Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Охарактеризуйте биогеоценоз степи, цепи питания в нем.
Степь — равнина, поросшая травянистой растительностью. Характерной особенностью степей является практически полное отсутствие деревьев (не считая искусственных насаждений и лесополос вдоль водоёмов и путей сообщения). Климат степных регионов, как правило, находится в диапазоне от умеренно-континентального до резко-континентального, и всегда характеризуется жарким или очень жарким (до +40 °C) и сильно засушливым летом. Зима в степных регионах всегда малоснежная, с сильными позёмками и метелями, от умеренно мягкой до суровой с трескучими морозами, иногда возможны даже морозы до − 40 °C. Характерная черта степи — безлесное пространство, покрытое травянистой растительностью. Травы, образующие сомкнутый или почти сомкнутый ковёр: ковыль, типчак, тонконог, мятлик, овсец и др. Растения приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Многие из них засухоустойчивы либо активны весной, когда ещё остаётся влага после зимы. Степи богаты луковичными растениями (тюльпан). Как по видовому составу, так и по некоторым экологическим особенностям животный мир степи имеет много общего с животным миром пустыни. Также как и в пустыне, степь характеризуется высокой засушливостью, лишь немногим меньшей чем в пустыне. Зимой в степи часто бывают сильные холода, и обитающим животным и растениям приходится приспосабливаться, помимо высоких, ещё и к низким температурам. Животные активны летом преимущественно ночью. Из копытных типичны виды, отличающиеся острым зрением и способностями к быстрому и длительному бегу, например, антилопы; из грызунов — строящие сложные норы суслики, сурки, слепыши и прыгающие виды: тушканчики, кенгуровые крысы. Большая часть птиц на зиму улетает. Обычны: степной орёл, дрофа, степной лунь, степная пустельга, жаворонки. Многочисленны пресмыкающиеся и насекомые.
Билет № 11. 1. Охарактеризуйте особенности обмена веществ в растительной клетке. Раскройте суть процесса фотосинтеза и его планетарное значение. 2. Дайте общую характеристику одноклеточных животных. Каково значение одноклеточных животных в природе, жизни человека? 3. Какую первую помощь следует оказать при отравлении грибами и ядовитыми растениями?
Охарактеризуйте особенности обмена веществ в растительной клетке. Раскройте суть процесса фотосинтеза и его планетарное значение.
Растительная клетка имеет много общих черт как в строении, так и метаболических процессах с животной клеткой. Структурные различия заключаются наличием у растительной клетке целлюлозной оболочки, большой по объему вакуоли, отсутствием центриолей при делении. Функциональные различия, в основном, относятся к клеткам содержащих пигменты, способные усваивать кванты света и трансформировать усвоенную лучистую энергию в химическую энергии АТФ (аденозинтрифосфат) и восстановленный НАДФ∙ Н (никотинамид-адениндинуклеотидфосфат), которые используются на образование органических веществ из неорганических двуокиси углерода (СО2) и воды (Н2О). Образованные органические вещества в этом процессе, называемого фотосинтезом, затем превращаются в многообразные органические вещества идущие на жизненные процессы как самой клетки (автотрофия), так и клеток растения, которые не содержат пигментов и зависят от поступления готовых питательных веществ (гетеротрофия). Отсюда, основной особенностью обмена веществ растительной клетки является её способность улавливать световую энергию с участием пигментов и запасать эту энергию в химические связи органических веществ АТФ и НАДФ∙ Н. Однако надо отметить, что эта способность закодирована в геноме любой растительной клетки фотосинтезирующего растения (тотипотентность), но в силу дифференцировки и специализации в выполнении функций (клетки корня, меристематических, проводящих, покровных и запасающих тканей и др.) не реализуется, находится в репрессированном состоянии. Так что по сути можно признать все клетки растений, генетически потенциально автотрофны. Этим свойством не обладает ни одна клетка животного организма. Фотосинтез - процесс образования органических соединений из неорганических благодаря превращению световой энергии в энергию химических связей. В настоящее время известно, что фотосинтез проходит две стадии, но только одна из них — на свету. Доказательства двухстадийности процесса впервые были получены в 1905 году английским физиологом растений Ф. Ф. Блэклином, который исследовал влияние освещенности и температуры на объем фотосинтеза. Фотосинтез в растениях осуществляется в хлоропластах. Он включает преобразования энергии (световой процесс), превращение вещества (темновой процесс). Световой процесс происходит в тилакоидах, темновой — в строме хлоропластов. Обобщенное циркулирование фотосинтеза выглядит следующим образом: 12H2О → 12H2 + 6O2 + энергия АТФ 12H2 + 6O2 + энергия АТФ → С6H12O6 + H2О
Фотосинтез - процесс образования органических соединений из неорганических благодаря превращению световой энергии в энергию химических связей. К фототрофным организмам принадлежат зеленые растения (высшие растения, водоросли), некоторые животные (жгутиковые), а также некоторые прокариоты - цианобактерии, пурпурные и зеленые серобактерии. В клетках высших растений фотосинтез происходит в специальных органеллах - хлоропластах, содержащих пигменты. Основными фото- синтезирующими пигментами являются хлорофиллы. В основе фотосинтеза лежат окислительно-восстановительные реакции, связанные с переносом электронов от соединений - поставщиков электронов к соединениям, которые их принимают, а также с образованием углеводов и выделением в атмосферу молекулярного кислорода.
