Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 11: Легитимность и легальность государственной власти.
В широком смысле легитимность – это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами. Следует отличать легитимацию первоисточника власти (по Конституции РФ им является народ) и легитимацию органов государственной власти (на основе проведения выборов, либо путем конкурсного отбора, назначения). Органы государственной власти легитимируются по-разному: - выборы (властные полномочия непосредственно от первоисточника власти – народа); - конкурсный отбор; - назначение. Условия легитимации государственной власти: 1. легитимная власть формируется в соответствии с правом, установленным предшествующей властью 2. действует в соответствии с правом 3. воля народы служит основой власти правительства 4. проводятся свободные выборы, допускается состязательность кандидатов, гарантируется всеобщее равное избирательное право 5. легитимными должны быть не только способы учреждения органов государства, но и цели и методы осуществления ими власти. Не легитимная власть является узурпаторской и характеризуется: 1. Захват власти незаконными методами (фальсификация) или с нарушением процедуры выборов 2. Присвоение чужих полномочий 3. Отсутствием у населения готовности подчиниться 4. Принуждение переходит свои границы. 5. Злоупотребление властью, то есть использовать её в противозаконных целях. Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т.е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. Правомерным признается только такое обладание публичной властью, которое имеет место на основании: Конституции, законов, в соответствии с установленной законом процедурой. В обществе может быть и нелегальная власть - мафиозно - преступная. Она опирается на неписаные законы, известные определенному кругу лиц в отличие от легальной власти и стремиться утвердить в обществе свой порядок. А легальная власть устанавливает стабильность. Лекции: Истоки понимания легитимности, в конечном счете, связаны с интересами общества (и именем Вебера) – объединение людей по поводу достижения их интересов. Легитимность – признание обществом, принятие обществом данного вида власти (в первую очередь, государственной власти), признание и шагов, предпринятых государством, в том числе и мер принуждения. Легальность – соблюдение процедуры формирования государственной власти и ее деятельности, установленной законом. В некоторых случаях легитимность и легальность могут совпадать (Например: процедура голосования). Легитимная власть – это та власть, которая действует в соответствии с законом. Легитимная власть, основанная на традиции – традиционная легитимация (характерна во многом для монархии). Рациональная легитимность – когда общество принимает власть исход из ее полезности, рациональности отношений власти. Харизматическая легитимность – вера в лидера, в его способности. Рациональная легитимность - сознательная поддержка населением государственной власти. Легитимная власть должна быть ориентирована на общечеловеческие ценности, которые являются критерием легитимности.
Вопрос 12: Единая государственная власть. Разделение (распределение) властей в государстве: основные модели.
Государственная власть по своей сути едина, и дробиться на части не может. У нее единый первоисточник – общность, класс, народ. А вот организуется и осуществляется государственная власть по-разному. Исторически первой была такая организация государственной власти, при которой вся ее полнота, сосредоточивалась в руках одного органа, обычно монарха. Правда, полновластными могут быть и выборные органы (Совет народных депутатов СССР). Принцип соединения законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти оказался весьма живучим, поскольку обладает рядом достоинств: v обеспечивает оперативное решение любых вопросов, v исключает возможность перелагать ответственность и вину за ошибки на другие органы, v «освобождает» от борьбы с другими органами за объем властных полномочий и т.д. (Позиция Гегеля). И все же сосредоточение всей полноты власти в одном органе чревато неустранимыми недостатками и пороками: v всевластные органы становятся совершенно бесконтрольными, v они могут выйти и из-под контроля властвующего субъекта, v открывается простор для установления и функционирования диктаторских и тиранических режимов. Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов. Разделение властей одновременно и правовая доктрина и институциональный принцип, который лежит в основе организации власти. История начинается с античных времён: Древняя Греция (Солон, будучи архонтом, создал Совет 400 на этом принципе, Полибий, законодатель Ликург), Древний Рим. окончательно этот принцип сформировался в буржуазную эпоху Джон Локк трактат «Два трактата о государственном правлении», Монтескье «О духе законов» - оберегать общество от злоупотребления властью, Мэдисон (США). Основа этой идеи – это идея свободы как естественного состояния человека как мерила соответствия власти. Главная угроза свободы человеку – это неразделённость власти, сосредоточение её в руках одного человека. Основные положения теории разделения властей: Ø закрепление в Конституции Ø все ветви власти равны и автономны Ø никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными другой власти Ø судебная власть существует независимо от политического влияния. Суть данного принципа состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – v законодательную, v исполнительную, v судебную. Юридическое содержание: v концептуальное различие законодательной, исполнительной и судебной властей (основывается на различных функциях); v правовая несовместимость должностей во взаимоотношениях (нельзя одновременно занимать две должности в различных ветвях власти); v состоит в обособленности, иммунитете одной власти от другой. Она имеет относительный характер; v сдерживание, уравновешивание одной ветви власти другой; v согласованность ветвей между собой и отсутствие ответственности каждой из них за действия другой власти. В силу этого и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Но среди них все же должен быть лидирующий орган, иначе возникнет борьба за лидерство. Создатели учения о разделении властей полагали, что таким органом должен быть законодательный (представительный) орган. Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение – исполнение законов, их реализация. Самой высокой независимостью призвана обладать судебная власть. Особая роль суда обусловлена тем, что он – арбитр в спорах о праве. В ТГП считается целесообразным выделение четвертой власти – СМИ. Существуют горизонтальная и вертикальная (субординация) модели разделения властей. Принцип разделения властей позволяет: 1. приводит к разделению труда между органами государства, в результате обеспечивается эффективность их деятельности, создаются условия для роста профессионализма их работников. 2. Позволяет создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства. 3. Взаимно усиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе. Вместе с тем, рассматриваемый принцип открывает немалые возможности для негативных последствий: нередко законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе. Между ними возникают острые противоречия и т.д. Лекции: Очень важен для государственной власти ее способ организации деятельности. Основным для характеристики способа является принцип разделения властей. В истории политической мысли этот принцип связывают с именем Шарля Луи Монтескье. У модели разделения властей есть и социальный и юридический аспекты. Социальный аспект связан с тем, что разделение властей в государстве не должно противоречить единству государственной власти. В государстве может быть только одна власть - государственная. Она воплощает: суверенитет народа, связана едиными задачами и целями деятельности. Юридический аспект: разделение только функциональное трёх ветвей власти через определение компетенции каждой ветви власти. Законодательная власть осуществляется представительными органами государства. Исполнительная власть – исполнительными органами, судебная власть – осуществляется судами. С помощью функционального разделения властей формируется система сдержек и противовесов внутри государства. Можно выделить горизонтальное и вертикальное направление разделения властей. Существуют: состязательные модели, равные (гибкие) модели – но все время идет конкуренция между ветвями за лидирующее положение. Разделение властей в России состоит в том. что законодательная деятельность осуществляется Федеральным Собранием, исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, органами судебной власти являются суды, образующие единую систему, возглавляемую Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, ВАС РФ,
Вопрос 13: Властеотношения: субъект, объект, содержание.
Под властеотношениями понимаются такие отношения, в которых властвующий субъект (управляющий) подчиняет себе волю подвластного (управляемого), т.е. направляет (модифицирует) поведение подвластного. Решая стоящий перед ней задачи, государственная власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается в особом виде отношений – властеотношениях, образующих своеобразную политико-правовую ткань общества. Структура: Сторонами данных отношений выступают: Ø субъект государственной власти (могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, от имени которого действуют органы государства. Ø объект власти (подвластные), являются индивиды, их объединения, слои и общности, классы, общество. Ø содержание образуют единство передачи или навязывания воли властвующего подвластным и подчинение (добровольное или принужденное) последних этой воле. Суть властеотношений заключается в том, что одна сторона – властвующий – навязывает свою волю, обычно возведенную в закон и юридически обязательную, другой стороне – подвластным, направляет их поведение и действия в русло, определенное правовыми нормами. Существует мягкое подчинение (косвенные методы воздействия) и жёсткое (прямое воздействие – тоталитарный режим, то есть прямое вмешательство в личную жизнь граждан) Методы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта, зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если воля и интересы совпадают – властеотношения реализуются беспрепятственно, без внешнего воздействия. Если в чем - то расходятся – то эффективны методы убеждения, стимулирования, согласования (компромиссы). Когда позиции противоположны и непримиримы – используется метод государственного принуждения. Идеальное государство ориентируется на методы убеждения, когда подвластный сам оценивает ситуацию. Лекции: Структура властеотношений: · субъект, · объект, · содержание. Характеристика субъектов осуществляется на макро и на микро уровне. На макро уровне субъектом является общество (народ). На микро уровне – это лица, осуществляющие властные полномочия (должностные лица, представители государственных органов). Под объектом может быть общество в целом, какие-либо социальные группы, и отдельные личности. Субъект и объект могут совпадать (но не полностью), приближаться – демократические режимы. Несовпадение имеет место при тоталитарных режимах (интересы группы всему государству). Содержание складывается из двух элементов – воля + сила.
Вопрос 14: Понятие типа государства. Факторы, определяющие тип государства.
|