Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Алгоритмы вторичной обработки ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Как было сказано выше, для нахождения полного вектора потребителя необходимо измерить задержку и доплеровское смещение относительно четырех спутников. Для нахождения координат в СНС обычно используются псевдодальномерные методы; для Нахождения составляющих скорости псевдорадиальноскоростной метод. При решении нелинейных уравнений вида применяются как прямые, так и итерационные алгоритмы. Прямые алгоритмы используют для начального определения вектора потребителя при значительной исходной неопределенности координат. Итерационные алгоритмы чаще применяются для уточнения априорно известных координат потребителя (отыскания поправок). Условием применимости итерационного алгоритма является равенство числа определяемых параметров числу измерений. Иными словами, необходимо измерить псевдодальности до четырех спутников. На практике, причем в большинстве случаев, потребитель может получить результаты более, чем четырех измерений. Логично будет предположить, что большее число измерений можно использовать для повышения точности. Возникает потребность в алгоритме обработки избыточных измерений.
Факторы, влияющие на точность определения вектора потребителя В реальных условиях на точность определения вектора потребителя влияет множество факторов. Рассмотрим эти факторы применительно к псевдодальномерному методу. Будем полагать, что применяется минимально возможное число измерений, равное количеству неизвестных координат потребителя. Источники возникновения дальномерной погрешности можно разделить на три группы по их происхождению: • вносимые контрольно-измерительным комплексом; • вносимые оборудованием навигационного спутника; • возникающие на трассе распространения сигнала; • вносимые приемоиндикатором потребителя. Первые две группы погрешностей связаны между собой и обусловлены, в основном, неидеальностью частотно-временного и эфемеридного обеспечения НКА. Погрешности частотновременного обеспечения возникают при сверке и хранении бортовой шкалы времени НКА. Эти погрешности непосредственно и весьма значительно влияют на определение расстояния до спутника. Например, сдвиг излучаемых дальномерных кодов и меток времени на 1 мс соответствует погрешности измерения дальности в 300 км. Стабильность бортовой шкалы времени зависит от стабильности бортового эталона частоты (" атомные часы"). Кроме аппаратных методов повышения стабильности шкалы, применяются алгоритмические методы, основанные на известных математических моделях поведения бортовых эталонов, и позволяющие прогнозировать отклонение. К дальномерным погрешностям частотно-временной области можно отнести и погрешности, вносимые групповой задержкой навигационного сигнала в аппаратуре спутника. Степень достоверности частотно-временных поправок зависит от их " возраста", т.е. от срока, прошедшего с момента их загрузки в память бортового вычислителя. В ситуации, когда происходит затмение спутника или коррекция его орбиты, возможно длительное отсутствие коррекции. Погрешности в определении параметров НКА и непрогнозируемые смещения НКА относительно экстраполированной орбиты приводят к возникновению эфемеридных погрешностей. Погрешности, возникающие на трассе распространения сигнала относятся к наименее предсказуемым и в силу этого могут значительно влиять на точность местоопределения. Атмосфера Земли способна влиять на распространение радиоволн, причем это влияние не всегда поддается прогнозированию. Рефракция радиоволн (искривление пути распространения) вносит дополнительные задержки сигнала. На распространение радиоволн влияют тропосфера, расположенная у поверхности Земли и до высоты в 12 - 18 км, и ионосфера, представляющая собой слой атмосферы от 60... 100 и до 500... 1000 км.
Основная проблема при компенсации ионосферной задержки состоит в том, что значение задержки очень широко меняется в зависимости от региона, в котором расположен приемоиндикатор, времени суток и года, солнечной и геомагнитной активности. Известно, что ионосферные задержки наиболее сильны на низких широтах. К погрешностям, возникающим на трассе распространения сигнала, можно отнести погрешности, возникающие по причине многолучевого распространения. В реальных условиях на вход приемоиндикатора обычно поступает не только прямой сигнал со спутника, но и множество переотраженных сигналов от соседних зданий, морской и земной поверхностей. Причем, в некоторых случаях, уровень отраженного сигнала может оказаться сопоставимы с уровнем прямого. Влияние отраженных сигналов особенно заметно для авиационных потребителей, которые находятся на большом расстоянии от отражающих объектов, так как в этом случае возрастает разность между задержками прямого и отраженного сигналов. Из-за одновременного поступления на антенну приемоиндикатора нескольких переотраженных сигналов возможна их взаимная интерференция и срыв слежения фазовых систем. Наиболее тяжелая картина многолучевого приема возникает в городских условиях, в окружении высотных зданий, когда погрешность может достигать 100 м. Для снижения погрешности в приемниках стандартной точности применяются узкополосные корреляторы, уменьшающие погрешность до 10 м. Использование сигналов высокой точности снижает погрешность многолучевого приема до 3 м. Следующим, по порядку прохождения сигнала, источником дальномерных погрешностей является схема приемоиндикатора. Основным источником погрешностей являются схемы слежения за задержкой огибающей и несущей сигнала. Принято различать шумовые и динамические погрешности. На точность определения пространственно-временных координат потребителя оказывает влияние взаимное расположение НКА и потребителя. Следовательно, возникает задача выбора оптимального рабочего созвездия НКА, при котором обеспечивается заданная точность измерений. Существует такое понятие, как коэффициент геометрии Кв, являющийся мерой уменьшения точности навигационных определений из-за особенностей взаимного расположения НКА и потребителя.
|