Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тип государства представляет собой строгую систему его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохой.






В мире существует около 200 государств и типология в связи с этим приобретает определённое значение. Всё приводится к общему знаменателю. По этому поводу нет единого мнения.

Типология – это учение о типах – больших классах, группах тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков. Типология может рассматриваться как разновидность классификации, которая включает в себя:

Ø исследования оснований деления на типы;

Ø характеристику самих типов.

У классификации много оснований – форма, политические режимы, процессами формирования, а типологическими признаками выступают наиболее важные свойства государства. Существуют два подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный.

С позиций формационной теории, тип государства есть совокупность тесно взаимосвязанных черт государства, соответствующих определенной классовой структуре общества, которая в свою очередь обусловлена экономическим базисом общества.

Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы, согласно формационной теории, служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства, а значит, и базис исторического типа общества.

Согласно марксисткой типологии четырём типами общественно-экономической формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической), четырём типам экономического базиса соответствуют четыре типа государства – рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

Рабовладельческое государство. IV-III в. до нашей эры – Египет, Рим, Греция. Они проходят 2 стадии:

Ø Древневосточные государства (демократическая форма) – коллективное хозяйство, наличие сельскохозяйственных общин и т.д. – полное отсутствие остатков первобытнообщинного строя, наиболее развит государственных механизм, более развита эксплуатация рабов и неимущих. Экономическая основа: равенство частной собственности на рабов и средства производства. Здесь наиболее проявляется социальное классовое неравенство, т.е. господство рабовладельцев над рабами (рабы не были субъектами прав) Но есть и положительный опыт: эллиническая культура (греческие философы + иудейские религии и римско-государственная правовая система) и римское право. Прогрессивный характер – это идеальное государство (римское право и т.д.). Римско-греческое рабовладение.

Ø Феодальное государство – возникло двумя путями: разложение рабовладельческого строя и второй – путь постепенного развития и разложения первобытнообщинного строя. Суть: образование крупного землевладения, превращение светского духовной знати в класс феодалов; разложение сельскохозяйственной общины, превращение свободных крестьян в феодально-зависимых крестьян. Материально-экономическая основа: феодальная собственность на землю, большое значение имеет неэкономическое методы принуждения. Зарождение феодальной раздробленности. Государственный аппарат направлен на охрану сословных привилегий. Элементы: военный аппарат (полиция, армия, жандармерия). То есть соединение политической власти и земельной власти в одних руках. Государственный аппарат содержится за счёт разветвлённой системы налогов.. Важную роль играла церковь (церковь приравнивалась к власти монарха и была значительная экономическая сила), которая начинала противостоять государству). С возникновения церкви начинают возникать элементы гражданского противостояния. Церковь осуждала корыстолюбие, провозглашало равенство между знатью и крестьянами, говорила о братской любви. Но у неё имелись и методы запугивания. (страшный суд). Был определённый прогресс: крестьяне не зависели так как рабы. Наоборот: капитал вкладывался в землевладение, возвышался класс феодалов, государство не справляется с угрозой нестабильности государству (раздробленность), человек ищет защиту у землевладельца. Следовательно, была военная сила, которая в любой момент могла выступить., возникали новые социальные силы, которые могли обеспечивать стабильность внутри и вовне государства (формирование военной прослойки). Само производство концентрировалось в руках крупных землевладельцев (продукты питания у них), под их защиту переходили рынки, крестьяне отдавали земельные участки по договору. Появляются ростки абсолютной монархии.

Ø Буржуазный тип государства. Оно возникло в результате буржуазных революций (Англия –XVIIв, XVIII, XIX в). Экономическая предпосылка – появление буржуазного способа производства, развитие производственных отношений, т.е. революция в промышленности: от мануфактурного производства к собственно промышленному производству. Здесь человек меньше зависит от сил природы. Экономическая основа: частная собственность на средства производства. Ранее все привилегии принадлежали дворянству. Владение частной собственностью требовало справедливости и отсюда истоки естественно - правовой идеологии (равенство перед законом, отмена сословных привилегий). Основные принципы: право на свободную конкуренцию, развитие гражданских институтов (профсоюзы), формируется муниципальное самоуправление. Это диктатура класса буржуазии. Формировалось два класса: буржуазии и пролетариата. Следовательно, возникали противоречия в силу социального неравенства.

