Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основания разработки Порядка
В соответствии со статьей 166.1 Кодекса Федеральное казначейство устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Результаты внедрения кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований доказали, что на сегодняшнем этапе становления и развития публичных финансов Российской Федерации решение о переходе на кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Федеральным казначейством оказалось своевременным и правильным. Этот факт подтверждается и решением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2006 года по делу о проверке конституционности положений частей четвертой, пятой и шестой статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, признавшим, что осуществление органами Федерального казначейства кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации является действенным механизмом реализации конституционных полномочий Российской Федерации по финансовому регулированию, обеспечивающим наиболее эффективное функционирование всей бюджетной системы Российской Федерации и оптимальную организацию межбюджетных отношений. Как уже отмечалось, кассовое обслуживание исполнения бюджета согласно статье 6 Кодекса это проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета и порядок осуществления таких операций в настоящее время регламентирован следующей нормативной правовой базой. В первую очередь, это конечно нормы Кодекса, и ряд нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства. В настоящее время отдельные вопросы кассового обслуживания федерального бюджета нашли отражение в следующих приказах Министерства финансов Российской Федерации: - Инструкция о порядке открытия и ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2002 № 142н; - Положение о Порядке осуществления операций за счет средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, имеющим право на дополнительное бюджетное финансирование, утвержденное приказом Минфин России от 30.06.2004 № 57н; - Положение о порядке организации исполнения расходов федерального бюджета на оперативно-розыскную деятельность, утвержденное приказом Минфина России от 10.12.2007 № 124н. А также в нормативных правовых актах Федерального казначейства, таких как: - Общий порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный приказом Федерального казначейства от 25.08.2005 №12н; - Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденный приказом Федерального казначейства от 22.03.2005 №1н (далее – Порядок 1н); - Инструкция о порядке кассового обслуживания территориальными органами Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, утвержденная приказом Федерального казначейства от 30.12.2005 № 19н. Как видно из перечисленных нормативных правовых актов, отдельные вопросы кассового обслуживания исполнения федерального бюджета в настоящее время содержатся в нормативных правовых актах Министерства финансов Российской Федерации, однако федеральным органом исполнительной власти осуществляющим нормативное регулирование указанного вопроса является Федеральное казначейство. В связи с чем в настоящее время разработан и вступает в силу с 1 января 2009 года Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядок осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденный приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н (далее – Порядок 8н).
Кассовое обслуживание Федеральным казначейством бюджетов бюджетной системы Российской Федерации позволяет обеспечить: ‐ Соблюдение принципа единства бюджетной системы Российской Федерации ‐ Сосредоточение средств бюджетной системы Российской Федерации в банке России ‐ Доступ к платежной системе банка России участникам бюджетного процесса ‐ Единую методологию взаимодействия с платежной системой Банка России ‐ Оперативность, прозрачность и полноту информации о финансовых потоках и остатках средств в бюджетной системе Российской Федерации ‐ Условия для добросовестной конкуренции в сфере банковских услуг ‐ Реальные условия для функционирования бюджетов муниципальных образований ‐ Обучение кадров финансовых органов ‐ Внедрение положений Бюджетного кодекса в бюджетный процесс муниципальных образований и получение субъектом Российской Федерации информации о кассовых потоках муниципальных образований ‐ Предоставление финансовым органам информации о кассовых потоках по исполнению бюджета Порядок кассового обслуживания, утвержденный приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н, это документ, призванный унифицировать и стандартизировать процедуры кассового обслуживания исполнения всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, построенный на единых принципах и подходе. На что необходимо обратить внимание при рассмотрении указанного Порядка 8н. Во-первых, данный документ нельзя рассматривать обособлено от Порядка открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденный приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 № 7н (далее – Порядок 7н). Во-вторых, чтобы свободно ориентироваться в новом Порядке 8н, необходимо четко представлять структуру документа. Данный Порядок состоит из 9 следующих разделов:
Рисунок 17 - Структура порядка
1 Раздел: Общие положения. В данный раздел вынесена вся терминология, употребляющаяся в рамках Порядка 8н. 2 Раздел: Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов: который содержит 8 специальных частей, это: - Основания для проведения операций по кассовым выплатам из федерального бюджета; - Основания для проведения операций по кассовым выплатам из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета; - Особенности проведения операций по кассовым выплатам по внебанковским операциям; - Подготовка расчетных документов для проведения кассовых выплат с единых счетов бюджетов; - Отражение операций по кассовым выплатам и кассовым поступлениям на лицевых счетах; - Особенности проведения кассовых операций со средствами дополнительного бюджетного финансирования; - Особенности проведения кассовых операций со средствами на обеспечение оперативно-розыскных мероприятий; - Особенности проведения кассовых операций для обеспечения клиентов иностранной валютой.