В процессе фотосинтеза у зеленых растений и цианобактерий принимают участие фотосистемы: первая (I) и вторая (II), имеющие реакционные центры, в состав которых входят молекулы хлорофилла, соединения, способные принимать и отдавать электроны и другие вещества. Фотосистемы связаны между собой системой переноса электронов; они включаются последовательно - сначала фотосистема I, затем - фотосистема II. Процесс фотосинтеза происходит в две фазы - световую и темновую. В световой фазе реакции протекают на свету в мембранах тилакоидов - особых структур хлоропластов. Фотосинтез начинается с поглощения световой энергии светопоглощающими пигментами фотосистемы I. Далее реакционный центр «возбуждает» один из электронов хлорофилла. Молекулами-переносчиками этот электрон переносится на наружную поверхность мембраны, приобретая определенную потенциальную энергию. 1) В фотосистеме I электроны, взаимодействуя с ионами гидрогена, имеющимися в окружающей среде, восстанавливают это соединение. Впоследствии оно становится поставщиком гидрогена, необходимого для восстановления С02 до глюкозы. Упомянутое выше соединение называется НАДФ+ (никотинамидадениндинуклеотидфосфат, окисленная форма).- Реакция его восстановления имеет такой вид: Атомарный водород потом используется для построения глюкозы. 2) На фотосистеме II происходит распад воды. Под действием света при участии ферментов молекула воды расщепляется на ионы гидрогена, молекулярный кислород (выделяющийся в атмосферу) и электроны (используются на восстановление фотосистемы II): 2Н2О → 4Н+ + О2 + 4е Этот процесс называется фотолизом. Ионы гидрогена Н+, присоединяя электроны с высоким энергетическим уровнем, превращаются в атомарный гидроген, который используется в последующих реакциях фотосинтеза. 3) Далее происходит превращение энергии электронов в энергию АТФ: АДФ + Ф + энергия АТФ. Энергия АТФ используется для построения глюкозы. Реакции темновой фазы фотосинтеза протекают внутри хлороплас- тов и на свету, и в темноте. При наличии углекислого газа, определенных соединений и энергии АТФ, запасающейся в ходе световых реакций, гидроген присоединяется к С02, поступающему в хлоропласты из внешней среды. Через ряд последовательных реакций при участии специфических ферментов образуются моносахариды (в частности, глюкоза), из которых затем синтезируются полисахариды (крахмал, целлюлоза). Значение фотосинтеза: 1. Вследствие фотосинтеза на Земле образуется ежегодно до 200 млрд тонн сухого вещества, за счет которого поддерживается жизнедеятельность всех гетеротрофных организмов. 2. При фотосинтезе в атмосферу выделяется кислород, а поглощается углекислый газ. Таким образом, зеленые растения обеспечивают жизнь на Земле, играя на ней, по словам К. А. Тимирязева, роль космического фактора. 3. Фотосинтез препятствует увеличению концентрации углекислого газа в атмосфере, предупреждая перегрев Земли из-за парникового эффекта. 4. Кислород фотосинтеза не только обеспечивает дыхание живых существ, но и защищает их от жесткого ультрафиолетового излучения озоновым экраном. 2. Дайте общую характеристику одноклеточных животных. Каково значение одноклеточных животных в природе, жизни человека? Простейшие играют определенную роль в природе, т.