![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философия Платона. 2.Платон - основатель идеализма
1. Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы — Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются " Апология Сократа", " Парменид", " Горгий", " Федон", " Государство", " Законы". Большинство произведений Платона написано в форме диалогов. 2.Платон - основатель идеализма. Главные положения: • изменчивость и непостоянство материальных вещей • временность и изменчивость окружающего мира (" мир вещей"), не существующего, как самостоятельная субстанция; • реально существуют лишь чистые идеи (бестелесные эйдосы); • чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны; • любая существующая вещь - материальное отображение первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи; • весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
• " единое"; • " ум"; • " душа". " Единое ": • основа всякого бытия; • не имеет никаких признаков; • есть ничто; • выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; • первоначало идей, вещей, явлений, свойств. " Ум": • происходит от " единого"; • разделен с " единым"; • противоположен " единому"; • сущность всех вещей; • обобщение всего живого на Земле. " Душа ": • подвижная субстанция, объединяющая и связывающая " единое — ничто" и " ум — все живое", а также связывающая между собой все вещи и все явления; • Душа может быть мировой и душой отдельного человека; при одушевлённом подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа; • душа человека (вещи) - часть мировой души; • душа бессмертна; • при смерти тело умирает, душа, после ответа за свои поступки, приобретает новую телесную оболочку; • постоянство души и смена телесных форм — естественный закон Космоса. 4. Гносеология (учения о познании): • Так как материальный мир - отображение " мира идей", то предметом познания должны стать " чистые идеи"; • " чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (дает не достоверное знание, а лишь мнение — " докса"); • " чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию); • высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать " чистые идеи".
• монархия — справедливая власть одного человека; • тирания — несправедливая власть одного человека; • аристократия — справедливая власть меньшинства; • олигархия — несправедливая власть меньшинства; • демократия — справедливая власть большинства; • тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии. Поскольку тирания, олигархия и тимократия - несправедливые формы государства, а демократия — власть большинства — редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
• деление населения на три сословия — философы, воины, работники; • работники - грубый физический труд, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью; • воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости — участвуют в военных действиях; • философы (мудрецы) — разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством; • философы и воины не имеют частной собственности; • жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают; • все жены и дети общие; • допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен. В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.
• впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений; • положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая " линия Платона" — противоположность материалистической " линии Демокрита"); • впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества — государство, законы и т. д.; • заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории: бытие — становление, вечное — временное, и т.п.; • была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет. №5.Философия Аристотеля.1. Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий философ классического периода, ученик Платона. 2. Философию Аристотель делил на три вида: • теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (" первичная философия"); • практическую - о деятельности человека, устройстве государства; • поэтическую. Фактически, четвертая часть философии - логика. 3. Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона. Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал " мир идей" от реального мира и рассматривал " чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики - протяженность, покой, движение и др. Аристотель дает свою трактовку данной проблемы: • не существует " чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира; • существуют только единичные и конкретно определенные вещи; • данные вещи называются индивидуумами (в переводе - " неделимые"), то есть, например, существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не " идея лошади". • индивидуумы - первичная сущность, а виды и роды индивидуумов (кони вообще) - вторичная. 4. Поскольку бытие не есть " чистые идеи" (" эйдосы") и их материальное отражение (" вещи"), возникает вопрос: что такое бытие? Ответ на этот вопрос, Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории. Аристотель выделяет 10 категорий: • сущность (субстанция); • количество; • качество; • отношение; • место; • время; • положение; • состояние; • действие; • страдание. Бытие — это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность. Категории — это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие. 5. Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи. Что есть материя? Материя — это потенция, ограниченная формой (например, медный шар — это медь, ограниченная шарообразностью, и т. д.). Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что: • все сущее на Земле обладает потенцией и формой; • изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета; • реальность — последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи; • потенция - пассивное начало, форма — активное; • высшая форма всего сущего - Бог, имеющий бытие вне мира. 6. Носитель сознания - душа. Выделяют три уровня души: • растительная душа; • животная душа; • разумная душа. Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма. Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями обладает и животная душа, однако благодаря ней организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира. Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек: • по биологической сущности, один из видов высокоорганизованных животных; • отличается наличием мышления и разума; • имеет врожденную склонность жить в коллективе Именно последнее качество - потребность жить в коллективе — приводит к возникновению общества — большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями. Регулирующим механизмом общества является государство.
• монархия; • тирания; • аристократия; • крайняя олигархия; • охлократия (власть толпы, крайняя демократия); • полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии). Аристотель разделяет " дурные" формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и " хорошие" (монархия, аристократия и полития). Полития — наилучшая форма правления, совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство " среднего класса" (идеал Аристотеля).
• внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о " чистых идеях"; • дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; • выделил 10 философских категорий; • дал определение бытия через категории; • определил сущность материи; • выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии; • внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода — от частного к общему, обосновал систему силлогизмов — вывода из двух и более посылок заключения).
|