Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: философия европейского Средневековья, Возрождения, Нового времени и Просвещения.
План лекции 1. Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии. 2. Место и значение философии в культуре гуманизма. Натурфилософия Возрождения: (Н.Кузанский, Д. Бруно, Н. Коперник). 3. Философия Нового времени и Просвещения (XVII- начало XIXвв.). Учение о методе в философии Нового времени. 4. Философия эпохи Просвещения. Французский материализм XVII1 века. Немецкое просвещение.
Основные понятия. Теоцентризм – основная черта философии средневековья, согласно которой реальностью, определяющей все сущее является не природа и не человек, а Бог. Патристика – (от: падре – отец) учение отцов церкви по толкованию, обоснованию христианства: Августин Блаженный, Тертуллиан и др. Форма философии раннего средневековья. Апологетика (от: апология- защита учения) – обоснование и защита христианского учения, тоже одна из форм философии раннего средневековья. Схоластика (греч. Школа) – средневековая форма философии и ее преподавания, когда философия выступала «служанкой» богословия в католических университетах. Гуманизм – (греч. – человек, человеческое) – признается ценность человека как личности, где – блага человека – высший и окончательный критерий. Пантеизм (греч. – пан – все, теизм – божественный) – тождество природы и Бога, который растворен в мире, в любых вещах. Здесь имеются элементы материализма, частичный отход от ортодоксального теизма. Субстанция – объективная реальность, всеобщая неустранимая основа всех вещей, причина самой себя. Монада – бесконечно малая частица бытия, имеющая и материальную и идеальную природу, из которого состоит все во Вселенной. Рационализм – учение в теории познания, согласно которому источником познания признается только разум, роль чувственного познания принижается или умаляется. Сенсуализм – учение, признающее ощущение единственным источником познания. Дуализм – философское учение, считающее материальную и духовную субстанции равноправными началами.
Эмпиризм – метод и методология познания, основанный на опытном исследовании. Сравни: рациональное, теоретическое исследование как методы познания. Томизм, неотомизм – официальная философская доктрина католического христианства, основанная на учении Фомы Аквинского.
Краткое содержание В античной философии началом всего являлась природа (космоцентризм). В средневековой же философии источником всякого бытия, блага и красоты является Бог. Средневековое мышление теоцентрично. Бог является реальностью, который создает и определяет все сущее. В основе христианского мышления лежат два важнейших принципа, не сводимых к мифологическому сознанию: и мышлению языческого (нехристианского) мира: идея творения (креационизм) и идея откровения (апокалипсис). Эти две идеи можно уподобить онтологическому (учение о мире) и гносеологическому (учение о познании) аспектам философии. Согласно христианскому догмату (Библии) Бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира. Учение, о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное (сверхъестественное) начало. Если античные боги были родственны природе, Бог христианства стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентальным, находящимся за пределами этого мира, вне сознания.
Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был теолог, монах Фома Аквинский (1225/26-1274). Он пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. При этом последнее было преобразовано таким образом, что оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Христа. Высшей фазой развития средневековой философии является схоластика, которая начинается с 1Х в. и продолжается до конца XV в. Мир, согласно представлениям схоластов не имеет даже самостоятельного существования, все существует лишь в отношении к богу. Схоластическая философия сосредоточилась на двух проблемах: на доказательстве существования бога и на споре номинализма и реализма. Вновь вспыхнул спор по вопросу: существуют ли реально универсалии или нет? Проблема универсалий уходит корнями в философии Платона и Аристотеля. Философской основой спора между реализмом и номинализмом был вопрос об отношении единичного и общего. Реализм приписывал существование лишь общему. Общее - это идеи, которые существуют до единичных вещей и вне их. Номиналисты не допускали реального существования универсалий – общее существует лишь после вещей. Крайние номиналисты считали общее пустым звуком, умеренные номиналисты отрицали реальность общего в вещах, но признавали его как мысли, понятия, имена, играющие важную роль в познании. Номинализм содержал материалистические тенденции, ибо исходил из реальности чувственного мира. Он подрывал схоластику изнутри и готовил почву для отделения философии от теологии, а также для нового естествознания.