Ø Социалистическое государство. Классовая сущность: государство диктатуры пролетариата. Это полугосударство, направленное на подавление меньшинства. Республика Советов воплотила в себе и государство и общественную организацию (КПСС), идёт отказ от разделения властей, сращивание политического и партийного аппарата. Тоталитарный строй – вмешательство в личную жизнь граждан государства.

В рамках цивилизационного подхода: тип государства, его социальная природа определяются, в конечном счете, не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами. В его основе лежит понятие цивилизации – это социально-культурная целостность, которая обладает временными и территориальными границами (Тоэнби). Им и разработаны основные критерии, принципы в изучении при помощи понятия «цивилизация». Различие цивилизаций, прежде всего (так полагал автор) в различии мышления.

Ещё одно определение: цивилизацию можно определить как своеобразную и целостную совокупность (систему) материальных и духовных ценностей, обеспечивающую устойчивое функционирование общества и жизнедеятельность человека.

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Данный подход не абсолютизирует социально-экономическую жизнь общества, а исходит с широких позиций, так как он обращает внимание на воздействие нравственных и культурных факторов (характер идеологии, социально-культурные параметры - традиции, обычаи, национальный характер, географическая среда, международное окружение.). То есть государство рассматривается как явление культуры и центром является человек. Благо человека – высший критерий оценки уровня общественной жизни.

Цивилизационный подход выделяет три важных принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества.

1. Сущность государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но и накопленными в ходе исторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, культуры, образцов поведения и т.д.

2. Государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. И это раскрывает связь государственной власти и престижа морали, ценностных ориентаций, сложившихся традиций и т.д.

3. Разнородность культур – во времени и в пространстве- позволяет понять, почему некоторые типы государств останавливались в своём развитии в других условиях. Особой значение придаётся национальным особенностям.

В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

Ø локальные цивилизации: древнеегипетская, шумерская, эгейская.

Ø особенные цивилизации: индийская, китайская, исламская, западно- и восточноевропейская.

Ø современные цивилизации.

Существуют различные основания для классификации: хронологические, генетические, пространственные, религиозные.

Данный подход к типологии государств находится ещё в стадии формирования

По уровню организации: Первичные цивилизации (для них характерны огромная роль государства как объединяющей силы, определяющей социальные и экономические структуры) – это иранская, бирманская, кхмерская. японская и т.д. и вторичные цивилизации (проявилось отчётливое различие между государственной властью и религиозно-культурным комплексом: власть казалась не такой все проникающей как в первичных культурах, положение правителя было двойственным.) западноевропейская, североамериканская, восточноевропейская и т.д.

Ø Античное государство: единственная форма общения. Форма правления – демократия.

Ø Древневосточное определяется как теократия и деспотия. Не установлены права индивида, частная собственность не развита, привязанность к сословиям, кастам.

Ø Средневековое. Появляется теория об индивиде, изначально наделённой правами, который по отношению к государству обладает неприкосновенностью, противопоставляется государству. Монархия. Становление религии. Носит дуалистический характер. (индивид со своими правами + церковь, оказывает влияние на становление государственных институтов). Существует система представительных органов власти.

Ø Современное государство. Главный вопрос – это отношение государства к обществу, а не к индивиду как ранее. Формируются развитые институты государственной власти. Это принципы равной правоспособности, Конституции, государства с демократической формой правления.

 

Вопрос 15: Эволюция типов государства.

 

С точки зрения традиционно толкуемой формационной теориирабовладельческое государство – это первый исторический тип государства, возникший в результате разложения первобытно - общинного строя и представлявший собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Экономический базис составляет полная собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников производства – рабов. Рабовладельческая собственность является первой формой частной собственности. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.

По своей сущности оно является машиной организованного насилия рабовладельцев, главным средством охраны, укрепления и развития рабовладельческого экономического базиса (Древняя Греция, Древний Рим).

Феодальное государство является вторым историческим типом государства. Это особая политическая организация класса феодалов. Экономический базис составляет собственность феодалов на землю как главное средство производства, сочетавшаяся с собственностью лично зависимых от них крестьян на необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия труда и их безвозмездным трудом на собственников земли – феодалов. В диктатуре класса феодалов заключается сущность феодального государства. (Венеция, Новгород). Современная трактовка более глубока: выделяется договорная взаимозависимость сеньоров и вассалов, взаимная система прав и обязанностей, в том числе обязанность сеньора защищать своих вассалов, обязанность вассалов содержать своих сеньоров и т.п.

Буржуазное государство – третий исторический тип государства. Как надстройка над экономическим базисом оно закрепляет и защищает буржуазный экономический строй. Капиталистическое государство охраняет условия буржуазной эксплуатации, и, прежде всего, ее основу – частную собственность на орудия и средства производства. Суть этого типа государства в том, что оно представляет собой диктатуру буржуазии, комитет, управляющий ее общими делами, машину в руках капиталистов, чтобы держать в подчинении рабочий класс и другие трудящиеся классы и слои.

Вместе с тем, это движение вперед. Здесь предполагается личная свобода работника, его независимость как личности от капиталиста. Не применяются внеэкономические средства принуждения к труду. На первый план выходит экономическое принуждение.

Социалистическое государство. Утверждается, что представляет собой высший и последний исторический тип государства. Сущность: организация политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшая организационная форма экономического и социально-культурного руководства социализма и коммунизма, орудие защиты революционных завоеваний народа.

Экономическую базу составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система хозяйства.

Социалистическое государство с момента своего возникновения становится орудием уничтожения всякой эксплуатации и причин, ее порождающих.

Имеет гораздо более широкую социальную базу, чем любое предыдущее государство.

Смена одного типа государства другим происходит закономерно, в результате социальной революции.

Цивилизационный подход:

В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов.

1. локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство.

2. особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская и т.д.) с соответствующими типами государств.

3. современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Существуют различные основания для типологизации цивилизаций и их государственности: хронологические, генетические, пространственные, религиозные. Для понимания типологии государств с цивилизационной точки зрения наибольший интерес представляет классификация цивилизаций и соответствующих государственно-политических институтов по уровню их организации.

Первичные цивилизации принимают государственно - страновой, хотя нередко и имперский характер. Обычно к ним причисляют древнеегипетскую, шумерскую, иранскую цивилизации. Огромная роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры. Отличительная особенность: соединение государства с религией.

Вторичные цивилизации (западно - европейская, североамериканская и др.). Отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Положение правителя двойственно:

1. Он средство утверждения сакральных принципов и заветов,

2. С другой – он сам не вправе нарушать эти заветы, а иначе его власть незаконна.

3. Смотри вопрос предыдущий.

 

Вопрос 16: Критерии прогресса государственности.

 

Критерии прогресса государственности рассматриваются в рамках формационного и цивилизационного подходов.

В рамках формационного подхода это:

1. самым важным выступает экономический критерий: уровень развития производительных сил и производственных отношений

2. прогресс производительных сил и производственных отношений автоматически приводит к прогрессу всех иных сфер общества

Развитие происходит по восходящей линии. Следовательно, государство должно исчезнуть и будет коммунистическое общество по К. Марксу. Это пессимистический взгляд, т.к. государство исчезает.

В рамках цивилизационного подхода в основу положен человеческий фактор:

1. мера свободы человека

2. участие в управлении государством

3. защищенность человека в обществе

4. равные стартовые возможности

Прогресс не связывается с поступательным движением социально-экономических институтов. Каждая цивилизация считается прогрессивной.

Критерии прогресса по организационно-структурному уровню устройства государства:

1. устройство государственного аппарата

2. принцип разделения властей

3. методы, приемы и способы, используемые для осуществления государственной власти.

Государство, которое гарантирует реализацию прав и свобод человека является прогрессивным (может рассматриваться как явление культуры). Государство служит человеку. Цель государства – освобождение человека от всех видов зависимости, полноценное развитие личности. Государство – это форма и средство для достижения гармоничного развития личности в рамках цивилизационного подхода. Но нельзя отрицать антагонистических явлений. Эти явления непродолжительного характера, исключительного характера. Государство – генеральная структура управления обществом и его можно считать прогрессивным, если оно обеспечивает:

Ø суверенитет и самоуправление народов;

Ø идеологический и политический плюрализм;

Ø государственное регулирование рыночных отношений,

Ø верховенство права;

Ø разделение властей.

Ильин: объективная природа государства определяется высшей целью: ограждение и организация жизни людей, право на достойную жизнь.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал