Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Законодательное собрание 3-го созыва по Ивановской области
Выборы депутатов Законодательного Собрания третьего созыва состоялись в декабре 2000 года. Председателем Законодательного Собрания был избран Гришин В.С. Образованы комитеты: по бюджету, финансовой и налоговой политике; по вопросам экономики; по законности и общественной безопасности; по труду и социальной политике; по местному самоуправлению и связям с общественностью. Депутаты продолжили целенаправленную и последовательную работу над законодательством в финансовой, экономической и социальной сферах. Сформирован крупный и трудоемкий блок законов, касающихся выборов, основ деятельности всех органов государственной власти и местного самоуправления. Несомненной заслугой депутатов третьего созыва стало то, что принятие главного финансового документа – областного бюджета – проходит ежегодно в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса, гласно, с участием глав муниципальных образований, депутатов представительных органов местного самоуправления. В сфере экономической политики приняты важнейшие законы: " О государственном заказе Ивановской области", " О государственной поддержке предприятий (организаций) текстильной промышленности в Ивановской области", " Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ивановской области", " О программе развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств Ивановской области на 2005-2010 годы". Принят ряд законов для регулирования налоговых правоотношений в сфере малого и среднего предпринимательства, поддержки инвестиционной деятельности. В социальной сфере законодательно утверждены и действуют более 30 законов-программ, направленных на поддержку малообеспеченных семей, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, молодежи, квалифицированных работников социальной сферы, занятых в сельской местности. В целях реализации Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ принят целый блок областных законов, устанавливающих меры социальной поддержки различных категорий граждан. В связи с вступлением в силу переходных положений Федерального закона от 06.10.2005 № 131-ФЗ приняты законы по реализации реформы местного самоуправления в Ивановской области. Большое внимание депутаты уделяют развитию законодательной базы по вопросам укрепления законности и правопорядка. Принят областной закон " Об участковых пунктах милиции", внесены изменения и дополнения в областную целевую программу по борьбе с преступностью, закон " Об административных правонарушениях в Ивановской области". Фундаментальные ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная, олицетворяющие единую государственную власть, должны быть дополнены инструментами контроля и сдерживания любой из них. Они обеспечиваются не только с помощью рычагов влияния каждой ветви власти друг на друга, но и с помощью воздействия со стороны функционально самостоятельных правовых институтов, государственных органов. В условиях России эту роль, в частности, должны выполнять органы прокуратуры, которая обязана устанавливать и принимать меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили. Прокуратура РФ - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Это ее основная функция. Надзор имеет своей целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Сущность прокурорского надзора состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов государственными и общественными образованиями. Административный надзор как способ обеспечения законности и дисциплины представляет собой особый вид государственной деятельности и специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих особо важное значение для общества и государства. Милиция как основная сила в системе органов внутренних дел традиционно осуществляет три направления деятельности: административное, оперативно-розыскное, следственное. Административная деятельность в своём изначальном виде представляет по существу административный надзор, т.е. надзор за соблюдением и исполнением многочисленных правил поведения граждан и организаций на улицах, площадях, транспортных магистралях, вокзалах и других общественных местах. Следует отметить, что до настоящего времени не сформирован ряд государственных органов, предусмотренных Конституцией и призванных играть важную роль в системе «сдержек и противовесов» и, в частности, контроле за деятельностью исполнительной власти (Уполномоченный по правам человека). К федеральным органам исполнительной власти, основной деятельностью которых является административный надзор, относятся: Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, различные инспекции в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти (ветеринарного, рыбного, пожарного, геодезического и др.), а также территориальные органы надзора (например, энергетического). Некоторые органы исполнительной власти можно назвать контрольно-надзорными, так как в ряде случаев трудно отличить контрольные функции от надзорных, например, у Государственного таможенного комитета или Федеральной налоговой службы. Поэтому в законодательстве не всегда четко проводится разграничение между контрольными и надзорными функциями. Деятельность органов административного надзора направлена на соблюдение специальных норм, действующих во всех или многих отраслях и сферах управления, независимо от ведомственных границ. Цель - обеспечить безопасность граждан, общества, государства, а также надлежащее качество продукции и услуг. Указом Президента РФ «О государственных надзорных органах» от 12 ноября 1992 г. ВВС. 1992. № 47. Ст. 2716. установлено, что федеральные надзоры России относятся к организационно-правовым формам федеральных органов исполнительной власти. Компетенция федеральных надзоров России, как и других надзорных органов, по предупреждению, пресечению правонарушений, а в определенных случаях и привлечению к ответственности виновных лиц установлена соответствующими нормативными правовыми актами. Многие надзорные органы наделены полномочиями по разработке и утверждению правил в своей области деятельности. Указом Президента РФ от 21 января 1997 г. установлено, что органами государственного регулирования ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании ядерной энергии являются Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Министерство здравоохранения РФ, Федеральный горный и промышленный надзор России и Министерство внутренних дел РФ. Так, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности в соответствии с Положением о нем ВВС РФ. 1992. № 24. Ст. 1338; САПП РФ. 1993. № 38. Ст. 3519; Российская газета. 