Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I. Нормы орфографические и пунктуационные
Задание 1. В тексте вставьте пропущенные буквы (там, где это нужно), раскройте скобки, расставьте знаки препинания. В случае затруднения справьтесь в орфографическом словаре или в пособиях по орфографии и пунктуации.
1.1. Язык и мышление т…снейш…м образом вз…им…связа(н, нн)ы они обусл…вливают друг друга и взаимно вл…яют друг на друга. Чел…век выр…сший вне р…ч…вого общения (не)вл…деющий языком (не)явля…т…ся полн…це(н, нн)ым чел…веком (не)сп…собен к чел…веч…ской м…нтальной деят…льн…сти. Ни…кая язык…вая к…мп…тенция св…дет…льствует о ни…кой инте(л, лл)…ктуальной к…мп…тенции. Кроме того язык «навяз…вает» опред…ле(н, нн)ый взгляд на мир опред…ле(н, нн)ое мир…во…зрение. О степ…ни этого «навяз…вания» в…дутся ожест…че(н, нн)ые споры но то что сущ…ствуют разные язык…вые к…ртины мира се…одня пр(е, и)знает…ся больш…нством л…нгвистов. Пр…блема язык…вой к…ртины мира являет…ся весьма актуальной в наше время п…скольку успешн…е взаим…п…нимание между н…сит…лями ра…лич…ных языков и культур (не)обх…димое условие мирного сосущ…ств…вания и пл…д…тв…рного с…трудн…ч…ства. Практика показ…вает что даже при условии х…рошего вл…дения двумя языками напр…мер ру(с, сс)ким и английским (не)всегда можно д…стич… адекватн…сти при пер…воде. Ру(с, сс)кий л…нгвист А.Д. Шмелев сч…тает что используя слова об…зн…чающие эмоции в отдельно взятом языке мы (не)избежно пр(е, и)н…маем к…ртину мира зад…ва…мую именно этим языком так что наше оп…сание станов…т…ся в большей или меньшей степ…ни (не)адекватным. В этом случа… мы пр(е, и)пис…ваем н…сит…лям иной культуры те чу…ства которые они в…зможно (не)испыт…вают и игн…рируем те эмоции которые для них особенно знач…мы. Безусловно связь языка и мышления и(с, сс)леду…т…ся уже (не)сколько в…ков фундам…нтальные работы на эту тему сост…вляют основу как л…нгвистич…ского так и фил…софского знания. Язык орган обр…зующий мысль след…ват…льно в стан…влени… чел…веч…ской личн…сти языку пр(е, и)надлежит в…дущая роль утв…рждал Вильгельм фон Гумбольдт. Он п…дчерк…вал что каждый к…нкретный язык с…здает особую цел…с…ную инд…в…дуальную м…дель д…йствит…льн…сти. Используя различные языки мы (не)просто по разн…му называ…м пр…дметы и явления но по разн…му сист…мат…зируем их с…здавая опред…ле(н, нн)ую систему. Для н…сителя языка эта система кажет…ся абс…лютно естестве(н, нн)ой и единстве(н, нн)о в…зможной до тех пор пока (не)сталкива…т…ся с другой к…ртиной мира создава…мой другим языком.
