Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
А. Франц БоасСтр 1 из 2Следующая ⇒
1. Смена вех в США. В конце XIX в. американская культурная антропология развивалась при полном господстве эволюционизма. Но в 1890-е годы, годы кризиса эволюционизма в США образовалась “ американская школа исторической этнологии ”, или школа “исторического партикуляризма ”. Ее тема Ее интерес – не глобальный обзор, а судьба каждого отдельного народа, отдельного племени, отдельного этнографический явления – обычая, ритуала, предмета. Большей частью это были даже не немцы, а немецкие евреи, эмигранты. Они пересадили на американскую почву ростки немецкого интереса к этническим соотношениям и историческим ситуациям, к географическим различиям, к территориальности – и немецкую антипатию к Дарвину, эволюции и ее законам. А также еврейскую антипатию к расовым притеснениям и к иерархии народов. Во главе школы стоял Франц Боуэз.
Франц Боас (1858 – 1942). Сначала факты, только потом теория. Теория из фактов, теория как обобщение фактов – это догма эмпиризма. Не чужд он и наследия романтических идей о «национальном духе» - для него национальное своеобразие каждого народа оказывается реальным и определяющим, а универсальные законы вызывают скептическую усмешку. Словом, он формируется как типичный немецкий ученый своего времени (Stocking 1987). Первая встреча будущего великого антрополога с «детьми природы» была пугающей. Несколькими годами позже он вспоминал: «Я был изумлен фигурами, которые увидел. Низенькие кривоногие малые, бегавшие, смеясь и жуя, по палубе судна, производили своими длинными черными волосами, плоскими лицами и слезящимися глазами чрезвычайно отталкивающее впечатление…» (Hays 1958: 227). Когда же он заглянул в дымное и грязное жилище, он был шокирован еще больше. Однако вскоре он адаптировался и сидел в этом жилище с эскимосскими друзьями. Он нашел в них хорошие качества, которых не находил в цивилизованном обществе. Боас пришел к убеждению, что географический детерминизм, внушавшийся Риттером и Фишером, не подтверждается: история, язык и культура оказывают большее воздействие на жизнь людей, чем природные условия. Он выразил это убеждение в работе “Центральные эскимосы” (опубл. 1888). Еще раньше он опубликовал свои размышления, привезенные из земли эскимосов, о применении статистики в этнологии – ведь если исторические факторы оказывают воздействие на элементы культуры, то это воздействие должно носить массовый характер – быть случайным и частотным, а значит его можно выявлять статистически. Эта его работа произвела впечатление на лидера эволюционистов Эдварда Тайлора и побудила его к написанию знаменитой статьи «О методе изучения развития учреждений» (1888). В 1887 г. в журнале “Сайенс” (Наука), где он был редактором отдела, он опубликовал свою последнюю статью по географии – “Изучение географии”. В ней он подводит итог своей методологической переориентации – от логического пути физиков, стремящихся открывать законы, к эмпирическому методу историков. “Историка интересуют факты, – писал Боас, – он погружен в изучение фактов… Знания о явлении, о его существовании в пространстве и времени полностью удовлетворяют исследователя, независимо от законов, которые это явление подтверждают или которые могут быть из него выведены” (Science IX 641). Он отверг социологический позитивизм Конта.
|