Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специальный порядок
Административная (специальная) форма защиты гражданских прав, также как и судебная форма, выступает в качестве законодательно предусмотренной системы значимых действий лица, чьи права, законные интересы нарушены или оспариваются незаконными действиями компетентных государственных органов, либо должностных лиц, путем обжалования в надзорные органы или вышестоящие органы, в ведение которых рассмотрение жалоб. Отличительной особенностью административной формы от судебной, является процессуальное средство, при помощи которого, осуществляется защита нарушенных гражданских прав. В суде основное средство защиты иск, а для административного предусмотрена жалоба, подаваемая в соответствующий орган. Содержание административной формы защиты составляет совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с подачей жалобы. Характерным для административной защиты гражданских прав является то обстоятельство, что содержанию административной защиты для лица, чьи права нарушены, свойственно наличие только прав. Так, потерпевший вправе подать жалобу в вышестоящий орган, а может обратиться за защитой и в суд. Но если им избран административный порядок защиты, то на соответствующий государственный орган возлагается обязанность в определенный срок рассмотреть жалобу, принять по ней меры, о чем письменно сообщить лицу, обжалующему неправильные действия государственных органов и их должностных лиц. Пункт 2 ст. 11 ГК РФ содержит положение, в соответствии с которым защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Хотелось бы отметить, что это правило о возможности обжалования неправомерных действий государственных органов и их должностных лиц только в специально предусмотренных случаях подразумевает обязательный административный порядок обжалования таких действий. Поскольку никто не вправе запретить лицу, чьи гражданские права нарушены действиями государственного служащего, обратиться к его начальнику с требованием пресечь нарушение, совершенное его подчиненным, что в принципе он как руководитель сделать даже обязан. В случае, если руководитель откажет в соответствующем требовании, то за потерпевшим остается право обжаловать действия и непосредственно нарушителя, и его руководителя в судебном порядке. Наряду с альтернативной возможностью обжаловать незаконные действия государственных органов и их должностных лиц в вышестоящие или судебные органы продолжает существовать порядок обязательного первоначального административного обоснования. Что, безусловно, ущемляет права граждан и в принципе противоречит Закону «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»», который расширил круг органов и лиц, решения и действия (либо бездействие) которых могут быть обжалованы в суд. В их число включены теперь все государственные служащие. Ответственность государственного служащего при этом, в соответствии со ст. 5 ФЗ от 31.07.95 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» № 119 – ФЗ, наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Он устанавливает принципы государственной службы и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. К коллегиальным и единоличным действиям, которые теперь могут быть обжалованы в суд, отнесено и предоставление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий, нарушающих права и законные интересы граждан. Данное обстоятельство имеет достаточно большое значение, например, для получения разрешения органов государственного комитета по антимонопольной политике на совершение сделки по приобретению пакета акций с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо получает право распоряжаться более чем 20 процентами указанных акций. Пример такого рода обжалования решения антимонопольной службы можно привести из судебной практики арбитражных судов дело № А40-71572/05-72-185. Заявитель Новичков С.Б. к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по г. Москве (далее – УФАС) о признании незаконным бездействия, выражающегося в непринятии мер по исправлению нарушений, допущенных при выдаче заключения от 24.11.2004 № 5-7793 об удовлетворении ходатайства Бабаева М.А. о приобретении 38% акций с правом голоса ОАО «Мособлпроммонтаж», а также об обязании аннулировать указанное заключение[33]. Статья 33 Основного Закона Российской Федерации - Конституции закрепляет основу правового регулирования административной формы защиты, заключающуюся в том, что гражданам Российской Федерации гарантируется право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и в органы местного самоуправления. В соответствии с данным правилом возможность обжалования неправомерных действий и решений государственных органов в вышестоящих органах предусмотрена практически во всех нормативно-правовых актах, предоставляющих полномочия на совершение таких действий. В случае отсутствия, либо принятия неправомерного решения и действия административного орган п. 2 ст. 46 Конституции РФ предоставляет право на обжалование в суде. Следует учитывать, что законом предусмотрен срок в один месяц для обращения в суд с подобной жалобой на административный орган, со дня получения отказа в его удовлетворении. В иных нормативных правовых актах может быть установлен и иной срок для судебного оспаривания таких действий. В случаях, когда жалоба удовлетворяется, то подлежит отмене решение, либо признается неправомерными действия или бездействия, нижестоящих органов или должностных лиц их принявшие. Жалоба, как и исковое заявление может быть удовлетворена полностью, либо частично. Если