1.2. Вм…шат…льство г…сударства в быт…вание языка и речи пр…явля…т…ся в пров…дени… язык…вой п…литики п…скольку (поли)язычный тип г…сударства в наст…ящее время пр…облада…т. Остр…ту этим в…просам пр…дают два разн…направл…(н, нн)ых пр…це(с, сс)а од…наково важных в с…вр…ме(н, нн)ом мир…вом сообщ…стве. С одной ст…р…ны это пр…це(с, сс)ы гл…бал…зации к…торые п…мимо экон…мич…ских и пол…тич…ских имеют еще и (лингво)культур…л…гич…ские аспекты. Д…минир…вание в мир…вом ма…штабе (одного)двух типов культуры (не, ни)может (не, ни)вызывать с…рьезных оп…сений. Многие г…сударства приняли законы запр…щающие широк…ма…штабное использ…вание англ…язычных заимств…ваний в ряде г…сударств пр…ходят акции пр…теста против навяз…вания чуждых (социо)культурных р…алий напр…мер праз…н…вания (Д, д)ня (С, с)вятого (В, в)алентина в Индии и Пакистане. В свою очередь страны и культуры нав…завш…е свои пр…ор…теты всему миру ос…зн…ают свою ответств…(н, нн)…сть и пытают…ся в наст…ящ…е время каким(то) образом ско(р, рр)…ктир…вать свое вм…шат…льство. Напр…мер в канун 2007 года ра(с, сс)ылая по эл…ктро(н, нн)ой почте трад…ц…о(н, нн)ые п…здр…вления бр…танские к…мпании предл…гали рад…ват…ся не (Р, р)ождеству или (Н, н)овому (Г, г)оду а «с…зо(н, нн)ым праз…никам» (seasons greetings). Оч…видно авторы такого рода выр…жений стр…мились (не)задеть чу…ства тех лиц к…торые со…бразно своему вер…исп…веданию (не)праз…нуют (Р, р)ождество и (Н, н)овый (Г, г)од. Но множ…ство адр…сатов для к…торых да(н, нн)ые (социо)культурные р…алии важны л…шились в…зможн…сти п…здравить друг друга. С другой ст…роны в наст…ящее время мы можем наблюдать чрезвычайно активные пр…це(с, сс)ы с…циального разм…ж…вания по (наци…нально)язык…вому признаку это не только распад крупных ф…д…раций типа (С, с)…ветского (С, с)…юза или Югославии но и напр…мер стр…мление к отд…лению (франко)язычных пр…винций в Канаде или басков и каталонцев в Испании. С…циологи зачастую сч…тают что н…сит…ли одного языка должны стр…мит…ся обрести свою собстве(н, нн)ую политич…скую идентичн…сть и что в этом нет (ни)чего (не)обычного. Если бы такой п…стулат был абс…лютным мы бы п…лучили (не)сконча…мый источник п…литич…ской и с…циальной (не)стабильн…сти. Именно п…этому в…просы касающи…ся языка и речи требуют р…шения в г…сударств…(н, нн)ом ма…штабе.
1.3. Эв…люция язык…вых норм (не)избежна (в)следстви… с…циальной обусловл…(н, нн)…сти языка вообще и лит…ратурного языка (в)частн…сти. Коре(н, нн)ые изм…нения обществ…(н, нн)ого строя ма(с, сс)…вость печати и иных СМИ сделали лит…ратурный язык главным средств…м язык…вого общения п…давляющ…й части нас…ления. (Не)в…зможно напр…мер в наст…ящее время ра(с, сс)матр…вать жаргон как разн…видн…сть (не)н…рмативной лексики п…скольку этот речевой пласт прочно вош…л в практику общения используясь в кач…стве стил…стич…ски окраше(н, нн)ого средства. След…ват…льно (не)…бходимо ра(с, сс)м…треть прежде всего с…циальную пр…роду нормы. Смена (обществ…(н, нн)о)п…литич…ской пар…дигмы требует изм…нения п…дхода при оценк… тех или иных язык…вых явлений одни слова и устойч…вые выр…жения запр…щают…ся другие с…здают…ся активно используют…ся и даже пр…пагандируют…ся. Н.Б. Мечковская вид…т в п…ри…дах наибольшей активн…сти общ…ства по отн…шению к языку совп…дение с п…ри…дами свое…бразного распут…я в истории язык…вой нормы. Прежняя норма уже (не)отвеча…т новым тенденциям однако и новая еще (не)сл…жилась и д…льнейш…е язык…вое развит…е может пойти по одному из (не)ск…льких напр…влений. Таким образом язык…вые нормы (не)просто стихийно склад…вают…ся в ответ на ко(м, мм)ун…кативные потребн…сти опр…деле(н, нн)ого общества но и вп…лне сознат…льно ф…рм…руют…ся да(н, нн)ым общ…ством путем (нормативно)к…д…фикацио(н, нн)ой деят…льн…сти издания словарей справ…чников учебных п…собий пр…в…дения цел…направл…(н, нн)ой язык…вой п…литики. До (не)давнего прошлого наиболее авт…р…тетным источн…ком лит…ратурной нормы считалась худож…стве(н, нн)ая кла(с, сс)ич…ская лит…ратура. В наст…ящее время центр норм…образ…вания перем…ща…т…ся в средства ма(с, сс)овой инф…рмации. Расш…ря…т…ся с…став учас…ников ко(м, мм)уникации к числу пишущих пр…общают…ся новые слои нас…ления резко осл…бля…т…ся а иногда и вообще отсутству…т ц…нзура. Наблюда…т…ся дем…крат…зация лит…ратурной нормы сбл…жение ее с разг…ворной стихией и пр…фе(с, сс)и…нальной реч…ю. С…време(н, нн)ые и(с, сс)лед…ват…ли пишут о стил…стич…ской нейтрал…зации снятии стил…стич…ских огран…чений. М…няет…ся сам статус лит…ратурного языка норма становит…ся более пр…ница…мой для бывших (не)лит…ратурных язык…вых средств. Главная пр…чина изм…нения норм это эв…люция самого языка наличие вариантн…сти что обеспеч…ва…т выбор наиболее цел…со…бразных вариантов язык…вого выр…жения.
1.4. Вариантн…сть как язык…вое явление дем…нстриру…т язык…вую избыт…чн…сть (не)обх…димую совр…ме(н, нн)ому ру(с, с)скому языку. Избыт…чн…сть форм п…казат…ль жизн…сп…собн…сти и динамичн…сти языка. Совр…ме(н, нн)ая реч…вая культура отв…чая растущ…м темпам социальной м…бильн…сти из…билует вариантными средствами выр…жения часть из к…торых ун…фицирует…ся реглам…нтирует…ся то есть в…зводит…ся в ранг лит…ратурной нормы. Основой вариантн…сти служит к…нкуренция средств выр…жения в результат… к…торой поб…ждают варианты наиболее удобные в к…нкретных услов…ях. В п…нятие образцов…сти этало(н, нн)ого н…рмативного язык…вого средства всё заметнее включа…т…ся значение цел…со…бразн…сти. Существ…(н, нн)ым кр…терием при оценке язык…вой нормы может служить степень ее распр…стране(н, нн)…сти. Однако целиком оп…рат…ся на к…лич…стве(н, нн)ые п…к…затели при об…ективной н…рмативной оценк… нельзя. Для наст…ящего врем…ни по мнению ряда и(с, сс)лед…ват…лей хар…ктерна ун…фикация речевой практики активное сбл…жение и взаим…действие норм письме(н, нн)ой и ус…ной речи книжного и разг…ворного стилей осл…бление язык…вой нормы в стор…ну ее дем…крат…зации. При этом важен сам факт устан…вления язык…вой нормы к…торая завис…т (от)того какие с…циальные слои общ…ства оказ…вают…ся наиболее активными в ист…рич…ском пр…це(с, сс)е ее формир…вания. В завис…м…сти от опред…ле(н, нн)ого этапа в жизни общества норма может быть в вы…шей степени жес…кой строго ори…нтир…ва(н, нн)ой на традиции и в другом случае отступающей от традиции пр…н…мающей (не)лит…ратурные язык…вые средства. Таким образом норма языка понятие (с…циально)историч…ское и д…намич…ское сп…собное кач…стве(н, нн)о изм…нят…ся в рамках возможн…стей язык…вой системы. Изм…нение нормы опред…ляет…ся как внешними так и внутре(н, нн)ими факт…рами язык…вой эв…люции на пути пр…обр…тения языком новых средств выражения. Иными словами г…воря налич…е равных н…рмативных вариантов требует к…д…фикации пр…менит…льно к той стил…стич…ской системе в пр…делах к…торой эти варианты функци…нируют. Из этого следует что р…альные действе(н, нн)ые нормы могут сущ…ств…вать только в пр…делах опред…ле(н, нн)ого функци…нального стиля. След…ват…льно мы д…лжны сделать вывод о том что единая общая язык…вая норма уступает место нормам опред…ле(н, нн)ых функци…нальных стилей к…торые могут существе(н, нн)о вар…ир…ват…ся.
