Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 14. Формирование идеальных действий







П. Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

он действует по отношению к любым существам. Это принцип контрастности, а не принцип легкости или трудности, потому что даже сама легкость или трудность должна использоваться как контрастность, т. е. сначала дается самое легкое задание, а потом — очень трудное, чтобы испытуемый включился в работу с полным вниманием. При этом вы указываете и признаки, с помощью которых испытуемый может решить трудную задачу, если будет действовать согласно вашим указаниям. После этого ему дается материал, а карточка лежит перед ним. На следующей ступени карточка убирается, и он только проговаривает содержание карточки. Потом испытуемый переходит в умственный план, экспериментатор указывает только номер признака. Таким образом мы держим этот внутренний процесс испытуемого под контролем, не даем ему протекать, как он сам захочет. Ну и наконец, мы даем задание и получаем конечный результат. Вот такое формирование этих понятий дало совершенно неожиданные результаты.

Во-первых, оказалось, что те самые школьные понятия, которые считались доступными в возрасте 11-12 лет, могут быть воспитаны у детей 7 и даже 6 лет, т. е. на целый период жизни раньше, на целый период интеллектуального развития. Потом оказалось, что понятия формируются безотказно у всех испытуемых, в то время как при обычных условиях, в школах, всегда наблюдается большой разброс по успеваемости, т. е. у одних процесс идет очень легко и быстро, у других он, наоборот, растягивается или совсем не удается. Словом, получается очень большой разброс по успеваемости — от полностью неуспевающих до круглых отличников Это различие всегда объясняется различием в способностях. И казалось, что вроде это естественное объяснение. Ведь различие это существует, другое дело, как мы понимаем эти способности. А тут оказалось, что никакого различия в способностях нет. Конечно, здесь тоже сказывается, что одни дети усваивают понятия намного легче, чем другие, но у всех образуется требуемое понятие с очень небольшими различиями во времени между совсем слабыми и очень сильными. Это различие условно: как, например, 92 и 99 (или 100) % успешности. Ведь при школьном обучении именно это качество колеблется в больших размерах, о чем свидетельствуют отметки. Это и есть разброс по успеваемости, т. е не только во времени, но и по степени, по качеству. В случае поэтапного формирования этого разброса не получается,

ЕПП


ш

Получается сразу нужное качество, и это понятно. Ведь испытуемый действует строго по инструкции, по карточке, он не может пропустить никакого признака, он не может привнести что-то свое, он действует строго по предписанному ему алгоритму Здесь нет и не может быть никаких промежуточных гибридных образований. Понятия усваиваются сразу во всем составе своих признаков и только в том составе, который указан в тех соотношениях этих признаков, которые тоже указаны. Процесс идет несравненно легче, так как предварительного заучивания, действия по памяти потом с этим материалом нет. Ученик действует по карточке, она лежитперед ним, заучивать нечего, карточка отбирается лишь тогда, когда он сам перестает ею пользоваться, а если он что-нибудь забудет, снова может вернуться к карточке. Потом она совсем отнимается, но только тогда, когда она уже не нужна. Здесь выпадает процесс предварительного заучивания и вместе с тем обеспечивается полное усвоение действия. И понятия, которые таким образом формируются, это не понятия, о которых ученик может рассказать, но не может их использовать, что часто бывает, а здесь они с самого начала носят действенный характер и формируются на всем диапазоне материала, и материала гораздо более широкого, чем в обычных классах. И сам процесс происходит гораздо легче и скорей.

Мы уже подходим к критике того, что же мы имеем в обычном процессе, при школьном обучении и в экспериментальном обучении. Все дело заключается в том, что процесс, происходящий в голове учащегося, оказывается неуправляемым. Вот, скажем, учитель разъясняет понятие Затем он проверяет, как ребята поняли Для этого он вызовет одного, другого ученика Тот ему словесно перескажет то, что объяснял учшель После этого идет заучивание. Что ребенок делает, когда он заучивает, — это тоже остается нерегла- ментировапным, потому что самое большее то, что он повторяет правило, пытается в нем разобраться А как он пытается разобраться, этого же никто не прослеживал. Значит, процесс остается неуправляемым. Когда дети приходят в школу, учитель проверяет, что они усвоили Оказывается, что и тут существует большой разброс. Используется прекрасная возможность сослаться на способности. А процесс-то оставался неуправляемым. Вот и оказывается, что вы задаете ребенку решить какую-то задачу, а у него указания учебника и указания жизненного опыта иногда путаются и он не знает, что


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал