации, а также об основных физиологических функциях пищевода (процесс жевания, глотания, перистальтика пищевода). 2. Владеть навыками клинического обследования ЖКТ. 3. Фармакологическая характеристика основных групп препаратов, используемых в лечении БП.
Содержание и методика занятия:
1. Преподаватель знакомит с планом занятия, напоминает о трудности дифференциальной диагностики заболеваний пищевода. По тестам программированного контроля проверят готовность студентов к занятию. 2. Самостоятельная работа -в палатах гастроэнтерологического отделения, с курируемыми больными, отработка практических навыков клинического обследования больных с целью подтверждения или отрицания диагноза заболеваний пищевода, обращая внимание: - на особенности жалоб б). клинической картины (признаки преимущественного поражения пищевода характеризуются симптомами дисфагии, болевым синдромом, изжогой, отрыжкой, пищеводной рвотой, руминацией, икотой, гиперсаливацией). в). ассистент проверяет ход курации, демонстрирует при необходимости приемы и методику объективного исследования, помогает в трактовке обнаруженных симптомов и синдромов заболеваний. 3. В учебной комнате совместно с преподавателем производится разбор клинических данных, лабораторных, инструментальных и функциональных проб (общего анализа крови, биохимического обследования крови, контрастного рентгенологического исследования, данных эзофагоскопии). На основании проанализированных данных преподаватель предлагает 2-3 студентам высказать свое мнение о диагнозе и обосновать его у данного конкретного больного. Исходя из диагноза обосновывается лечение больного и критерии его эффективности, оценивается ближайший и отдаленный прогноз заболевания. 4. Преподаватель напоминает студентам классификацию БП. Рассматриваются особенности клинической картины, диагностики, тактики и лечения основных заболеваний пищевода. 5. Преподавателем осуществляется контроль знаний по данной теме с акцентом на трудности в дифференциальной диагностике основных БП, имеющих сходные клинические и лабораторные симптомы. Форма контроля - фронтальный опрос. 6. Преподаватель подводит итоговый контроль усвоения темы занятия (форма контроля – фронтальный опрос), затем проводится решение ситуационных задач. 7. Домашнее задание.
|