1.5. Тот факт что язык СМИ вып…лня…т в наст…ящее время функцию н…рмал…затора уже отмечен рядом и(с, сс)лед…ват…лей. Язык пре(с, сс)ы облада…т огромными в…зможн…стями и оказ…вает сильнейшее вл…яние на другие разн…видн…сти лит…ратурного языка и на общество в целом. Это об…ясня…т…ся с одной ст…роны в…здействующ…й функцией медийных текстов а с другой (не)пр…рывн…стью такого в…здействия п…скольку в той или иной форме тексты средств ма(с, сс)овой инф…рмации пр…сутствуют в жизни совреме(н, нн)ого чел…века п…стоя(н, нн)о. За п…следни… пятна…цать лет пр…из…шли б…льшие изм…нения в тип…логии стилистике и языке ро(с, сс)ийской пре(с, сс)ы. К началу XXI века язык СМИ станов…т…ся этало(н, нн)ым факт…ром влияющим не только на ф…рм…рование нормы совреме(н, нн)ого ру(с, сс)кого лит…ратурного языка но и на этнич…скую язык…вую культуру в целом. Если до опред…ле(н, нн)ого м…мента СМИ пр…держ…вались в своей практик… общ…лит…ратурных норм эт…ло(н, нн)ых для всего общества по(д, дд)ержива…мых системой среднего и вы…шего образ…вания то с к…нца 80-х годов XX столетия разница между традиц…о(н, нн)ыми норм…тивными образцами и сре…ствами выражения пр…нятыми в СМИ становит…ся всё заметнее. Таким образом СМИ не только вып…лняют функцию ф…рмир…вания и закр…пления норм…тивных образцов речи но и сами весьма д…намично изм…няют…ся делая эти изм…нения дост…янием ми(л, лл)ионов н…сит…лей языка. Ун…фикац…я р…чевой практик… имеет серьезные с…циальные причины распр…странение образ…вания и в…зр…сшая роль средств ма(с, сс)овой инф…рмации. На этом общем фоне и пр…т…кает пр…це(с, сс) норм…лизации. Особе(н, нн)о заметны такие тенденц…и сбл…жение норм письме(н, нн)ой и ус…ной речи рост вариантн…сти язык…вых средств в пр…делах нормы осл…бление нормы в сторону ее дем…крат…зации. Дем…крат…зация речевой практики (не)разрывно связана с дем…крат…зацией обществе(н, нн)ой жизни с осв…б…ждением от ф…рмальных устан…влений к…торые в значит…льной степени и опред…ляли след…вание норм…тивным образцам. Можно встретить различные толк…вания да(н, нн)ого термина и различные оценки да(н, нн)ого пр…це(с, сс)а одни считают его (не)сомне(н, нн)ым благом другие (не)избежным злом. 1.6. Культура (не)редко тракту…т…ся как система ко(л, лл)…ктивного знания с пом…щью к…торого люди м…д…лируют окружающий мир. Такая точка зрения подчерк…вает тесную взаим…связь восприятия п…знания языка и культуры. В русле этой к…нцепции инд…в…дуальные действия людей (не)разрывно связа(н, нн)ые с ко(м, мм)ун…кативными пр…це(с, сс)ами относят…ся к компл…ксной системе ко(л, лл)…ктивного знания передава…мого через язык. П…средн…ками в распр…странении ко(л, лл)…ктивного знания в наст…ящее время являют…ся СМИ. Гл…бальные изм…нения в совреме(н, нн)ом информац…о(н, нн)ом обществе влияют не только на условия жизни но прежде всего на спос…б мышления систему воспр…ятия совреме(н, нн)ого чел…века и его реч…. Степень знач…м…сти текстов тесно связа(н, нн)а с кат…горией язык…вой нормы п…скольку име(н, нн)о наиболее влият…льные тексты и опр…деляют степень норм…тивн…сти того или иного язык…вого явления. Как правило при этом осн…вным кр…терием являет…ся наличие слова или гра(м, мм)атич…ской к…нструкции в текстах к…торые в наст…ящее время считают…ся образцовыми прав…льными. Прежде такими образцами служили пр…изв…дения