2. Философия Возрождения (XV – XVI вв.) Эпоха возрождения ориентирована на искусство и в центре внимания оказывается человек. Философское мышление – антропоцентрическое. Индивид обретает самостоятельность, он представляет самого себя. Его позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта и он склонен приписывать все свои заслуги себе. Понимание человека в эпоху Возрождения отличается от античного и средневекового. Человек сам теперь – творец, а потому фигура художника – творца становится символом Ренессанса, он созидает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире – самого себя. В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Но понимание природы имеет новую специфику: христианский бог здесь утрачивает свой трансцендентный потусторонний характер, он как бы сливается с природой. Такая натурфилософия – есть пантеизм. Так, Николай Кузанский открыл принцип совпадения противоположностей в природе: максимума и минимума. Единое тождественно беспредельному бесконечному и этот принцип дал толчок для развития математики и астрономии. Тем самым Кузанский подготовил коперниканскую революцию, устранившую геоцентризм. Николай Коперник разработал принцип относительности: Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, помещенного им в центр мира. Джордано Бруно отождествляет космос с бесконечным божеством, получив тем самым и бесконечный космос. Эпоха Возрождения наложила глубокий отпечаток на характер всего последующего мышления в науке и философии. Происходит становление и укрепление наряду с монастырскими школами – университетской науки. Возрождение дало мощный импульс гуманитарным и естественным наукам. Оно заложило начала опытного естествознания Нового времени.
3. Развитие науки XVII века и социальные преобразования, связанные с переходом к индивидуально-промышленной технологии и ослаблением влияния церкви, вызвали новую ориентацию философии. Если в средние века она выступала в союзе с христианской технологией, а в эпоху Возрождения – с искусством и с гуманистическими тенденциями, то теперь философия опирается главным образом на науку. В силу особой значимости физики и математики абстрагироваться от их влияния на философию XVII в. невозможно. И лучше это сделать в процессе анализа трудов тех великих ученных, которые внесли решающий вклад в возникновение новой естественно-научной картины мира. Среди них Декарт, Галилей и Ньютон. Галилей прославился своими физическими экспериментами и астрономическими наблюдениями. Но философски содержательными явились его теоретические исследования, в первую очередь классический принцип относительности (1636). Опытами нельзя определить, покоится ли инерциальная система отсчета или движется равномерно и прямолинейно. Законы механики одинаковы, ибо все инерциальные системы отсчета физически равноправны. В философии XVII в. возникают 2 направления – эмпиризм и рационализм. Родоначальником эмпиризма является английский философ Ф.Бекон (1561-1626). В своих исследованиях он вступил на путь эксперимента и обратил внимание на его исключительную значимость для обнаружения истины. В отличие от Бэкона Р.Декарт (1596-1650) подчеркивает рациональное начало в познании. Разум – есть главный источник познания и более того, критерий его истинности. В таком случае Декарт сводит роль опыта к простой эмпирической проверке данных умственных построений. Кроме того, его рационализм предполагает наличие в человеческом уме врожденных идеи, которые априорно определяют результаты познания.
В теории познания Декарт был скептиком, на первое место выдвинул принцип сомнения. Но в решении вопроса о достоверности, ясности, отчетливости мысли ему пришлось преодолеть собственный философский скептицизм. Через достоверность мысли и существования мыслящего субъекта – «Я» – он идет к достоверности бытия вещей. «Мыслю, следовательно, существую».
Учение Декарта развил Спиноза (1632-1677), противопоставив дуализму Декарта принцип монизма. Согласно Спинозе, существует только единая, находящаяся вне сознания субстанция, которая является причиной самой себя и она не нуждается в иных причинах. Если Декарт начинает с «Я», то Спиноза – с объективной реальности. Понимать вещь – значит видеть за ее индивидуальностью универсальное, идти от модуса к субстанции. Спиноза пантеист: бесконечную природу отождествляет с Богом. В делах науки и философии пантеизм есть отход от абсолютного, Бога, творящего все Сущее, в т.ч. и природу. Так природа получает относительную самостоятельность. В этике Спинозы есть его известный тезис «Свобода – есть познанная необходимость». Но она не отражает реальной морально-правовой свободы в обществе, которая предполагает выбор из альтернатив. Это показало последующее развитие истории.