Рисунок 18 - Структура порядка
3 Раздел: Особенности кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов при осуществлении органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов по организации исполнения соответствующих бюджетов. 4 Раздел: Особенности доведения бюджетных данных при осуществлении кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов 5 Раздел: Изменение порядка организации кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета. Разделы 3-5, как ясно из их наименования, включили в себя положения действующего Порядка 1н. 6 Раздел: Предоставление Федеральным казначейством и органами Федерального казначейства информации финансовым органам об операциях по кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и операциях по осуществлению органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов. Данный Раздел содержит в основном порядок предоставления тех форм оперативной отчетности, которые в настоящее время предусмотрены Порядком 1н, а также новые дополнительные формы.
Рисунок 19 - Структура порядка
7 Раздел: Предоставление Федеральным казначейством и органами Федерального казначейства информации участникам бюджетного процесса об операциях, осуществленных находящимися в их ведении другими участниками бюджетного процесса. Это новый Раздел, появившийся благодаря возможностям новой автоматизированной системы Федерального казначейства (далее – АС ФК). 8 Раздел: Организация работы Федерального казначейства и органов Федерального казначейства с клиентами Раздел, в который вынесены все обязательные организационные моменты, которые регулируют взаимодействие органов Федерального казначейства с клиентами. 9 Раздел: Указания по заполнению форм документов, представленных в приложениях к Порядку. Раздел, который содержит указания по заполнению форм документов, являющихся приложениями к конкретному нормативному правовому акту, это общая особенность всех нормативных правовых документов, разработанных Минфином России и Казначейством России в рамках реализации поправок, внесенных в Бюджетный кодекс Российской Федерации Законом 63-ФЗ и вступающих в силу с 1 января 2009 года. Здесь необходимо обратить внимание на следующее. В случае если форма утверждена как приложение к конкретному нормативному документу, описание ее заполнения содержит указанный документ, при этом в случае использования формы в ином нормативно-правовом акте, в нем должны быть определены особенности ее заполнения (при наличии). Еще одной унифицированной процедурой стал порядок возврата документов, если по каким-либо причинам органом Федерального казначейства указанный документ не может быть принят к исполнению. В случае если документ не соответствует установленным требованиям, если он не прошел необходимые контрольные процедуры, орган Федерального казначейства регистрирует данный документ в Журнале регистрации неисполненных документов (приложению № 4к Порядку 8н), и не позднее срока установленного для проверки данного документа: возвращает его клиенту, если документ представлен на бумажном носителе, с приложением Протокола (приложению № 5к Порядку 8н), в котором указывается причина возврата; либо направляет Протокол в электронном виде, в котором указывается причина возврата при условии, если документ представлялся в электронном виде. 5.8 Порядок осуществления операций по обеспечению наличными деньгами получателей средств федерального бюджета.