жалоба подана на действия правоохранительных органов, вынесших постановление о привлечении к административной ответственности, то при её удовлетворении производство по делу об административном правонарушении прекращается или выносится приказ о назначении дополнительной проверки (если таковая, например, необходима для доказательства вины привлекаемого в качестве правонарушителя). Иногда, удовлетворяя жалобу, вышестоящий орган или должностное лицо признает неправомерным действие или бездействие нижестоящего органа или должностного лица и одновременно определяет перечень действий, которые должны быть совершены в целях устранения допущенных нарушений (либо вышестоящий орган, должностное лицо самостоятельно совершает такие действия, если это относится к его компетенции). При административном обжаловании решение нижестоящего органа или должностного лица может быть изменено, например, снижена сумма штрафа или вместо штрафа налагается другое взыскание. При этом закон запрещает налагать более жесткое взыскание, например, заменять предупреждение штрафом или увеличивать сумму штрафа. Отказы в рассмотрении жалоб возможны, если не соблюдена письменная форма подачи обращения, нарушены сроки обжалования. Отказ последует, если документ не подписан заявителем или подписан лицом, не имеющим соответствующих полномочий на осуществление представительства (см. «Представительство»). Ваше обращение не станут рассматривать, если в нем нет указания на предмет обжалования, орган (должностное лицо), чьи действия обжалуются, а также на лицо, от имени которого подана жалоба. В этих и других случаях заявителю в обязательном порядке направляется письменный отказ в рассмотрении жалобы с указанием причин. Решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению может быть обжаловано в соответствии с общим порядком. Кроме того, получив разъяснения причин отказа и устранив недостатки, вы вправе вновь обратиться с жалобой аналогичного содержания.[34] В решении по жалобе обязательно разъясняется порядок дальнейшего обжалования решения, действий или бездействия уполномоченных органов и их должностных лиц со ссылкой на соответствующие нормы законодательства, которыми предусмотрена возможность такого обжалования. Вторичное обжалование решений, действий или бездействия контрольных органов и их должностных лиц осуществляется в судебных инстанциях. Впрочем, можно обратиться и к прокурору. Стоит отметить, что во многих случаях о нарушениях, допущенных нижестоящими органами и их должностными лицами, вышестоящие органы и их чиновники узнают именно из жалоб, поступивших от юридических и физических лиц. К провинившемуся чиновнику может быть применена дисциплинарная ответственность (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы). Кроме того, должностные лица могут быть привлечены к административной, уголовной или материальной ответственности. Предметом жалобы, в отличие от других обращений, является требование заявителя о восстановлении его нарушенных прав. Если заявитель обращается с просьбой о выполнении (реализации) его законных устремлений, то такое обращение по сути своей не является жалобой. При обращении с жалобой заявитель, во-первых, сообщает о нарушении его прав, а во-вторых, требует их восстановления.[35] Основанием жалобы, ее «юридическим составом» являются обстоятельства, указывающие на несоответствие требованиям действующего законодательства решений, действий или бездействия уполномоченных органов и их должностных лиц, затрагивающих заявителя непосредственно и индивидуально. Характерным признаком жалобы является наличие в тексте документа (как правило, в его заключительной части) требования лица о восстановлении его нарушенных прав и законных интересов, которое основано на признании незаконными решений и действий контрольных органов и их должностных лиц. Отличие жалоб от других обращений по правовым последствиям состоит в том, что ответ на жалобу является основанием для вторичного обжалования решений, действий или бездействия контрольных органов в суд. Остальные обращения рассматриваются в установленном порядке в соответствии с правилами делопроизводства. Можно привести конкретный пример обжалования действий или бездействия аппарата суда, а именно деятельность канцелярии суда. На практике частым явлением затягивания исполнения судебных актов, является искусственно создаваемая волокита работниками судов. Подать жалобу можно непосредственному начальнику – председателю суда в котором находится канцелярия. В жалобе следует указать, что в случае бездействия управомоченного должностного лица, рассматривающий нарушение канцелярии, жалоба будет направлена в Высшую Квалификационную Коллегию Судий Российской Федерации. Подать жалобу можно тремя способами: - Непосредственно на личном приеме у судьи передать жалобу; - Подать жалобу в канцелярию. Имея при себе дав экземпляра жалобы: предать один работникам канцелярии, а второй оставить при себе после, того как лица, принявшую жалобу поставят отметку о приеме жалобы. - Отправить жалобу почтой, как заказное письмо с уведомлением о вручении и описью вложения. Существенной проблемой использования процедур административной формы защиты гражданских прав, является отсутствие желания граждан защищать свои права в административном порядке. Вызвано это зачастую, чрезмерно забюрократизированной системой и позицией выстроенной иерархии административных органов, направленная первоначально на защиту чести мундира. Другой проблемой можно назвать, низкий уровень издания норм ведомствами направленных на защиту гражданских прав.
|