Философские взгляды Гоббса (1588-1679) базируются на чисто механическом принципе: реальны только тела, а их атрибуты – величина, движение и свойства – субъективны. Теорию познания Гоббс строит на определенных принципах сенсуализма: содержание знаний выводится из деятельности органов чувств и сводится к сумме элементов чувственных данных. Сенсуализм считает мышление принципиально не способным дать ничего нового по сравнению с чувственностью. Гоббс отрицает свободу воли, придерживаясь жесткого фатализма и отождествляя волю с природной силой. Учение о теле, учение о человеке и учение о гражданине – вот предмет философии Гоббса.
В научно-философских построениях В.Г. Лейбница (1646-1716) мир состоит из мельчайших элементов, или монад, имеющих в своей природе материальное и духовное начала бытия одновременно. Так к понятию субстанции Спинозы прибавляется понятие деятельной силы, которая присуща монадам. Однако Лейбниц «изъял» из единой субстанции Спинозы его пантеистически понимаемого Бога. Единство и согласованность монад есть результат «предустановленной гармонии». В логике Лейбниц разработал рациональную символику, законы доказательства, он – один из зачинателей современной символической и математической логики.
В историю человечества XVII1 век вошел как эпоха Просвещения в странах Запада затем и в России. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума, науки и просвещения народных масс. Центром, вокруг которого сгруппировались прогрессивные философы Просвещения были Ф. Вольтер, Ж. Руссо, а также французские материалисты: Д.Дидро, П.Гольбах, К. Гельвеций, Ж. Даламбер, Ж. Ламетри, Кондильяк.
Контрольные вопросы 1. Объясните, почему философия в средние века стала «служанкой» теологии? 2. Почему в определенные периоды возникают вырожденные формы философии: перерождение ее в богословие, теологию, в специально-научные вопросы или в моральные доктрины? 3. В чем различие позиций номиналистов и реалистов? 4. Человек – как творение Бога (средние века) и человек как творец самого себя (Возрождение). В чем различие этих двух подходов? 5. Сформулируйте основные принципы рационализма Р. Декарта. 6. Верно ли изречение Спинозы «Свобода есть познанная необходимость» в свете современной философии? 7. Почему антиклерикальная и антирелигиозная ориентация представителя «третьего сословия» Ф. Вольтера не выливается в отрицание религии как таковой? 8. В чем коллизия частной собственности и общей справедливости в эпоху Просвещения и в наше время?
Темы рефератов 1. Теоцентризм как основа философии европейского средневековья. 2. Реализм и номинализм о природе общих понятий. 3. Фома Аквинский: систематизатор средневековой схоластики. 4. Искусство Возрождения: живопись, скульптура, поэзия, литература, драматургия. 5. Д.Бруно о бесконечности звездных миров. 6. Ньютоновская классическая наука и становление индустриального общества. 7. Экспериментальный метод и метод индукции Бекона. 8. Сенсуализм Т. Гоббса и Д. Локка. 9. Правовые идеи Т. Гоббса. 10. Субстанция, атрибуты и модусы Б. Спинозы. 11. Критика тезиса Б. Спинозы «Свобода есть познанная необходимость».
Рекомендуемая литература 1. История философии в кратком изложении. Пер. с чешского Богута И.И. – М., 1991. 2. История современной зарубежной философии. –СПб, 1997. 3. Дж. Реале, Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. –СПб, 1994. 4. Курбатов В.И. история философии. –Р/Д, 1997. 5. Переведенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии (античность, средневековье, эпохаВозрождения). –М., 1999. 6. Кузнецов Б.Г. История философии для физиков и математиков. М., Наука, 1978. 7. Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современости. –М., Гранд, 1998. 8. Философы и философия. Жизнь. Судьба. Учение. – Остожье, 1998. 9. Поликарпов В.С. История религий. Лекции и хрестоматия. –М., 1997. 10. Новейший философский словарь. –Минск, 1999. 11. Таранов П.С. Острая философия. Выдающиеся сюжеты овладения неизвестным – Симферополь, 1998. 12. Хрестоматия по философии. М., МГУ, 1998. 13. Философский энциклопедический словарь. Сост. Е.Ф. Губский и др. М., ИНФРА, 1999. 14. Канке В.А. Философия: исторический и систематический курс. М., 2001.
|