Обеспечение получателей средств бюджета наличными деньгами Операции по обеспечению наличными деньгами получателей средств бюджета учитываются на счетах, открытых органу Федерального казначейства, в учреждениях ЦБ РФ или кредитных организациях для операций с наличными деньгами на балансовом счете N 40116 " Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям" (далее - счет N 40116). Согласно п. 2.3 Правил осуществления операций по обеспечению наличными деньгами на данном счете допускается присутствие остатков в течение года, которые по окончании очередного финансового года аннулируются. Как и ранее, Правила осуществления операций по обеспечению наличными деньгами обязывают бюджетное учреждение представлять в ОФК для получения наличных денежных средств: - денежный чек (при необходимости получения наличных денежных средств); - заявку на получение наличных денежных средств (при необходимости получения наличных денежных средств). В настоящее время дополнительно к перечисленным документам запрашивается еще и ежеквартальная заявка на предстоящий квартал с целью получения информации об общем объеме потребности в наличных деньгах каждого получателя бюджетных средств. Новые Правила данного требования не содержат. Чековые книжки, по которым происходит поступление наличных денежных средств в кассу учреждения, в необходимом количестве бесплатно выдаются бюджетной организации органом Федерального казначейства по ее заявлению, образец которого приведен в Приложении к Правилам осуществления операций по обеспечению наличными деньгами. Отметим, что содержание формы заявления практически не изменилось, добавился лишь дополнительный реквизит - " Дата по сводному реестру". Право подписи заявления принадлежит теперь не только руководителю и главному бухгалтеру бюджетополучателя, но и их уполномоченным лицам. В связи с этим изменен номер формы по КФД: форма N 0510031 сейчас имеет другой номер - 0531712 (п. 2.5 Правил осуществления операций по обеспечению наличными деньгами). Каждая чековая книжка выдается кассиру или уполномоченному лицу от бюджетного учреждения под расписку, сделанную в Журнале регистрации бланков денежных чековых книжек, по форме N 0531713 Приложения 1. Ответственность за сохранность и учет полученных в органе Федерального казначейства чековых книжек, как и ранее, несет организация-получатель. Хранение чековых книжек с использованными денежными чеками осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ " Об архивном деле в Российской Федерации". Чековые книжки с корешками использованных денежных чеков и неиспользованными чеками подлежат возврату по заявлению в произвольной форме, в котором указываются номера неиспользованных чеков только в следующих случаях (п. 2.6 Правил осуществления операций по обеспечению наличными деньгами): - при закрытии лицевых счетов, открытых получателю средств в органе Федерального казначейства; - при изменении наименования получателя средств; - при закрытии или изменении номера счета, открытого органу Федерального казначейства в банке. Как и ранее, накануне дня получения наличных денег учреждение представляет в орган Федерального казначейства заявку на их получение по форме N 0531802. В новых Правилах осуществления операций по обеспечению наличными деньгами установлено, что заявка оформляется получателем средств бюджета отдельно по каждому виду средств, за счет которых должны быть выданы наличные деньги: средства бюджета, от приносящей доход деятельности, дополнительного бюджетного финансирования, для осуществления оперативно-розыскных мероприятий, средства, поступающие во временное распоряжение получателей бюджетных средств (п. 2.7). Одновременно с заявкой получатель средств бюджета представляет в ОФК и денежный чек, оформленный на каждую заявку. Заявка представляется либо в электронном виде, либо на бумажном носителе. Если она представляется получателем средств на бумажном носителе, то в порядке исключения она может быть представлена получателем средств по факсимильной связи накануне дня получения наличных денег с последующим предъявлением ее на бумажном носителе вместе с денежным чеком в день получения наличных денег. Правила заполнения денежного чека не изменились. Как и ранее, на его лицевой стороне указывается полное или сокращенное наименование органа Федерального казначейства, счет ОФК N 40116 и ставится гербовая печать ОФК. На оборотной стороне денежного чека проставляются паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность уполномоченного лица бюджетной организации, на которого выписан денежный чек, полное или сокращенное наименование бюджетной организации, назначение сумм платежа в соответствии с номенклатурой символов отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций. Ответственность за достоверность проставленных в денежном чеке символов несет организация - получатель наличных денежных средств. Внесение наличных денежных средств на лицевой счет Не изменился порядок взноса наличных денег в кассу банка. Как и ранее, он производится бюджетной организацией на основании объявления на взнос наличными (ф. 0402001). В данном объявлении в поле " Получатель" указываются полное или сокращенное наименование ОФК и номер его счета (N 40116), в скобках проставляются полное или сокращенное наименование организации, внесшей наличные деньги, а также номер ее лицевого счета. В поле " Источник взноса" получатель средств указывает символы отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций и показатели бюджетной классификации Российской Федерации, по которым вносимые средства подлежат отражению на лицевом счете получателя средств (по дополнительному бюджетному финансированию, по учету внебюджетных средств). При взносе учреждением поступивших в его кассу средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получатель в вышеобозначенном