1995. 2 авг. надзирает за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, организациями и гражданами законодательства в части обеспечения ядерной и радиационной безопасности при производстве, обращении и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе. Министерство промышленности и энергетики РФ, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства РФ от 27 января 1996г. СЗ РФ. 21.06.2004, N 25, ст. 2566., обеспечивает государственный контроль и надзор за рациональным использованием нефти, газа, угля, горючих сланцев и продуктов их переработки, электрической и тепловой энергии, качеством торфа. Третьим важным фактором, влияющим на конституционную систему государственных органов России, является координация взаимодействие разделенных властей. При всей специализированно ветвей власти и соответствующих государственных органов они остаются звеньями единой системы, нуждающейся в повседневной координации. В России эту функцию выполняет Президент, являющийся главой государства (ст. 80 Конституции). В его распоряжении имеется ряд полномочий, дающих ему возможность влиять на функционирование как законодательной (право законодательной инициативы, право подписи принятых законов и право вето), так и судебной (представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, назначение судей других федеральных судов) власти. Что же касается исполнительной власти, то с ней Президент связан наиболее тесно структурно и функционально и фактически может направлять ее работу. Перед органами законодательной власти несут ответственность правительство и другие органы исполнительной власти, в отношении которых первые, как правило, наделяются контрольными полномочиями (в Российской Федерации они в значительной мере ослаблены). Все органы законодательной власти коллегиальные, принимают решения большинством голосов. В результате конституционных реформ в России в 1989— 1993 годах в организацию и деятельность представительных (законодательных) органов был внесен ряд изменений. Во-первых, это отказ от принципа всевластия представительных органов (Советов), соединения в их руках функций законодательствования, исполнения законов и контроля за ними. Во-вторых, органы законодательной власти не образуют единой иерархической системы, что, впрочем, не исключает необходимости координации усилий этих органов, обмена информацией о своей деятельности. В-третьих, существенно (в ряде случаев — чрезмерно) сокращена численность депутатского корпуса, а работа депутатов на общественных началах заменена на профессиональную работу яга постоянной основе. В-четвертых, из системы представительных органов государства «изъято» низовое звено (органы местного самоуправления), что пока трудно оценить однозначно, поскольку органы местного самоуправления нового типа еще не сформированы. Органами исполнительной власти являются Правительство Российской Федерации, правительства республик в ее составе, а также правительства ряда иных субъектов России (правительство Свердловской области, правительство Москвы и др.), администрации краев, областей, округов, министерства, государственные комитеты и иные центральные органы исполнительной власти, включая их подразделения в субъектах Федерации, комитеты, отделы, управления и иные отраслевые и функциональные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Пока не сформирована система органов местного самоуправления на основе выборов населением (как это и предусмотрено Конституцией), к числу государственных органов исполнительной власти фактически можно отнести тех глав администраций районов, городов, поселков и других населенных пунктов Российской Федерации, которые в настоящее время назначаются вышестоящими органами исполнительной власти и им подконтрольны в своей деятельности. Хотя, как уже отмечалось, институт Президента Российской Федерации не относится напрямую к ветви исполнительной власти, нельзя не учитывать специфики его взаимоотношений с ней. Именно с органами исполнительной власти он связан наиболее тесно, его функции в этой сфере заключены прежде всего в осуществлении общего руководства деятельностью Правительствами других звеньев исполнительной власти. Прежде органы исполнительной власти именовались органами государственного управления. Однако это название не совсем точно отражало суть явления. Управленческие функции присущи не только органам исполнительной власти. Например, принятие управленческих решений в виде законов, программ экономического и социального развития — прерогатива законодательной власти. Поэтому органы исполнительной власти не могут «монополизировать» функцию государственного управления. Основное назначение этих органов — деятельность по организации исполнения Конституции, других законов, иных нормативных актов Российской Федерации, государственного бюджета, программ экономического и социального развития, решение повседневных, оперативных вопросов обеспечения жизнедеятельности государства. Для осуществления этой деятельности исполнительные органы наделяются властными полномочиями распорядительного характера, дающими им возможность распоряжаться материальными, финансовыми ресурсами, управлять имуществом и т. д. Органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции (Правительство России, правительства ее субъектов, администрации края, области) и органы специальной компетенции, действующие по отраслевому принципу (министерства обороны, иностранных дел, комитет по рыболовству) либо по функциональному (Госкомитет по промышленной политике, Госкомитет по стандартизации, метрологии и сертификации и др.). В отличие от органов законодательной власти, органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти ее субъектов образуют в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного с ее субъектами ведения единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77, ч. 2, Конституции). Это означает не только более высокую степень координации деятельности рассматриваемых органов, но и обязательность указаний и решений федеральных органов для органов исполнительной власти субъектов Федерации.
|