художестве(н, нн)ой лит…ратуры п…скольку пре…пол…галось что писат…ли осозна(н, нн)о относят…ся к языку своих пр…изв…дений. Однако в наст…ящее время автор…тет лит…ратурных пр…изв…дений как норм…тивных образцов существе(н, нн)о сниз…лся. Это об…ясня…т…ся тем что (в)связи с общим сн…жением ур…вня культуры в общ…стве переж…вающ…м разного рода с…ц…альные потр…сения инт…рес к кла(с, сс)ич…ской лит…ратуре существ…(н, нн)о уменьш…лся. Даже лит…ратурные пр…изв…дения сост…вляющие основу школьной пр…гра(м, мм)ы известны далеко (не)всем выпускн…кам школы. Однако может быть эти старые скучные тома и знать(то) (не)стоит? Да (не)к…торые (по)прежн…му читают но может быть важно что читают и какой стала культура чтения? С другой ст…роны с…време(н, нн)ая лит…ратура с…здает такие тексты к…торые пока (не)могут служить в кач…стве обр…зцовых (не)могут ф…рмир…вать предст…вление о норме лит…ратурного языка. Пр…изв…дения ма(с, сс)овой лит…ратуры детективы б…евики любовные р…маны (не)сп…собны с…здать адекватное пр…дставление о в…зможн…стях ру(с, сс)кого лит…ратурного языка име(н, нн)о (п…)этому их влияние на ф…рмир…вание реч…вых предп…чтений общества столь опасно.
1.7. Высокая лит…ратура ф…рмирует у читат…ля чу…ство нормы как условие св…боды язык…вого выр…жения. Лингв…стич…ский натур…лизм ма(с, сс)овой лит…ратуры напротив с…здает и(л, лл)юзию язык…вой всед…зволе(н, нн)…сти но фактич…ски дем…нстрирует полную подч…не(н, нн)ость чел…века гов…рящего среде язык…вого об…тания. Инте(л, лл)…ктуальный и образный прим…т…визм небрежн…сть синтаксиса косн…язычие всё это сп…собствует ф…рмир…ванию ущербного типа язык…вой личн…сти. Чтение об…емного лит…ратурного пр…изведения все(таки) работа требующая неких умств…(н, нн)ых усилий к…торых многие изб…гают. Визуальные образы в…спр…нимают…ся г…раздо легче к тому же они могут быть и более пр…ятными. Совреме(н, нн)ая ма(с, сс)овая культура ор…ентир…вана в большей степ…ни на визуальное воспр…ятие яркой движущ…йся к…ртинки со звук…вым сопр…в…ждением где текст играет подч…не(н, нн)ую роль. Даже традиц…о(н, нн)ые п…чатные издания существе(н, нн)о п…высили свою «наглядн…сть» (не)редко используя огромные на (пол)п…лосы фот…графии на каждой стр…нице. И это п…нятно издат…лю легче п…казать чем ра(с, сс)казать. П…чатные матер…алы таким образом н…зводят…ся до ур…вня об…емной подписи под фот…графией. С конца 80-х годов XX ст…летия разница между традиц…о(н, нн)ыми норм…тивными образцами и сре…ствами выражения принят…ми в СМИ станов…т…ся всё больше. СМИ вып…лняют функцию ф…рмир…вания и закр…пления норм…тивных образцов речи в тех условиях когда лит…ратура имеющая в…зможн…сть представить иные норм…тивные образцы становит…ся всё менее востреб…ва(н, нн)ой. По да(н, нн)ым с…циологов почти п…л…вина ро(с, сс)иян живет без хо(б, бб)и. Из ост…льных регулярно обр…щают…ся к книгам около 10% нас…ления. И можно предп…л…жить что (не)меньше п…л…вины увлека…т…ся чтением дамских р…манов б…евиков и детективов то есть пр…изв…дений к…торые (не)могут служить образцами прав…льной и красивой речи. В то(же) время в…здействию средств ма(с, сс)овой инф…рмации люди п…двергают…ся почти (не)пр…рывно даже (не)всегда того желая. Таким образом СМИ благ…даря своей распр…стране(н, нн)…сти оказ…вают…ся более э(ф, фф)…ктивными чем любые другие норм…тивные образцы.
