![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ф. Бэкон - основоположник эмпирического направления в философии.
а) Основателем эмпирического (опытного) направления в английский философ и политический деятель (в 1620 -1621 гг. - лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля). б) Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона - эмпиризм (т.е. в основе познания лежит исключительно опыт): - чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию; - истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью; - главные задачи знания и опыта - помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе. Nb: В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: «Знание -сила». 3) Индукция как главный метод эмпирического познания. а) Методологическая инновация Бэкона - главным б) Определение: индукция - это обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством Nb: Метод индукции Бэконпротивопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов. в) Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта - в расширении возможностей, интенсификации процесса г) Недостаток индукции - ее недостоверность, вероятностный д) Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, - в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания. 4) Три " Пути познания" Бэкона. а) Это: " путь паука"; " путь муравья"; " путь пчелы". - " Путь паука" - получение знания из " чистого разума", то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты - " Путь муравья" - такой способ получения знаний, корда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод - " Путь пчелы", по Бэкону, - идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства " пути паука" и " пути муравья" и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по " пути Вывод: лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом. 5) Препятствия на пути познания (" призраки"). а) Фрэнсис Бэкон выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание. Данные причины философ иносказательно называет " призраками" (" идолами") и определяет четыре их разновидности: призраки рода; призраки пещеры; призраки рынка; призраки театра. 6) Призраки рода и призраки пещеры - врожденные - В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познания через культуру человека (рода) в целом - то есть человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откладывает - Во втором случае (призраки пещеры) речь идет о Nb: В итоге личность человека (его предрассудки, заблуждения «пещера») отражается в конечном результате познания. в) Призраки рынка и призраки театра - приобретенные заблуждения. - Призраки рынка - неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений. Призраки театра - влияние на процесс познания существующей философии. Nb: Зачастую при познании старая философия мешает проявлять 6) Попытки классификации наук и значение философии Ф. Бэкона. а) Ф. Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся науки. Основание классификации - свойства человеческого ума - память; - памяти соответствуют исторические науки; - воображению - поэзия; - рассудку - философия, что составляет основу всех наук. Nb: Философию Бэкон определяет как науку о Боге, природе, человеке. б) Каждый из трех предметов философии человек познает - природу - непосредственно с помощью чувственного - Бога - через природу; - себя - через рефлексию (то есть обращенность мысли на в) В результате философия Ф. Бэкона: - оказала огромное влияние на философию Нового времени, английскую философию, философию последующих эпох: было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии; - гносеология (наука о познании) поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из двух главных разделов любой философской системы; - определена новая цель философии - помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности (тем самым Бэкон косвенно заложил основы будущей философии американского прогматизма); - предпринята первая попытка классифицировать науки.; - дан импульс антисхоластической, буржуазной философии как Англии так и Европы в целом. 7) Философия Т. Гоббса. Учение о познании и государстве. " Левиафан". а) Томас Гоббс (1588 - 1679), ученик и продолжатель б) Основные постулаты: - решительно отвергал теологическую схоластическую философию; - целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу; - в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; - критиковал рационалистическую философию Декарта; был убежденным материалистом; - считал важнейшей философской проблемой вопросы - основной предмет философских интересов Гоббса - гносеология (учение о познании) и проблема государства (считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию). в) Чувственное восприятие - это получение органами чувств - сигналы - звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений («пение» птиц, рычание хищников, мяуканье и т. д.); - метки - различные знаки, придуманные человеком для общения; - естественные знаки - «сигналы» природы (гром, молния, тучи и т, д.); - произвольные коммуникативные знаки - слова - знаки к роли «меток» - специальная «закодированная» речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т. д.); - знаки знаков - имена имен - универсалии (общие понятия). Nb: В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование как индукции, так и дедукции. г) Проблема общества и государства, по Гоббсу, - главная в д) Философ стал автором всемирно известной книги - человек обладает изначально злой природой; - движущей силой действий человека являются личная - право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и - в целях совместного выживания люди заключили общественный (совместный) договор, в котором ограничили свои притязания и «право всех на все»; - для предотвращения «войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе - государство; - чтобы эффективно выполнять свои очень трудные - государство - непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище " Левиафан", которое «пожирает и сметает все на своем пути» - сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания 8) Философия Дж. Локка. Таbиlа rаsа. Разделение властей. а) Джон Локк (1632 - 1704) развил многие философские идеи б) Можно выделить следующие основные положения - мир материалистичен; - в основе познания может лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»); - сознание - пустое помещение (еmрtу саЬinеt), которое в всемирно известным высказывание Локка о сознании как о «чистой доске», на которой записывается опыт - tаЬи1а гаsа); - источником опыта выступает внешний мир; - цель философии - помочь человеку добиваться успеха в - идеал человека - спокойный, законопослушный, добропорядочный джентельмен, который повышает свoй уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии; - идеал государства - государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга. Вопрос III. Немецкая философия Нового времени. 1) Лейбниц - завершитель философских традиций Нового времени, предшественник немецкой классической философии. а) Готфрид Лейбниц (1646 - 1716) - немецкий ученый- математик, юрист, философ - считается последним видным представителем философии Нового времени и предшественником немецкой классической философии. б) Лейбниц принадлежал к философскому направлению - субстанции; - познания. 2) Теория о множественности субстанций -Монадология а) Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве: - Во-первых, он не принял дуализма Декарта в смысле разделения им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме самого себя), с одной стороны, - на высшую - - Во-вторых, по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Декарта, так как разделил все модусы (единичные вещи - проявления субстанции) на два класса б) В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие: - весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу; - данные субстанции называются монадами (в переводе с - монада проста, неделима, не имеет протяжения, не - монада обладает четырьмя качествами: стремлением, - по своей сути монада - это деятельность, единое, - в силу непрерывности своего существования монада осознает себя; монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по-мнению Лейбница: «не имеют окоп, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти»).
|