Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность права.
Сущность права (Лазарев) - это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей. Из опр-ия вытекает: Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается гос властью; отвечает требованиям нормативности; имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.); является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере приемлема для них; соответствует прогрессивным идеям права. Сущность права – выражение (проявление) божественной воли, заповедей (теологический подход). Сущность права – возведенная в закон общеобязательная воля политически и экономически господствующих социальных групп (классовый подход). Сущность права – мера, норма, форма свободы. Сущность права состоит в нормативном закреплении справедливости (либеральный подход). Сущность права – особенности воли, которые зафиксированы в поддержании порядка (диалектико-материалистический подход). Основное определение сущности права – воля, ставшая общеобязательной и закрепленная в источниках юридических норм и постоянно проявляющаяся в правоотношениях, выражающая интересы каждого индивида, различных социальных групп людей и всего общества в целом. В праве представлена воля тех социальных групп, которые находятся у власти, которые могут сделать волю обязательной для всех. Следовательно, воля закрепляет интересы экономически и политически господствующего класса. Сущность конкретного права – результат взаимодействия общесоциальной и групповой (классовой) воли, выраженной в праве. 41. Принципы права: понятие, виды, функции. Принципы права – основополагающие, руководящие идеи, его фундаментальные положения. Им отведена особая роль: а) характеризуются наибольшей стабильностью, чем юридические нормы. Принципы права обладают большей юридической силой, чем правовые нормы и выполняют правотворческую функцию, следовательно, являются основой действующей системы правовых норм; б) регулируют возникшие пробелы в правоотношениях (неурегулированные), поэтому позволяют поддерживать правопорядок, даже без существующих юридических норм. Принципы права возникли позднее норм, это является парадоксом, таким образом подтверждается, что правила поведения (обычаи) создаются в силу того, что такова закономерность общественного развития (для возникновения принципов права необходимо, чтобы человеческое сознание достигло определенного уровня развития и было бы в состоянии их сформулировать). Виды: I. в зависимости от сферы реализации: 1) Общие (действуют во всех сферах правового регулирования), например принцип свободы, справедливости, гуманизма, единства юридических прав и обязанностей; 2) Межотраслевые (проявляются в нескольких областях, сферах правового регулирования), например принцип процессуального права; 3) Отраслевые (в одной области, сфере правового регулирования), например принципы уголовного права, принципы административного права; 4) Институциональные или отдельных правовых институтов (распространяются на какую-то часть отдельной области правового регулирования), например принцип гражданско-правовой ответственности. II. в зависимости от способа изложения: 1) Принципы, получившие прямое закрепление в содержании конкретных правовых норм. Например, принцип законности; 2) Принципы, получившие косвенное закрепление, содержание которых выводится из содержания многих юридических норм. Например, принцип свободы. III. по характеру содержания: 1) Общесоциальные принципы права (это такие его идеи, которые для права неспецифичны и которые можно обнаружить и у других социальных регуляторов). Например, принцип справедливости, гуманизма; 2) Специально-юридические принципы права (присущи только праву). Например, принцип свободы, единства прав и обязанностей. Также существуют принципы правосознания, которые не закреплены в юридических документах. В механизме правового регулирования принципы права явл-ся активными центрами, а именно выполняют роли: А) систематизирующую (на их основе формируются те или иные системы, отрасли, институты права. Они обеспечивают существенную, устойчивую, необходимую связь между разнообразными нормами права и иными нормативно-правовыми предписаниями, выступают важными ориентирами в правотворческом процессе и систематизации, толковании и реализации права); Б) правотворческую (направляющие конструкции правотворческой деят-ти гос-ва. Они обеспечивают единообразное формулирование норм права, опр-ют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя); В) регулятивную (направляют применение юр норм, намечают общую линию решения того или иного юр дела); Г) интегративную (связующее звено между основными закономерностями развития и функционирования общ-ва и правовой системы). 42. Функции права: понятие и виды. Функции права – это основные направления воздействия права на человеческое поведение или на общественные отношения. Признаки функций: 1) это основные направления воздействия права на состояние общ-ых отн-ий; 2) выражают сущность и соц назначение права; 3) направлены на упорядочение общ-ых отн-ий; 4) харак-ся непрерывностью, длительностью воздействия на общ-ые отн-ия, имеющие постоянный хар-р. I. По характеру воздействия на человеческое поведение функции права делят на: Специально-юридические (внутренние)- характеризуют специфику правового регулирования: 1) регулятивно-статическая (регулирование с помощью юридических средств, закрепленных реально сложившимися общественными отношениями); 2) регулятивно-динамическая (юридические средства создают условия для возникновения новых общественных отношений и их развития); 3) охранительная (заключается в вытеснении вредных общественных отношений и в защите правоотношений от противоправных посягательств). Общесоциальные – заключается в проявлении специально-юридических функций в конкретных сферах общественной жизни: 1) экономической (воздействие права на экономические отн-ия, т.е. отн-ия по произв-ву, распределению, обмену, потреблению мтер. благ); 2) политической (воздействие права на полит отн-ия, т.е. отн-ия между субъектами полит сис-мы общ-ва по поводу полит жизни); 3) социальной (обеспечение достойного уровня жизни гр-н и свободное развитие человека); 4) духовной; 5) идеологической (информационной) – способствует форм-ию идеологии в области права, оказывает влияние на сознание людей, воспитывает правосознание и формирует стимулы правомерного поведения людей; 6) экологической (воздействует на экологические отн-ия, т.е. отн-ия по рациональному использ-ию природных ресурсов, охране окр среды, обеспечению экологического правопорядка. Некоторые ученые предлагают изменить терминологию для обозначения специально-юридических функций права. Например, термин «регулятивная» применять и для охранительной функции, т.к. и в этой области осуществляется регуляция общественных отношений. II. 1) общеправовые функции (пр.: функция соц контроля) – право оказывает воздействие на поведение субъектов, с одной стороны, в качестве средства стимулирования, поощрения, с другой – ограничения того или иного поведения. 2) функции отраслей права (пр.: для ГП характерна функция обеспечения равенства сторон в имущ-ых отн-ях); 3) функции правовых институтов (пр.: для юр отв-ти хар-ны карательная (штрафная) функция, восстановительная (компенсационная), воспитательная; 4) функции правовых норм (пр.: функция обеспечения правомерного поведения субъектов права, функция регулирования общ-ых отн-ий).
|