поле вносит соответствующие показатели классификации доходов бюджетов Российской Федерации и наименование источника образования дохода согласно разрешению на открытие лицевого счета по учету внебюджетных средств. При взносе получателем средств, поступивших во временное распоряжение, в поле " Источник взноса" показатели бюджетной классификации Российской Федерации не указываются (п. 4.2 Правил осуществления операций по обеспечению наличными деньгами). Ответственность за достоверность проставленных показателей несет учреждение, сдающее денежные средства. Принятые банком наличные деньги зачисляются на счет органа Федерального казначейства. Ордер к объявлению на взнос наличными с отметкой банка о приеме наличных денег прилагается к выписке из счета органа Федерального казначейства N 40116. Квитанция к объявлению на взнос наличными выдается получателю средств (п. 4.3 Правил осуществления операций по обеспечению наличными деньгами). Наличные денежные средства могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам для последующей их сдачи в банк и перечисления на лицевой счет по средствам заключенных договоров. Перевозка наличных денег осуществляется работниками банка, обслуживающего лицевой счет бюджетного учреждения. Правила инкассации наличных денежных средств регламентированы Положением ЦБ РФ от 24.04.2008 N 318-П. Данный нормативный документ вступил в силу с 01.09.2008, ранее действовало Положение ЦБ РФ от 09.10.2002 N 199-П " О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации". В соответствии с гл. 9 Положения N 318-П для инкассации наличных денег на каждое бюджетное учреждение или организацию банком ежемесячно оформляются явочные карточки (ф. 0402303). Время и периодичность заездов работников банка устанавливаются руководителем инкассации по согласованию с бюджетной организацией. Также новые Правила дополнены разделами: - Обеспечение наличными деньгами уполномоченных подразделений; - Особенности обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджета субъекта РФ в условиях открытия финансовому органу лицевого счета бюджета; - Указания по заполнению форм документов, представленных в Приложениях к данным Правилам. Расчеты наличными денежными средствами являются разновидностью финансовых операций, которые совершаются бюджетными учреждениями при оплате труда с сотрудниками, подотчетными лицами, прочими физическими и юридическими лицами за выполнение определенных видов работ и оказание услуг. При проведении данных операций организации должны соблюдать кассовую дисциплину, регулируемую нормами законодательства. Кроме того, полнота и своевременность оприходования, сдача выручки находятся под усиленным контролем проверяющих органов Росфиннадзора и Федерального казначейства. В данной статье рассмотрен порядок оформления движения наличных денежных средств в кассе бюджетного учреждения и порядок работы кассира организации. Ведение кассовых операций регламентируется следующими нормативными документами: - Правилами осуществления операций по обеспечению наличными деньгами получателей средств федерального бюджета, утвержденными Приказом Минфина России от 21.09.2004 N 85н (далее - Правила осуществления операций по обеспечению наличными деньгами); - Положением об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства, утвержденным ЦБ РФ N 298-П, Минфином России N 173н 13.12.2006; - Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций). Данный нормативный документ распространяется на все предприятия и организации независимо от форм собственности и сферы деятельности, включая бюджетные учреждения (п. 6 Письма Банка России от 16.03.1995 N 14-4/95); - Положением о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации от 24.04.2008 N 318-П (далее - Положение N 318-П); - Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (далее - Инструкция N 25н). Расчеты наличными деньгами между учреждениями должны осуществляться в пределах лимитов, установленных законодательством Российской Федерации. При этом каждое бюджетное учреждение должно иметь кассу и вести кассовые документы по установленной форме в соответствии с Инструкцией N 25н. Кассовые документы К кассовым документам относятся документы, которыми оформляются приход в кассу учреждения наличных денежных средств и выдача их из кассы, а также кассовая книга. Прием в кассу Согласно п. 13 Порядка ведения кассовых операций прием в кассу бюджетного учреждения наличных денежных средств производится по приходным кассовым ордерам (ф. 0310001). Приходный кассовый ордер оформляется при поступлении наличных денежных средств как при ручном, так и при автоматизированном способах ведения учета. Он выписывается в одном экземпляре и подписывается главным бухгалтером или уполномоченным лицом, регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003). Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ " О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) организации, в том числе и бюджетные учреждения, осуществляющие наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, обязаны применять кассовый аппарат, включенный в Государственный реестр контрольно-кассовой техники (ККТ). Однако в силу п. п. 2, 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ он может не использоваться при оказании услуг населению в случае выдачи бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам. Для определения перечня услуг, оказываемых населению, необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), принятым Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163. С мая 2008 г. действует новое Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359. Отметим, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу ранее действовавшего Постановления Правительства РФ N 171 < 1>, могут применяться до 1 декабря 2008 г. в соответствии с п. 2 Постановления N 359.
|