![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ объема производства и реализации продукции.
Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста Задачи анализа произ-ва и реализации продукции: - оценка динамики и степени выполнения плана пр-ва и реализации продукции; - определение влияния факторов на изменение величины этих показателей; - выявление внутрихоз-х резервов увеличения выпуска и реализации продукции; - разработка рекомендаций по освоению выявления резервов. Объем произ-ва продукции может измеряться в натуральных единицах измерения (штуках, кг), условно-натуральных измерителях (условный автомобиль) и иметь стоимостное выражение (тыс. руб.). Обобщающим показателем произ-ва и реализации продукции является стоимостная оценка. Объем производств может быть отражен двумя показателями: объемом товарной и валовой продукции. Товарная продукция - это стоимость всех пр-ных товаров или услуг. Объем товарной продукции характеризует масштабы произ-ной деят-ти пр-тия. Валовая продукция включает в себя, помимо стоимости всех произведенных товаров и услуг, незавершенное производство. Объем реализации продукции может определяться двумя способами: - стоимость отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг; - стоимость оплаченных товаров, работ и услуг. Анализ произ-ва и реализации продукции начинается с изучения динамики произ-ва и реализации товаров. При этом осуществляется расчет темпов роста произ-ва и реализации (как цепных, так и базисных), а также темпов прироста. С использованием значений показателей объемов произ-ва и реализации по каждому товару и по предприятию в целом рассчитываются следующие показатели: - абсолютные отклонения значений последующего периода от значений предшествующего периода; - относит-е отклонения- как отн-е абсолютного отклонения к значению предыдущего периода, в процентах. Темп роста- отн-ие (в виде коэфф-та или в процентах) значения показателя последующего периода к значению показателя предыдущего периода. Темпы роста базисные Тб = (Пi/По) 100 Темпы роста цепные Тц = (Пi/По-1) 100 Темп прироста — отношение (в виде коэфф-та или в процентах) абсолютного прироста к предыдущему значению. Темп прироста можно рассчитать и следующим образом: из темпа роста (в коэфф-тах) вычитается единица или из темпа роста (в процентах) вычитается 100. Важным этапом анализа произ-ва и реализации продукции является анализ выполнения плана. Анализ степени выполнения плана проводится как для каждого товара, так и по предприятию в целом. С использованием значений показателей объемов произ-ва и реализации определяются: - абсолютные отклонения значений последующего периода от значений предшествующего периода; - относительные отклонения — как отношение абсолютного отклонения к значению предыдущего периода, в процентах. Оперативный анализ произ-ва и реализации продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года. Кроме того, анализ произ-ва и реализации продукции включает в себя и составление товарного баланса. В случае если предприятие учитывает объем реализации по отгрузке, составляется следующий товарный баланс: ГПнач + ОП = ОР + ГПкон, где ГП — запасы готовой продукции на начало и конец периода, тыс. руб.; ОП — объем произ-ва, тыс. руб.; ОР — объем реализации, тыс. руб. Если предприятие учитывает реализацию по оплате, то баланс будет выглядеть следующим образом: ГПнач + ОП + ОН = ОР + ГПкон + ОН, где ОН — отгруженная, но не оплаченная продукция. Невыполнение плана реализации продукции может привести к чрезмерному росту запасов готовой продукции, повышению затрат на складирование, охрану и т. д. Так же отрицательно на деят-ти предприятия может сказаться как невыполнение плана произ-ва, так и, в некоторых случаях, чрезмерное перевыполнение планируемого объема произ-ва. Коэфф-т выполнения договорных обязательств находится путем деления разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам и его невыполнением на плановый объем поставок. К = (Пплан – Пн)/Пплан, где К - коэфф-т выполнения договорных обязательств; Пплан — плановый объем поставок, тыс. руб.; Пн - недопоставка продукции, тыс. руб. Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах. Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция. Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах. Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства. Реализованная продукция - стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.
|