![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции философииСтр 1 из 16Следующая ⇒
Философия, круг ее проблем и роль в обществе. 1. Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем. Три основные формы мировоззрения: • мифология; • религия; • философия. 2. Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, совмещающее в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. 3. Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, влияющих на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная форма восприятия окружающей действительности. Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: • основано на знании; • рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); • логично (имеет внутреннее единство и систему); • опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философия - высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. Специфика философского знания 1) Теоретичность – опора на строгие и точные абстрактно-логические рассуждения, требующие аргументирования и доказательства. 2) Всеобщность – нацеленность на решение проблем человека, как представителя человеческого рода. 3) Вечность – оказавшиеся в центре философского рассуждения проблемы действительны и актуальны для всех народов и во все времена. 4) Предельность – исключительная широта и первичность рассматриваемых ею вопросов. 5) Универсализм – стремление к обнаружению наиболее общих закономерностей в природе, обществе, человеческом мышлении. 6) Критичность – способность сомневаться в том, что кажется понятным и само собой разумеющимся. Предмет и методы философии 1. Предмет - круг вопросов, изучаемых философией. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют такие разделы, как: Онтология - учение о бытие. Гносеология - учение об общих законах и формах познания. Социальная философия Философская антропология, о человеке Логика, учение о нормах и законах мышления Этика, о нравственности Эстетика, о красоте и гармонии мира Философия истории, о законах исторического процесса История философии, как самопостижение философии. Большую роль в последнее время стали играть философские науки. Функции философии Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять следующие функции философии: • мировоззренческую; • методологическую; • мыслительно-теоретическую; • гносеологическую; • критическую; • аксиологическую; • социальную; • воспитательно-гуманитарную; • прогностическую Основной вопрос и основные направления философии 1. Основной вопрос - вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая. Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание? Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания? В зависимости от онтологической и гносеологической сторон, выделяются такие основные направления - материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм. №2.Значение Древнегреческой философии. Поиски первоначал философии ранней античности. 1..Расцвет древнегреческой философии приходится на V—IV вв. до н. э., а отголоски её замирали ещё в течение тысячелетия. В Византии и странах ислама господствующее влияние греческой философии сохранялось в течение всего следующего тысячелетия. Затем, во времена Ренессанса и гуманизма, и в Европе произошло возрождение греческой философии, что привело к творческим новообразованиям, начиная от платонизма и аристотелизма эпохи Ренессанса и кончая влиянием греческой философии на все развитие европейской философской мысли. 2. В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности: • материальная основа расцвета - экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров); • древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовный труд. • стержневая идея древнегреческой философии – космоцентризм; • на поздних этапах — смешение космоцентризма и антропоцентризма; • допускалось существование богов; • древнегреческие боги - часть природы и близки людям; • человек не выделяется из окружающего мира и является частью природы; • были заложены два направления в философии — идеалистическое (" линия Платона") и материалистическое (" линия Демокрита"). Данные направления поочередно доминировали: в досократический период — материалистическое направление, в классический период имели одинаковое влияние, в эллинистический период — материалистическое, в римский период — идеалистическое. Характерные черты досократических философских школ: • космоцентризм; • повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы; • поиск первоначала, породившего все сущее; Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Для Фалеса: • первоначало всего сущего - вода (" архэ"); • Земля - плоский диск, покоящийся на воде; • Неживая природа, все вещи имеют душу; • допускал наличие множества богов; • Центр вселенной - Земля; • точно определил продолжительность года — 365 дней; • сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса: • первоначало всего сущего - " апейрон" - вечная, неизмеримая, бесконечная субстанция, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится; • вывел закон сохранения материи: все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы (" атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы; • первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина). Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра: • первопричина всего сущего - воздух; • Все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.); • параллели между душой человека (" психэ") и воздухом (" пневмой") - " душа космоса"; • отождествление божества с силами природы и небесными светилами.
• первоначало всего сущего - огонь; • закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики; • весь мир находится в постоянном движении и изменении • сторонник круговорота веществ в природе и цикличности истории; • признавал относительность окружающего мира; • всеобъемлющее, всепроникающее божество - Логос — Мировой Разум; • выступал за материальность человеческой и мировой души; • сторонник чувственного (материалистического) познания окружающей действительности; • движущая сила всех процессов - борьба: " война (борьба) - отец и мать всему".
• первопричина всего сущего - число; • познание мира через число • единица - мельчайшая частица всего; • " протокатегории" – категории, показывающие диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).
Элеаты: • изучали проблемы познания; • жестко разделяли чувственное познание (мнение, " докса") и высшее духовное идеалистическое; • были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала; • считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма). 6. Атомисты — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) " строительным материалом", " первокирпичиком" всего сущего считали микроскопические частицы — " атомы". Демокрит - основоположник материалистического направления в философии (" линия Демокрита" — противоположность " линии Платона" — идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения: • весь материальный мир состоит из атомов; • атом — мельчайшая частица, " первокирпичик" всего сущего; • атом неделим (в наше время опровергнуто наукой); • имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, " с крючками" и т. д.); • между атомами существует пространство, заполненное пустотой; • атомы находятся в вечном движении; • существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира; • атомы невозможно " увидеть" путем чувственного познания.
|