1.8. Язык предст…вляет с…бой особую систему. Это озн…чает в час…ности что все пр…надл…жащие языку ед…ницы оказ…вают…ся связа(н, нн)ыми друг с другом (не)п…средстве(н, нн)о или опосред…ва(н, нн)о. Изм…нение хотя бы одного эл…мента (не)избежно в…дет к изм…нению других эл…ментов и пер…стройке всей системы. При этом наблюдать язык (не)п…средстве(н, нн)о мы (не)можем. Мы воспр…нимаем отдельные реч…вые акты то есть ус…ные и письме(н, нн)ые тексты. Предст…вление языка в гра(м, мм)атиках и сл…варях есть пр…дукт рек…нструкции системы на осн…вании анализа мног…числе(н, нн)ых текстов. Кстати различия в т…лк…вании одних и тех же ед…ниц разными сл…варями об…ясняет…ся тем что сл…вари результат интерпр…тации материала к…торая (не)может быть безук…ризне(н, нн)о точной и одн…значной. Откроем страшную тайну лингвисты до сих пор спорят сколько же в ру(с, сс)ком языке падежей (есть ли например звательный падеж) разные гра(м, мм)атики предл…гают разные списки частей речи (в час…н…сти подв…рга…т…ся с…мнению существ…вание таких частей речи как мест…имение и кат…гория состояния) и т. д. Многие лингвисты поэтому пол…гают что собстве(н, нн)о язык это мысле(н, нн)ый конструкт он сущ…ствует исключит…льно в сознании. Например А. А. Шахматов указ…вал что реальное быти… имеет язык каждого инд…вид(у, уу)ма язык города обл…сти народа оказывает…ся извес…ной научной фикц…ей. Это утв…рждение представляет…ся излишне катег…ричным. Язык все же (не)фикц…я но пр…рода его ид…альна матер…альное вопл…щение он п…лучает в текстах. С…вокупн…сть текстов ус…ных и письме(н, нн)ых называют реч…ю. Реч… можно пон…мать как (психо)физ…ологич…ский пр…це(с, сс) гов…рить в этом случае о мех…низмах речи законах пор…ждения и воспр…ятия речи и т. д. Если же гов…рить о речи как сов…купн…сти речевых актов то можно различать ус…ную и письме(н, нн)ую диал…гич…скую и мон…логич…скую разг…ворную детскую реч… и др. Все это разные использ…вания возможн…стей языка отобр…жения того или иного знания это разные формы пр…менения языка в различных ситуациях общения. 1.9. При всех различ…ях языка и речи они находят…ся в т…снейш…й взаим…связи. Оч…видно что реч… строит…ся из того р…пертуара средств к…торые предл…гает язык и по тем законам к…торые диктует язык. С другой ст…роны если польз…ватели в своей реч…вой практике отказ…вают…ся от тех или иных язык…вых ед…ниц р…гулярно нарушают те или иные прав…ла то эти ед…ницы «ум…рают» а законы меняют…ся что ведет к пер…стройке всей язык…вой системы причем (не)в…зможно предсказать как име(н, н)но она пер…строит…ся. С…знат…льно и цел…направле(н, нн)о менять в нужном для себя напр…влении язык…вую систему (ни, не)отдельный инд…вид (ни, не)общество в целом (не)могут п…добные изм…нения для н…сит…лей языка д…статочно стихийны. П…зволим себе одно ср…внение. Язык можно представить (в)виде склада где на опр…деле(н, нн)ых полках в опр…деле(н, нн)ом п…рядке находят…ся различные «ед…ницы хранения» д…пустим одежда любая какая только сущ…ствует в пр…роде страус…вые боа и набедре(н, нн)ые п…вязки ш…лковые блузки и тел…грейки валенки и шл…панцы... Для с…здания реч…вого произв…дения