Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 26: Социальные нормы: понятие, виды, регулятивные особенности.
Норма – образец, правило. Социальные нормы – правила поведения людей в обществе, распространяющиеся на всех членов общества и имеющие общий характер. Социальная норма – это допустимое, возможное поведение людей в обществе с позиций оценки соответствия этого поведения существующим нормам морали или обычаев, сложившихся в обществе. – Городилова И.А. Раньше можно было говорить о рыцарском праве, материнском праве и т.д. НО это несколько ограниченное толкование права., т.к. существует понятие права в юридическом смысле. С помощью социальных норм регулируется поведение членов общества. Социальная норма – это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества. Признаки: 1. Они являются общими правилами поведения. 2. Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей. 3. Названные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей, т.е. направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе. 4. Они возникают в процессе исторического развития и функционирования общества. 5. Эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества. Социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации. Основные виды социальных норм: Ø Нормы права – установленные государством, формально определённые, подкреплённые возможностью государственного принуждения общеобязательные правила поведения людей в обществе. Ø Нормы морали – правила поведения, установленные самим обществом на основе выработавшихся представлений о добре и зле, чести и достоинстве, справедливости, несправедливости. Ø Нормы обычаев – правила поведения общего характера, исторически сложившиеся в результате неоднократного повторения. Ø Нормы традиций – правила поведения, передаваемы из поколения в поколение в семье, местности, народе и служащие целям поддержания жизнеспособности общества и самобытности общества. Ø Деловые обыкновения – обычаи выработанные, в процессе деятельности органов государства в деловой (хозяйственной, коммерческой) деятельности и действующими в единстве с юридическими нормами. Ø Политические нормы – правила, регулирующие отношения между политическими группами, слоями, классами в процессе осуществления государственной власти. Ø Экономические нормы – правила, регулирующие общественные отношения в сфере материального производства, распределения, обмена и потребления. Ø Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) – внутренние правила, регулирующие поведение и взаимоотношения членов общественных организаций. Ø Технико-юридические нормы – это нормы, которые в качестве диспозиции (регулятивного предписания) имеют техническую норму, а в качестве санкции (охранительной нормы) - юридическую норму. Это спорный вопрос: относить ли данные нормы к социальным. Ø Ненормативные социальные регуляторы (А. Б, Венгеров) – ценностные, информативные, директивные и т.д. Функции: 1. регулятивная. Эти нормы устанавливают правило поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма. 2. Оценочная. Выступают критерием оценки действий, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов. 3. Трансляционная. Достижения человечества в организации общественной жизни, культуры отношений через них транслируются следующим поколениям. Классификация: По сферам действия: нормы экономические, политические, религиозные, экологические (т.е. в зависимости от предмета регулирования). По механизму (регулятивным особенностям): мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. Мораль – совокупность исторически складывающихся и развивающихся взглядов, принципов, убеждений и основанных на них норм поведения, регулирующих отношения между людьми. Обычай – общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей. Корпоративные нормы – правила поведения, создаваемые в организованных обществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества. Регулятивные особенности: 1. предмет регулирования – многообразные общественные отношения 2. регулируются не всякие, а наиболее типичные, массовидные отношения.
|