Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прием снятия
Движению «снятие» также обязательно предшествует ауфтакт. Он дается в темпе и характере исполняемой музыки, с такой же тщательностью и четкостью, как жест «вступление». Само снятие состоит, как и всякое начало звучания, из трех основных моментов: Ø «внимание», впрочем, не всегда обязательное, Ø «ауфтакт» (вместо дыхания) в темпе и характере музыки, и Ø «снятие». Отработать жест «снятие» можно с помощью следующего упражнения: установить руки в исходное положение «внимание», затем сделать замах в сторону (противоположную от снятия) и устремиться к точке «снятие», отчетливо фиксируя её пружинистым, сбрасывающим движением кисти. Снятие звучания может приходиться, как и вступление, на разные доли такта. Этот жест следует отработать, повторяя его на каждую долю такта сначала одной, затем двумя руками - вместе. Позднее можно усложнить задание: обе руки поднять в исходное положение; одной рукой тактировать все доли, другой выполнять жесты «внимание», «ауфтакт» и «снятие» сначала на первую, затем на вторую, третью, четвертую доли такта. Тема: Дирижерские схемы Студент должен знать: · характеристику размеров 2/4, 3/4, 4/4; · структуру четырехдольной и трехдольной схемы; · о разграничении функций правой и левой руки. Студент должен уметь: · тактировать четырехдольную и трехдольную схемы; · показывать вступления, снятия на любую долю такта в данных схемах; · на несложном нотном материале показать разграничение функцийрук. Метр – последовательное чередование сильных (опорных) и слабых долей в ритмическом движении. Фрагмент музыки между двумя сильными долями называются тактом и являются основной ячейкой метра. Размер – цифровое выражение метра, обозначающее количество долей определённой длительности в такте. Записывается в виде дроби – 2/4, 3/4, 4/4 и др. Знаменатель указывает длительность одной доли такта, числитель – количество этих долей в такте. В простом размере 2/4 – одна сильная доля (первая), вторая доля слабая. В простом размере 3/4 – одна сильная доля (первая), вторая и третья доли слабые. В сложном размере 4/4 – две доли (первая и третья) – сильные, две доли (вторая и четвертая) – слабые. Суммарно размер 4/4 составляют два простых: 4/4 = 2/4 +2/4. Дирижёрская доля – стремление руки к точке на воображаемой плоскости (сверху – вниз) и её отдача (отражение от плоскости) (снизу – вверх). Функции рук. В дирижировании функции рук обычно разграничиваются: Правая рука в основном должна тактировать, четко управлять исполнением, выполнять задачи технического и выразительного характера; Левая рука чаще всего выполняет функции вспомогательного характера: · подача сигнала к вступлению хора, в то время как правая рука дирижирует инструментальным сопровождением; · частичное снятие звучание (хора, солиста); · показ задержанного звучания хора (левая рука останавливается на ноте, аккорде, тогда как правая продолжает тактировать вплоть до окончания звучания музыки) и т.д. Тема: Звуковедение Студент должен знать: · определение понятия «звуковедение »; · виды звуковедения; · отличие звуковедения non legato от legato; · технику дирижирования звуковедения non legato и legato; Студент должен уметь: · тактировать на non legato и legato. Звуковедение – способ ведения звука или штрихи. В дирижировании наиболее часто используемые – legato, non legato (markato), stakkato. Прием legato (легато - связно): мягко, пластично, плавно, тягуче, ровно, без толчков. «Точки» на гранях долей в дирижерских схемах почти стираются, а доли схемы связываются между собой. Для этого необходима свобода всего мышечного аппарата (кисти, предплечья, плеча). Прием non legato (нон легато-несвязно): комбинированный, промежуточный, т.к. соединяет в себе особенности звуковедения и legato и non legato. Доли разграничены по отношению друг к другу, долевые движения ускорены, увеличивается значимость «точки» - исполняется упруго, с б о льшей отдачей. Прием мarkato (маркато - подчеркивая) требует острого, четкого удара кисти, но с сохранением эластичности, движение руки должно быть непрерывным. Прием stakkato (стаккато - отрывисто) обычно исполняется либо одной кистью, либо кистью с предплечьем. «Точки» фиксируются очень четко, остро и отчетливо. Плечо и предплечье должны быть при этом абсолютно свободны. Путь от «точки» до «точки» в дирижерской схеме предельно сокращен. Тема: Работа над хоровой партитурой и анализом хоровых произведений Студент должен знать: · виды партитур хоровых произведений; · принципы работы над хоровой партитурой; · обозначения звуковедения, темпа, динамики, сокращений. · основные разделы анализа, сущность и основные вопросы каждогораздела. Хоровая партитура (итал. разделение, распределение) – нотная запись хоровой музыки. Порядок расположения партий (голосов) в партитуре – сверху вниз по однородным группам, а в каждой группе – от высоких к низким голосам. В смешанном хоре – С (сопрано), А (альты), Т (тенора), Б (басы). На каждой нотной строчке пишется один голос (С, А, Т – в скрипичном ключе, Б – в басовом ключе) – четырёхстрочная партитура; если партитура двухстрочная, С, А пишутся в скрипичном ключе, Т, Б – в басовом ключе. В этом случае голоса определяются направлениями штилей – вверх или вниз. Акколада – скобка, объединяющая два или несколько нотных станов. Прямая – для хоровых партий, фигурная – для фортепианного сопровождения. Два вида хорового исполнительства: · a cappella (а капелла) – хоровое (ансамблевое) пение без инструментального сопровождения; · с сопровождением (аккомпанементом). Тип хора: качественная характеристика хора (кто поет?) Однородный хор (соединение однородных голосов): · детский хор (сопрано (дисканты), альты) · женский хор (сопрано, альты) · мужской хор (тенора, басы) Смешанный хор (соединение неоднородных голосов): · полный смешанный хор (сопрано, альты, тенора, басы); · неполный смешанный хор (нет какой-либо одной хоровой партии, например - С, А, Б, или А, Т, Б и т.д.); · юношеский хор: (в связи с мутацией (охрана голоса) юношеским голосам не рекомендуется петь очень высокие и очень низкие ноты, поэтому они объединяются в одну хоровую партию: С, А, мужские голоса). Вид хора: количественная характеристика хора (сколько самостоятельных хоровых голосов?). Голос – индивидуальная мелодическая линия в хоровой фактуре (отдельная хоровая партия), имеющая самостоятельное значение. Вид хора может быть одноголосным и многоголосным (двух, трех, четырехголосным и т.д.). Партитура (хоровая) -(итал. разделение, распределение): нотная запись хоровой (ансамблевой) музыки. Порядок расположения партий (голосов) в партитуре: сверху вниз по однородным группам, а в каждой группе – от высоких к низким голосам (С – А – Т – Б). На каждой нотной строке обычно пишется один голос; когда больше, то голоса определяются направлениями штилей – вверх или вниз. Акколада: вертикальная (двойная) черта справа в партитуре, соединяющая все хоровые партии. Виды партитур: однострочная или двухстрочная, трех или четырехстрочная. План аннотации хорового произведения I. Вступление · Историко-стилистический анализ произведения · Сведения об авторах произведения · Литературный текст II. Основная часть · Музыкально-теоретический анализ · Вокально-хоровой анализ · Вокально-хоровые трудности и методы по их преодолению · Исполнительский анализ III. Заключение · Значение произведения с точки зрения современного хорового искусства Литература
|