Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируют содержательные внутренние и структурные характеристики права.
Система права характеризует внутренне строение права, группировку его норм по отраслям и институтам, система законодательства – относится к внешним формам выражения права, характеризует состояние источников права. Система законодательства объединяет все источники права (законы, кодексы, указы, уставы, положения и т.д.) в их совокупности, взаимосвязи. Выделяют также отрасли законодательства. Система законодательства в отличие от системы права в определенной мере зависит от законодателя, который по своей воле может изменять систему законодательства. Между системой законодательства и системой права существует тесная связь, т.е. система права требует, чтобы источники права систематизировались по отраслевому признаку, нормы одной отрасли права или института объединялись в единый кодифицированный акт или сборник законодательства. Система права служит основой систематизации законодательства. Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. Горизонтальное (отраслевое) строение (принцип координации) системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования – фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям права. Вертикальное (иерархическое) строение (принцип субординации) отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Федеративное строение системы основано на двух критериях – федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. Три уровня НПА РФ: федеральные, субъектов РФ, законодательство органов местного самоуправления. Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное, НПА по отдельным группам (молодежь, женщины, ветераны). Соотношение раскрывается: если стоять на нормативной трактовке права, то между ними нет различия (т.е. право есть закон). Однако, это не так. Система права служит основой построения системы законодательства, каждая профилирующая и специальная отрасль, на их базе, как правило, разрабатывается кодифицированный акт, имеющий определяющее значение. Система законодательства строится по двум критериям: в основе лежит система права, свойство юридической силы НПА - это свойство НПА, отражающее компетенцию правотворческого государственного органа, в соответствии с которой выстраивается иерархия, следовательно, система законодательства иерархична, а система права нет. В систему законодательства могут быть включены НПА, которые не носят правового содержания (являются произволом). В системе права нормы могут исчезнуть, т.к. уже нет общественных отношений, а в системе законодательства сохраняются НПА, которые еще не отменены правотворческим органом. Отрасль законодательства шире, чем отрасль права. Система законодательства внешний источник выражения норм права, результат правотворчества. Т.о. они соотносятся как форма и содержание. Совпадения субъективного характера: Отраслей законодательства больше, чем отраслей права. Когда правотворческий орган плохо прорабатывает предмет правового регулирования, ту область общественных отношений, их особенности, тем не менее, документально закрепляет норму права, и включает эту норму в несвойственную ей сферу общественных отношений. Система права является определяющей для системы законодательства. В праве нет норм, которые бы строились по иерархии. Система законодательства учитывает юридическую силу НПА, следовательно, складывается иерархия через компетенцию законодательных органов. Отрасли формируются на основе предмета и метода, а система законодательства на основе отраслей и юридической силы НПА.
|