Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сооружения внешнего благоустройства;






Лекция №1

Тема «Предмет и содержание курса «Экономика ЖКХ»

План

1Сущность, состав и структура ЖКХ.

2. Этапы развития ЖКХ.

3.Основные направления реформирования ЖКХ России. Федеральная целевая программа «Жилище».

4.Новые организационные формы экономических отношений в ЖКХ.

5.Рыночные механизмы функционирования ЖКХ.

6.Государственное регулирование ЖКХ.

7.Концепция органов местного самоуправления в сфере жилищных отношений.

8.Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность ЖКХ.

 

Основные понятия: ЖКХ; этапы развития ЖКХ; реформирование ЖКХ России; Федеральная целевая программа «Жилище»; новые организационные формы экономических отношений в ЖКХ.

 

Конспект лекции

Сущность, состав и структура ЖКХ

Система жилищно-коммунального хозяйства включает следующие группы предприятий и хозяйств городов:

жилищное хозяйство:

 городской жилищный фонд;

 частный жилищный фонд;

 ремонтно-строительное управление (РСУ);

 ремонтно-эксплуатационное управление (РЭУ);

санитарно-технические предприятия:

 водопровод;

 канализация;

 предприятия по уборке территорий;

 прачечные и бани;

транспортные предприятия:

 городской общественный пассажирский транспорт;

 водный транспорт местного значения;

энергетические предприятия:

 электросети;

 газовые сети;

 теплофикационные сети;

 отопительные котельные;

 электростанции;

сооружения внешнего благоустройства;

 дороги;

 мосты;

 набережные;

 гидротехнические сооружения;

 зеленые насаждения;

 уличное освещение.

В настоящее время в коммунальном хозяйстве России более 30 видов деятельности, объединенных ё несколько подотраслей:

• водоснабжение;

• водоотведение и очистка сточных вод;

• теплоснабжение;

• электроснабжение;

• озеленение населенных пунктов;

• ремонт дорог, мостов, набережных, берегоукрепительные работы;

• летняя и зимняя уборка улиц;

• сбор, вывоз и утилизация бытовых отходов;

• гостиницы;

• бани;

• прачечные.

 

2. Этапы развития ЖКХ. Основные направления реформирования ЖКХ России. Федеральная целевая программа «Жилище».

В процессе реформирования ЖКХ можно выделить несколько этапов, определяемых периодами выхода федеральных законов и других законодательных актов. В целях оценки результатов процесса реформирования ЖКХ и для выявления проблем, сдерживающих развитие отрасли, представляется целесообразным кратко рассмотреть эти этапы.

Начало рыночным преобразованиям в ЖКХ по общепринятому мнению стало принятие Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992г. № 4218-1, который разделил полномочия по управлению и хозяйствованию в жилищной сфере, определил новый порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг, ввел систему адресной социальной защиты граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг; так же было принято решение о разграничении частной собственности по уровню власти – проведена передача объектов жилья и коммунальных услуг в муниципальную собственность.

Цель реформы: жилищно-коммунальное хозяйство должно перейти на самоокупаемость в течение пяти лет. Однако, социально-экономическая ситуация объективно не позволила завершить быстрый переход к покрытию стоимости жилищно-коммунальных услуг за счет средств потребителей, включая население. Возникла необходимость внести коррективы в процессе реформирования ЖКХ, проводить его не стихийно, а целенаправленно.

Основы федеральной жилищной политики в дальнейшем были конкретизированы в ряде законопроектов, которые заложили первые основы концепции реформы ЖКХ.

Особое значение в этой связи имеет Федеральный закон от 15 июня 1996г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья». Цель данного документа состояла в том, чтобы создать условия благоприятные для формирования субъекта консолидированного спроса на жилищно-коммунальные услуги. Как показывает практика, в законе существуют недоработки, которые до сих пор не позволяют достигнуть поставленной цели (значительные затраты на регистрацию ТСЖ как юридического лица, неудовлетворительное состояние жилого фонда и т.д.).