каждый из нас «берет» те или иные из этих ед…ниц строит из них (не)к…торые комб…нации и пр…водит иные оп…рации предписа(н, нн)ые прав…лами к…торые существуют на да(н, нн)ом складе. Точно так же и мы по мере своих возможн…стей вкуса климата форм…руем свой гард…роб используя те или иные пр…дметы. С…став «ед…ниц хранения» и прав…ла ман…пуляций с ними пост…я(н, нн)о меняют…ся. Наиболее д…намичные изм…нения про…сходят со сл…вами. Одни из них исч…зают вернее если пр…должить пр…веде(н, нн)ое ср…внение о них забывают они ум…рают для посетит…лей склада. Более к…нсервативны те его отд…ления где хранят…ся фонемы и морфемы там изм…нения пр…исходят значит…льно медле(н, нн)ее то(же) можно сказать и о прав…лах оперир…вания этими ед…ницами. Этим кстати об…ясняет…ся почему гов…рящие о порче языка обращают…ся исключит…льно к лексике споря о заимств…ваниях жарг…низмах изм…нении значений слов и т. д.
1.10. Язык использу…мый в со…тветствии с общ…принятыми нормами становит…ся тем ед…нстве(н, нн)ым средством к…торое об…единяет людей в условиях инте(л, лл)ектуального с…циального имуществе(н, нн)ого и иного нерав…нства так об…стривш…гося в наше время. Лит…ратурный язык об…единяет пок…ления людей и поэтому его нормы должны быть как можно более устойч…выми стабильными. Таким образом следует признать что «плав…ющие» «гибкие» нормы (не)будут вып…лнять прежде всего этой важной функции функции пр…емстве(н, нн)…сти реч…вых и культурных традиц…й. Быстрый темп изм…нения ру(с, сс)кого языка и язык…вых норм привел к частичной п…тере пон…мания многими н…сит…лями р…дного языка того что являет…ся прав…льным и что (не)прав…льным. При этом следует указать что разные нормы изм…няют…ся (по)разному с разной скор…стью и в разном об…еме быстрее всего лексика и (лексико)стил…стич…ские нормы в меньшей степ…ни орфоэпич…ские и т. п. Расшат…вание норм далеко (не)без…бидно если оно сп…собствует п…тере пон…мания между людьми. В этом отн…шении пр…блема язык…вой нормы связ…вает…ся с чрезвычайно актуальной на сегодн…шний день пр…блемой т…лерантн…сти и язык…вой агре(с, сс)ии. Причем мнения по этому пов…ду высказ…вают…ся диам…трально против…п…ложные. Одни считают совр…ме(н, нн)ое состояние норм…тивных пре…писаний по п…стр…ению речи нарушен…ем св…боды каждой личности и со…тветстве(н, нн)о т…лерантн…сти другие напротив видят в налич…и норм способ см…гчения изн…чальной «конфликтн…сти» речи трет…и считают «расшат…вание» норм пр…чиной ус…ления язык…вой агре(с, сс)ии. Язык…вые нормы это свое…бразный к…нсенсус создат…ля и получат…ля реч…вых пр…изв…дений п…зв…ляющий им д…стат…чно легко и экон…мично взаим…действ…вать (не)вых…дя за рамки ко(м, мм)уникативной прагмат…ки. Таким образом наличие опред…ле(н, нн)ых норм пр…знает…ся одним из естестве(н, нн)ых пр…знаков языка к…торый обеспеч…вает равн…правные отн…шения между авт…ром высказ…вания и его адресатом. Со…тветстве(н, нн)о нарушение этих норм отсутствие взаим…пон…мания между авт…ром и адресатом может ра(с, сс)матриват…ся как акт реч…вой агре(с, сс)ии что в равной степени пр…менимо как в межличн…стной так и в ма(с, сс)овой ко(м, мм)уникации.
|