![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философия Лейбница. Учение о монадах
1. Готфрид Лейбниц (1646 — 1716) — немецкий ученый-математик, юрист, философ —последний видный представитель философии нового времени и предшественник немецкой классической философии. Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма. В сфере его исследования основными являлись проблемы: • субстанции; • познания. 2. Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве. Во-первых, он отрицал дуализм Декарта в смысле разделения им всех субстанций на высшую — Бога и сотворенные им, но независимые субстанции и всех сотворенных — на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие). Во-вторых, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Декарта, так как разделил все модусы (единичные вещи — проявления субстанции) на два класса — протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции. В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие: • весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую, а единую природу; • данные субстанции называются монадами; • монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием; • монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением; • по своей сути монада — это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние; • в силу непрерывности своего существования монада осознает себя; • монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга. Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса: • " голые монады" — лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых); • монады животных — обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием; • монады человека (души) — обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить; • высшая монада — Бог. Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы. 3. Другой сферой философских интересов Лейбница наряду с проблемами бытия и учением о субстанциях (монадах) была гносеология (философия познания). Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализм и сделал это следующим образом: • все знания разделил на два вида — " истины разума" и " истины факта"; • " истины разума" выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер; • " истины факта" — знания, полученные эмпирическим (опытным) путем (например, магнитное притяжение). Как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер; • несмотря на то, что опытное знание вероятностное, а не достоверное (подобно " истинам разума"), тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания. Таким образом, по Лейбницу, познание может осуществляться не только путем получения только одного вида знаний, а обоих видов, причем рациональное будет носить достоверный характер, а эмпирическое лишь вероятностный.
1 0.Философия просвещения и французский материализм XVIIIв. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика 1. Французскую философия XVIII в. - философия Просвещения. Её представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 — 1794 гг. В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления: • деистическое; • атеистическо-материалистическое; • утопическо-социалистическое (коммунистическое). 2. Деизм — направление в философии, сторонники которого: • отвергали идею личного Бога; • не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом); • Бог - первоначало, причина всего сущего (но не более); • отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения. К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк. 3. Другое возможное направление философии французского Просвещения - атеистическо-материалистическое. Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах. 4. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии французского Просвещения начало формироваться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 — 1794 гг. и после ее завершения. К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон. Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 1. Атеизм — направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию. Материализм — направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук. Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции. Ее видные представители: Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах. 2. Жан Мелье (1664 — 1729) — священник по профессии, в процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и религии (атеизму), философ-материалист: • не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога); • не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души; • весь окружающий мир состоит из особой субстанции — материи; • материя - первопричина всех вещей, всего сущего, она вечна, несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству - движению; • материя состоит из мельчайших частиц, в результате комбинации которых образуются вещи; • познание — отражение материи самой материей; • источник большинства знаний - чувства; • причина социальных антагонизмов: частная собственность, возникшая " по злой воле" некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда; • выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию существующего государства и частной собственности; • Общество будущего - союз братских общин, где все равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни. За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к социалистам-утопистам, первым коммунистам. 3. Жюльен Ламетри (1709 — 1751) также выступал с атеистически-материалистических позиций: • отвержение идеализма и теологию; • окружающий мир - совокупность различных проявлений единой субстанции — материи - несотворимой, вечной, бесконечной; • душа, сознание, чувства - свойства материи; • поскольку материя самодостаточна, нет вечной необходимости в Боге; • выступал за полную познаваемость мира, главная роль в познании отводится органам чувств; • был утилитаристом (смысл жизни человека — личное счастье); • Частная собственность - гарантия свободы человека; • идеал государства - " просвещенный абсолютизм". 4. Дени Дидро (1713 — 1784) - один из самых выдающихся французских философов-материалистов. Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания " Энциклопедии наук, искусств и ремесел". " Энциклопедия" была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и знания в области производства, закладывала основы буржуазного мировоззрения. В ее создании принимали участие ведущие философы эпохи — современники Дидро: Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание " Энциклопедии" ушло свыше 20 лет. Философские взгляды Дидро близки к взглядам других французских просветителей-материалистов: • материя - единственно существующая субстанция, проявлением которой считаются все единичные вещи; • движение объяснено таким свойством материи, как разнородность (взаимодействие бесчисленного множества разнородных частей материи приводит к движению); • отвержение духовного начала мироздания, сознание - свойство материи; • в основе общества и государства - " общественный договор", исходя из которого, отрицается божественность власти короля и феодалов; • идеал государства - " просвещенная монархия", а экономика — разделенная разумно, с учетом интересов большинства частную собственность. 5. Сходные взгляды имели такие философы-просветители, как Гольбах (1723 - 1789) и Гельвеций (1715 - 1771). Значение деятельности французских философов атеистическо-материалистического направления для философии и для общества в целом в том, что они: • четко выделили два ведущих философских направления — материализм и идеализм (" линию Демокрита" и " линию Платона"); • освобождение философии от многих религиозных предрассудков; • более реалистическое определение субстанции — материя; • выдвижение идеи о сознании как свойстве материи отражать саму себя; • критиковалось доопытное, сверхчувственное (" чистое") знание; • обоснование и распространение теории материалистического сенсуализма (в основе познания - чувственные ощущения); • Все единичные вещи - различные комбинации микрочастиц; • Движение - свойство материи; • обоснование идей социальной справедливости; • идеологическая подготовка к Великой французской революции.
|