В апреле 1997г. Указом Президента РФ «О реформе жилищно-коммунального хозяйства РФ», была одобрена «Концепция реформы ЖКХ РФ».

Концепцией о реформировании ЖКХ дана оценка реальному состоянию ЖКХ, определены причины кризиса и отмечено, что единственным способом его преодоления должно стать изменение системы финансирования, то есть переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания.

Концепцией был предусмотрен поэтапный переход на полную оплату жилья коммунальных услуг на период 1997-2003 годы. При этом доля платежей населения в покрытии затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг на первом этапе (1992-1998 годы) должна была возрасти с 35 до 50% и на 10% ежегодно на втором и третьих этапах (1999-2000 годы, 2001-2003 годы).

В целях координации процессов реформирования ЖКХ в регионах России и соблюдения сроков ее реализации Правительством РФ были введены федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, которые устанавливали величины предельно допустимых и социально-оправданных параметров:

1. обеспеченности жильем в расчете на одного человека как стандарта социальной нормы площади жилья для семей различной численности;

2. максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе, исходя их социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.

В 2007 г. произошло как минимум три события государственного масштаба, которые ознаменовали собой начало современного этапа реформирования ЖКХ РФ, а именно:

1. состоялось заседание Президиума Государ­ственного Совета Рос­сийской Федерации, по­священное реформиро­ванию ЖКХ (19-20 янва­ря 2007 г.). По его итогам Президент РФ дал ряд соответствующих поручений Правитель­ству РФ, высшим должностным лицам субъектов РФ;

2. согласно поручению Правительства РФ был утвержден Комплекс мероприятий по реформированию жилищно-комму­нального хозяйства Российской Феде­рации на 2007-2008 годы (приказ Минрегиона России от 27.06.2007 № 54);

3. принят Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жи­лищно-коммунального хозяйства» (от 21.07.2007 № 185-ФЗ).

Федеральный закон РФ. «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования ЖКХ, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Для выполнения приоритетных задач социально-экономического развития РФ в соответствии с распоряжением Правительства РФ 02 февраля 2010г. № 102-р была принята и одобрена концепция целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020гг.».

В сентябре 2005 года Президентом России в обращении к Правительству было объявлено о приоритетных национальных проектах, направленных на улучшение качества жизни и благосостояния народа за счет «инвестиций в человека как в будущее России». Среди четырех основных категорий: образование, жилье, здравоохранение и сельское хозяйство, приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» выделялся своей проработанностью и четкостью поставленных задач. К этому времени в стране уже заканчивался 1 этап ФЦП «Жилище» на 2002-2005 годы, поэтому не составляло труда продлить действие программы, подключив к национальному проекту в качестве механизма его выполнения.

Первый этап ФЦП «Жилище» содержал 7 подпрограмм:

· «Государственные жилищные сертификаты на 2004 - 2010 годы»;

· «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда»;

· «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации»;

· «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф»;

· «Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса " Байконур"»;

· «Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации»;

· «Обеспечение жильем молодых семей».

Сюда же можно отнести и мероприятия по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе по обеспечению жильем молодых ученых.

На II этапе часть подпрограмм объединили, а подпрограмму по расселению из ветхих домов и вовсе исключили. В настоящий момент работают подпрограммы:

· «Обеспечение жильем молодых семей»;

· «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»;

· «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства»;

· «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»;

· мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан по мере принятия соответствующих законодательных актов.

Действующий этап ФЦП «Жилище» охватывает 2011-2015 годы и направлен на достижение двух основных целей:

· формирование рынка доступного жилья эконом-класса;

· обеспечение жильем некоторых категорий граждан.

Для решения поставленных задач планируется:

· увеличить объем строительства нового жилья в 2015 году до 90 млн. кв. метров (2010 год - 53 млн. кв.м.);

· повысить уровень обеспеченности жилплощадью в среднем до 24, 2 кв. м на человека (2010 г. – 21, 7 кв.м.);

· за четыре года улучшить жилищные условия за счет средств федерального бюджета 90 тысячам семей некоторых категорий граждан;

· повысить индекс доступности приобретения жилья на 20%.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал