![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: русская философия
План лекции 1. Основные этапы развития русской философии 2. Русская историософия 3.Философия всеединства (В.Соловьев, Н.Бердяев, В.Вернадский и русский космизм)
Основные понятия Богочеловечество - личное и общечеловеческое спасение человека в сотрудничестве с Богом (В. Соловьев). Русская идея - идея особой судьбы и предназначения России. Является центральной во всей русской философии. Сформировалась в XVI веке и явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. В дальнейшем " русская идея" разрабатывалась в период XIX-XX вв. (П. Чаадаев, Ф. Достоевский, Н. Бердяев, В. Соловьев и др.). Суть ее в том, что именно Россия должна стать во главе движения к общечеловеческой цивилизации на основе христианства. Соборность - философский принцип славянофилов (разработан А.С. Хомяковым). Он решает проблему сочетания свободы и необходимости в преодолении как индивидуализма, так и коллективизма в утверждении принципов свободы и любви, которые есть в русской православной церкви.
Византизм - концепция поздних славянофилов (разработана К.Н. Леонтьевым). Ее сторонники считают, что в русском народе сильны идеи монархического государства, православия, отказа заботиться о земных благах, составлявшие основу духовной и политической жизни Византии. Поэтому Россия есть не Европа, а православный Восток. Космизм - учение, согласно которому процессы развития на земле и в обществе взаимосвязаны с космическими. Поэтому человечество способно объединиться на разумных началах и общечеловеческих ценностях. Космизм разработан такими философами как Н. Федоров, В. Вернадский, К. Циолковский. Европоцентризм - учение, согласно которому Европа признавалась лидером мировой цивилизации. Восточноцентризм - принцип ограничения роли европейской культуры в развитии мировой и русской культуры. Разработан евразийством (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Вернадский, Л.Н.Гумилев).
Краткое содержание Всякая форма философствования несет на себе печать национально-культурного своеобразия. Поэтому следует выделять национальные типы философии, в том числе и русскую философию. Всему миру известны не только русские поэты, писатели, композиторы, но и философы. Наряду с именами Пушкина, Лермонтова, Чайковского должны стоять имена философов, таких как Чаадаев, Хомяков, Соловьев, Бердяев и другие.
Русская философия развивалась под влиянием византийской христианской философии. Реформы Петра I способствовали наиболее полному ознакомлению русских мыслителей с западноевропейской философией 17-18 веков. Начало последовательного и своеобразного развития русской философии справедливо относят ко второй четверти XIX в. После революции 1917 г. многие философы оказались в эмиграции. Философия русского зарубежья дала целую плеяду великих мыслителей. Современные российские философы достойно продолжают традиции своих предшественников. Для русской философии характерна преемственность, особенно это касается религиозного направления. В целом русскую философию можно разделить на два направления, западническое и славянофильское. Западники были убеждены, что россиянам надо учиться философии у Запада. К ранним западникам относят П.Я. Чаадаева, Н.В. Станкевича, В.Г. Белинского, А.И. Герцена. Западники пропагандировали и защищали идею " европеизации" России. Они считали, что страна должна преодолеть вековую экономическую и культурную отсталость и стать полноправным членом европейской цивилизации. Западники критиковали церковь, тяготели к материализму. Из их среды выросли революционные демократы (В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский). Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был П.Я. Чаадаев. Философия Чаадаева связана с тревогой за судьбу России. Он видел особый путь России в том, что она находится между Западом и Востоком и обладает исключительностью. У нее особое предназначение. Взгляды Чаадаева сыграли роль в оформлении идей как западников, так и славянофилов.
Оригинальным русским философским течением являлось славянофильство. Славянофилы обосновали идеи особой, мессианской роли России в мире. Из этого направления вышла русская религиозная философия. Славянофилы, среди которых выделялись своим философским потенциалом И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и особенно А.С. Хомяков, стремились опровергнуть немецкий тип философствования и выработать на основе исконно отечественных идейных традиций особую русскую философию. В отличие от западников они идеализировали русскую старину и полагали, что установление благопристойного миропорядка в России лежит не через заимствования ею западных политических структур, а в возвращении к истокам, в органическом развитии патриархального уклада русской жизни, которое было насильственно и искусственно прервано реформами Петра.
Славянофилы утверждали, Россия не просто не Запад, она антипод Запада, у нее свой особый способ бытия и путь развития, у нее иной тип цивилизации. Классическому славянофильству не суждена была долгая жизнь, из-за европейской ориентированности царского правительства. Однако идеи национальной самобытности, великой миссии России, особых свойств русского народа и противопоставления Западу еще долго витали в воздухе и будоражили многие умы. Идеи славянофилов развивали в конце XIX в. Данилевский и Леонтьев. В своей работе «Россия и Европа» Данилевский показал мировой исторический процесс как развитие и смену культурно-исторических типов или самобытных цивилизаций. К.Н. Леонтьев разработал концепцию византизма. Он считал, что Россию нужно изолировать от Европы и тогда она даст миру новую культуру. У Леонтьева идея противопоставления России Европе достигла своего апогея. Самобытной частью наследия русской философии является идеология евразийства, которая до относительно недавнего времени была малоизвестной. Возникшее в начале двадцатых годов в среде русской эмиграции и объединившее философию, историю, географию, экономику, психологию и другие области знания, евразийство явилось новым и в то же время достаточно традиционным для России течением мысли. Наиболее известными евразийцами были: лингвист, филолог и культуролог кн. Н.С. Трубецкой; географ, экономист и геополитик П.Н. Савицкий; философ Л.П. Карсавин; религиозные философы и публицисты Г.В. Флоровский, В.Н. Ильин; историк Г.В. Вернадский; музыковед и искусствовед П.П. Сувчинский; правовед Н.Н. Алексеев; экономист Я.Д. Садовский; критики и литературоведы А.В. Кожевников (Кожев), Д.П. Святополк-Мирский; востоковед В.П. Никитин; писатель В.Н. Иванов. Евразийство было оригинальной концепцией, имеющей свои философские корни и свою идеологию. Определены основополагающие идеи евразийства как историко-культурной концепции: идея о России как Евразии - особом этнографическом мире со своей самобытной культурой, идея об особом месте России- Евразии в мировой истории и особых путях ее развития; идея культуры как симфонической личности; идея распространения Церкви, Православия.
В истории русской философии особое место занимает В.С. Соловьев. Философию Соловьева называют философией всеединства. Она заключалась в следующем: 1) сущность Абсолютного есть положительное всеединство, т.е. единая, целая, безусловная идея; 2) личностный аспект, теологический - София, божественная премудрость, мистическая сторона его мировоззрения. Именно в трудах Соловьева " русская идея" приобрела свое полное и философски осмысленное воплощение. Представителем экзистенциализма в русской религиозной философии был Н.А.Бердяев, представитель философии русского зарубежья. Его взгляды эсхатологичны, устремлены в будущее. Рассматривая человека Бердяев выделяет в нем свободу воли и духа. Основные идеи этого известного философа выражены в
следующем: 1) идея свободы определяет всю онтологию; 2) нет единого основания в философских взглядах; 3) идея творчества и объективации; 4) эсхатологический смысл истории; 5) 2 ряда оснований: А. свобода, дух (бог), личность (я), Б. необходимость, мир, феномен. Мир объектов лишен духовности. Творящий субъект включает мир в себя, его внутренняя жизнь открыта для свободы. Центральное понятие в философии Бердяева - Личность, которая связывает человека с миром свободы и творчества. Интересным явлением в русской философии было направление, которое получило название космизм. В русском космизме встает проблема единства человека с космосом, космической природы человека (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский). Концепции космизма опирались на эволюционные воззрения, которые были популярны в России. В русском космизме существовали тенденции фантастики, богословия. По Федорову человек даже способен благодаря познанию, опыту и труду обрести бессмертие, воскресить ушедшие поколения. Личность в космизме обладая индивидуальностью в то же время неотрывна от всеобщего.
Центральной идеей русской философии был поиск и обоснование особого места и роли России в общей жизни и судьбе человечества. Русская философия обладает своими особыми чертами благодаря своеобразию исторического развития России. Для нее характерна социальная направленность. Русская философия развивая идею самобытности главным условием ее ставила религиозное начало, а именно - православие.
Контрольные вопросы
1. В чем специфика русской философии? 2. " Умом Россию не понять…". В чем главное различие во взглядах западников и славянофилов? 3. Что такое " русская идея"? 4. Как вы понимаете " философию Всеединства" В. Соловьева? 5. Какова роль православия в истории русской философии? 6. В чем уникальность такого направления как русский космизм? 7. На основе взглядов славянофилов, Н. Данилевского и К. Леонтьева попытайтесь обосновать идею об особой миссии русского народа. 8. Как понималось представление " Запад-Россия-Восток" в евразийстве?
План семинарского занятия 1. Идея всеединства в философии В.Соловьева, Н.Бердяева, В.Вернадского 2. Русская идея в философии: - западничества - славянофильства - евразийства
Темы рефератов 1. Проблема человека в русской философии 2. Русская идея В.С. Соловьева 3. Русская идея Н.А. Бердяева 4. Проблема гармонии " человек-природа" в русском космизме (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский) 5. Судьба России 6. Специфика русской философии в период эмиграции 7. Влияние православия на русскую философию 8. Восток в евразийской мысли 9. Русская цивилизация 10. Евразийские взгляды Л.Н.Гумилева
Рекомендуемая литература 1. Радугин А.А. Курс лекций. - М.: Изд-во ЦЕНТР, 1996. 2. Русские философы (конец XIX-сер XX века): Антология. Вып. 1 /Сост.: А.Л. Доброхотов, С.Б. Неволин, Л.Г. Филонова. - М.: Изд-во " Кн. палата", 1993. 3. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Высшая школа, 1991. 4. Бердяев Н.А. Русская идея. - М.: Наука, 1990. 5. Сухов А.Д. Русская философия. Пути развития. - М.: Наука, 1989. 6. Гиренок Ф.И. Русские космисты. - М.: Знание. Сер. Философия и жизнь, 1990. - No 2. 7. Мир России - Евразия: Антология. (Сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская). - М.: Высш. шк. - 1995. 8. Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. - М.: Аграф, 1999. 9. Савицкий П.Н. Континент Евразия. - М.: Аграф. - 1997. 10. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. - М.: 1993. 11. Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи. - М.: 1993. 12. Бессонов Б.Н. Судьба России: Взгляд русских мыслителей. - М.: 1993. 13. Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. - СПб, 1992.
|