к. принимают участие в круговороте веществ в биосфере. Они входят в состав зоопланктона, который является кормом для многих морских животных. Морские простейшие: радиолярии, форамениферы — формируют осадочные породы. Подцарство Простейшие насчитывает около 70 ООО видов животных, тело которых состоит из одной клетки. Паразитические простейшие вызывают разнообразные тяжелые заболевания человека и животных и даже привести к гибели организма хозяина. Например: I. Дизентерийная амеба обитает преимущественно в просвете толстой кишки и питается его микрофлорой (бактериями, способствующими нормальной работе кишечника), не вызывая заболеваний. Однако иногда из просвета толстой кишки она внедряется в слизистую, где размножается и вызывает образование язв и кровавый понос. В организм человека она попадает в виде цист с водой или пищей. II. Паразитические жгутиконосцы. 1. Трипаносомы паразитируют в крови, в лимфе и в спинномозговой жидкости позвоночных животных и человека. У человека трипаносомы являются причиной сонной болезни, распространенной среди населения экваториальной Африки. Переносчиком этой болезни является кровососущая муха цеце. Заболевание сопровождается лихорадкой, воспалением лимфатических узлов, сонливым состоянием. Если больного не лечить, он умирает. 2. Лейшмании паразитируют в клетках кожи или внутренних органов (печени, селезенки человека). Переносчиками лейшманий являются кровососущие насекомые москиты. 3. Лямблии паразитируют в протоках печени, тонком кишечнике. Они вызывают нарушение функции кишечника, холецистит. III. Споровики — исключительно паразитические простейшие, внутриклеточные паразиты. Одно из наиболее опасных заболеваний, унесших миллионы человеческих жизней, — малярия. Возбудитель этого заболевания — малярийный плазмодий — паразитирует в клетках печени и крови — эритроцитах. У больного малярией через определенные промежутки времени (24, 48 или 72 часа) наблюдаются приступы жестокой лихорадки, которые возникают в результате массового разрушения пораженных эритроцитов. Переносчиком малярии является малярийный комар.
3. Какую первую помощь следует оказать при отравлении грибами и ядовитыми растениями? Наиболее опасно отравление ядовитыми грибами, симптомы которого различаются в зависимости от разновидности гриба и содержащегося в нем токсина. Бледная поганка вызывает поражение желудочно-кишечного тракта, печени и почек. Скрытый период может продолжаться от 1 до 40 часов в зависимости от концентрации яда. Затем развивается тошнота, неукротимая рвота, боль в животе, понос, резкая слабость, головная боль, головокружение. Если вовремя не оказать помощь в достаточном объеме, наступает следующий период отравления, сопровождающийся желтушностью глазных яблок и кожи, рвотой цвета кофейной гущи, дегтеобразным стулом, кровью в моче. В этом периоде больные нередко погибают. Мухомор оказывает нейротоксическое действие, парализующее центры дыхания и сердцебиения. Через 2 часа после употребления грибов появляются слюнотечение, влажность кожных покровов, понос, боли в животе, сужение зрачков. Сатанинский (ложный белый) гриб уже через 6-12 часов после употребления в пищу вызывает тошноту, рвоту, понос. Наблюдаются желтуха, увеличение и болезненность печени, потеря сознания, падение сердечной деятельности, моча темного цвета. Отравление ядовитыми растениями чаще случается с детьми, когда они едят плоды этих растений, принимая их за съедобные (волчьи ягоды, ландыш, дурман). В любом случае неотложная помощь заключается в промывании желудка (дать пострадавшему выпить 1, 5-2 л кипяченой воды и вызвать рвоту, надавливая на корень языка) и кишечника (клизмой) уже при первых признаках отравления. Дать пострадавшему активированный уголь из расчета 1 таблетка на 10 кг веса человека и как можно скорее доставить в ближайшее лечебное учреждение.
|